Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Эпос об утраченном мире

13 января, 2005 - 20:30

С понедельника на СТБ начался показ известного российского многосерийного документального проекта «Намедни. 1961—1991» с Леонидом Парфеновым (на фото). Среди наших телезрителей, пожалуй, трудно найти человека, который не смотрел, по крайней мере, нескольких серий. Тем не менее, не нужно быть предсказателем, чтобы определить, что и на этот раз проект найдет своего зрителя. Казалось бы, Леонид Парфенов не рассказывает ничего нового, только напоминает нам о нашем же прошлом. Но напоминает так, что «Намедни» можно смотреть снова и снова. О феномене успеха «Намедни» написано достаточно много. И все же «День» попытался еще раз разобраться, в чем заключается секрет долгой телевизионной жизни этого проекта.

По мнению генерального продюсера СТБ, режиссера-документалиста Дмитрия ХАРИТОНОВА , главный секрет в том, что «это очень качественная работа. Немаловажно еще то, что, в отличие от других работ (а попыток сделать нечто похожее на «Намедни» предпринималось не так уж мало), этот проект — без выводов. При этом берутся и сопоставляются события и явления, казалось бы, совершенно несопоставимые, но в то же время такие, которые определили наш образ жизни. Как, например, окончание войны во Вьетнаме и лев дрессировщиков Берберовых, военный переворот в Чили и выход фильма «17 мгновений весны» (обо всем этом идет речь в выпуске, посвященном 1973 году). Или 1986 год: крушение теплохода «Адмирал Нахимов», невероятный успех фильма «Спрут» (впервые мы увидели на своих экранах фильм о борьбе с мафией), группа «Модерн Токинг», которая тогда звучала повсюду: из окон общежитий, на всех дискотеках, в кафе. И все это без морализаторства, очень часто с иронической подачей — получилось просто здорово. Кроме того, в программе, если она хорошо сделана, сохраняется энергетика, в том числе энергетика ведущего. А Парфенов, конечно, — ведущий незаурядный. И поэтому эти программы можно смотреть много раз и многие годы спустя, эту «энциклопедию советской и российской жизни» можно выпускать на DVD, раз в год можно показывать на каждом канале, и все равно люди будут смотреть. Ведь, как говорит Парфенов, это те события, без которых нас невозможно представить и еще труднее — понять. Скажем, вино «бормотуха» наравне с какими-то другими вещами, определило стиль жизни многих людей; не зная этого, понять нас действительно очень тяжело».

Как сообщил Дмитрий Харитонов, СТБ планирует показать и продолжение проекта, то есть серии, посвященные событиям после 1991 года — до 2004 года включительно. Поскольку, отмечает он, и после 1991 года Украина и Россия продолжали оставаться в общем пространстве, и такие события и явления, как, например, рекламные ролики «МММ», убийство Влада Листьева, подпольная водка, 50 лет окончания Второй мировой войны и др., касались и Украины.

Основываясь на опыте работы российской студии «Смак» (а Дмитрий Харитонов является и ее продюсером), в частности, над телепроектом «Исторические хроники с Николаем Сванидзе», генеральный продюсер СТБ отмечает, что энциклопедические и исторические вещи всегда будут интересны зрителю, вопрос — как это сделать. «Нужно это делать вкусно. Идея — это полдела, вторая половина дела — это ее воплощение. Сила «Намедни», помимо личности самого Парфенова, еще и в том, что у него блестящая команда журналистов. Казалось бы, возьмите и повторите, но не так-то просто это сделать».

А тележурналист Марк ГРЕСЬ («Интер»), в послужном списке которого, помимо прочего, такие проекты, как «Былое-Намедни» (совместно с Леонидом Парфеновым), «Азартные игры во власть, или Политическая история Украины», считает, что «программа «Намедни» — это как старые фотографии в выпускном альбоме. Бывает, случайно откроешь, большинство лиц уже толком и не помнишь, а потом по крупинкам начинаешь выдергивать из себя воспоминания, выстраивать логику той жизни, которой уже больше нет и никогда не будет. Старые фотографии — это даже лучше, чем встреча со старыми друзьями. Друзья повзрослели, постарели, мы даже воспоминаниям предаемся уже современным языком. А современный язык не передает истинного духа детства, юности, молодости и т.д.

В жанре исторического альманаха работали, в принципе, многие журналисты, но Парфенову удалось найти те массивы информации, которые у зрелого человека вызывают самое ценное — ассоциацию. В этом случае конкретный исторический факт становится не просто напоминанием о событии (вовсе не оно важно), факт становится поводом для того, чтобы вспомнить себя в разрезе этого факта. Вспомнить, каковой была моя реакция на то или иное событие. А вспоминая свое реакцию, я могу сравнить себя — того — с собой нынешним.

Второе. «Намедни» — это же не только хроника и Парфенов. Это проект, который и сегодня с профессиональной, режиссерской точки зрения выглядит куда современнее, чем тысячи современных телепроектов. Это абсолютно очевидно, потому что по идеям оформления он современнее всего из ныне производящегося у нас, в Украине (в той же России есть очень серьезные документальные проекты, например, «Советская империя»).

И третье. «Намедни» — это эпос, а эпосы не устаревают довольно долго. С этой точки зрения, большая ошибка украинского телевидения заключается в том, что оно не рискует в области этих самых эпосов. Наш современный телепродюсер может выбросить колоссальные деньги на простенький мыльный сериал. Но он испугается рискнуть четвертью этих средств на производство полнометражного документального эпоса. А вот я уверен, что качественный документальный продукт может дать куда больший рейтинг, не говоря уже о том, что его без ущерба общеканальному рейтингу можно показать во второй-третий-четвертый-пятый-десятый раз. В этом отношении полновесная документалистика получается куда выгоднее, чем производство мыльных сериалов. Я, когда работал с Парфеновым над проектом «Былое- Намедни», разговаривал с ним о том, насколько это выгодно. Я сейчас точно не назову цифру, но помню, что, по его словам, только доходы от продажи видеокассет (а сборники «Намедни» продаются до сих пор) покрыли в три—четыре раза стоимость всего производства сериала. Не говоря уже о том, сколько раз он был продан в Украине и в России». Как отмечает Марк Гресь, проект «Намедни» будет интересен еще достаточно долгое время, в том числе и по такой элементарной причине, что далеко не все люди посмотрели все серии. А, кроме того, это ведь «напоминание об утраченном мире, а нам хочется вспомнить в этой нашей дикой нынешней жизни о том, какая была дикая, но в то же время нормальная жизнь в те времена».

А шеф-редактор службы информации ICTV и сопродюсер вышедшего в прошлом году документального проекта «Нового канала» о новейшей истории Украины «Тим часом» Кирилл ВЫШИНСКИЙ говорит о трех составляющих несомненного успеха «Намедни». «Во-первых, это тема. Взгляд на прошлое всегда будет интересен — с точки зрения ностальгии, с точки зрения желания разобраться, что там было, вспомнить. Второе, несомненно, — это персонаж рассказчика. Я уверен, что Парфенова можно легко сравнивать с такими великолепными телевизионными рассказчиками прошлого, как Ираклий Андроников или Юрий Лотман. И третье, что есть в этом сериале и что очень важно для такого жанра и вообще для сегодняшнего зрителя, и, может быть, в первую очередь для украинского — это рефлексии по поводу своего собственного прошлого. Это анализ собственной жизни, жизни страны и себя как частички этой страны. Ведь ни для кого не секрет, что те, кому сегодня за 30 или, скажем, за 35, — это люди, выросшие в Советском Союзе, сформированные тогда. И естественно, что для них рефлексия по поводу собственного прошлого — это всегда очень важный элемент жизни. Т.е. это осознание себя, какими мы были, какими мы стали, что с нами происходило и что нас окружало тогда и — какие-то мысли по поводу того, какими мы можем быть. Но это уже — за кадром, зрителю для размышления». По мнению Кирилла Вышинского, «Намедни» — это тот нетленный проект, на который телевизионщикам всегда можно делать ставку. В этом мнении он не одинок. И поэтому впору говорить не только о феномене «Намедни», но и феномене российского телевидения, на котором сегодня нет Леонида Парфенова. Напомним, что в середине прошлого года его информационно-аналитическая программа «Намедни», выросшая из одноименного проекта, была закрыта, а в декабре 2004 года он был назначен главным редактором журнала «Русский Newsweek». Кто знает, может быть, в недалеком будущем этот факт его биографии станет маленьким штрихом в очередном выпуске «Намедни» — штрихом, характеризующим эпоху... Хочется верить, что этот выпуск мы все-таки сможем увидеть на телеэкране.

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ