Леонид Воеводин всегда посвящал свои программы публицистическому разговору о литературе и искусстве, национальном самосознании и истории, талантливо работая в сфере авторского телевидения, тогда, когда на украинском телевидении не употреблялась даже такая дефиниция. Его циклы разных лет: «Канал «Д», «І святе, і грішне», «Наодинці з усіма», «Іскра божа», «Авансцена» и др. вызывали обсуждения, споры среди коллег, многочисленные письма телезрителей.
Неудивительно, что большой личный архив автора представляет сейчас особую ценность. И вызывает интерес желание автора встретиться со своими прежними героями.
Первая программа нового цикла, посвященная творчеству Валерия Леонтьева, оправдала ожидания. Для меня сам факт последнего интервью ярко характеризует «незвездность» Валерия Леонтьева, умение помнить и быть благодарным за те программы начала восьмидесятых, которые прорывали полный информационный вакуум вокруг молодого талантливого исполнителя. Программа, представленная в новом цикле, — десятая программа Леонида Воеводина, посвященная творчеству Валерия Леонтьева.
Слушая рассуждения Валерия Леонтьева, узнаешь «внутреннюю биографию» неординарной личности. А ведь именно эту задачу и ставил перед собой Леонид Воеводин в начале программы, цитируя высказывание Евгения Евтушенко, что «внешняя биография ничего не означает без биографии внутренней».
Закадровый авторский комментарий Леонида Воеводина уводит от блеска и мишуры сцены, характеризуя своего героя как человека, принадлежащего к категории людей, о которых Чехов писал: «порядочному человеку бывает стыдно даже перед собакой».
И уж совсем не ставя себе целью анализировать программу «Приглашение к откровению» Александра Зинченко («Интер»), хочу высказать только несколько мыслей «по поводу».
Если для тележурналиста производство программ — это его работа, и подозревать его в том, что ему хочется «посидеть рядом» со знаменитостью, как делает Ирина Чемерис, слишком уж примитивно, то для человека любой другой профессии в этом может, безусловно, присутствовать какой-то дополнительный интерес. Что само по себе ничего плохого не содержит. Я о другом. В середине 90-х автор этих строк посвятила свою получасовую программу режиссеру и актеру Никите Михалкову, считая его личностью, претендующей на духовного лидера своей нации. В таком же качестве он подается нам и в программе Александра Зинченко. Только вот время так стремительно, такой вихрь событий вокруг нас... В стремлении «соответствовать» меняемся и мы сами. И это естественно. Читала в газете «День» о том, что гражданин России Никита Михалков агитировал днепропетровских жителей за Президента Леонида Кучму в президентской кампании 1999 г., называя при этом моих соотечественников «хохлами». А совсем недавно в программе «Глас народа» Евгения Киселева (НТВ) Никита Михалков рассуждал о поддержке им на выборах в российскую Думу БАБа. И невольно думаешь: красиво жить при любых режимах и обстоятельствах — это тоже талант. У кого он есть, у кого — нет. Роду Михалковых он, безусловно, присущ. Но претендовать на духовное лидерство российской нации... Я, например, естественно и просто начинаю отделять в своем сознании талантливого режиссера и актера Никиту Михалкова и такого себе гуру, барские поучения которого просто уже неинтересны. Так что отблеск звезды может быть достаточно неожиданным для нежурналиста или не только журналиста, пожелавшего «посидеть рядом» со звездой.
Но как тепло думается после просмотра этих программ о Валерии Леонтьеве — таланте, труженике и цельной личности.
В прошлом выпуске телеклуба «Дня» мы опубликовали дискуссионный материал Ирины Чемерис о новых авторских проектах А.Зинченко («Приглашение к откровению», «Интер») и Л.Воеводина («Встречи, дарованные судьбой», ТРК «Киев»). Материал вызвал много читательских откликов, один из которых мы сегодня публикуем, не ставя точки над «і».