На прошлых выходных «5 канал» презентовал новый проект — ток-шоу «Майдан» с Данилом Яневским. Программа состоит из нескольких частей: студийной дискуссии политиков, иностранных гостей и зрителей (которые, кстати, как утверждал ведущий, представляют основные социодемографические группы украинцев по возрасту, полу и уровню доходов), сюжетов, освещающих обсуждаемые проблемы в Украине и ситуацию относительно этих вопросов за границей, и своеобразные «мнения по поводу» жителей Киева, опрошенных на Майдане Незалежности. Темой премьерного выпуска ток-шоу стал вопрос предоставления русскому языку регионального статуса. Удивило некорректное поведение Данила Яневского, который с первых минут программы объявил современный русский язык языком матерных слов, языком Жириновского и «попсовых звездочек»...
Неновая для Украины языковая проблема свою сегодняшнюю остроту получила после признания русского языка региональным в трех областях Украины. Как заявил один из гостей «Майдана» Лесь Танюк, глава комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности, соответствующие решения областных и местных советов — антизаконны, хотя бы потому, что в Конституции сказано: языковая проблематика регулируется законами Украины. «Только после того, как соответствующий закон будет принят, это может вступить в действие. Поэтому сегодня прокуратура должна отменить эти незаконные решения», — добавил он. По статистике русских в Украине чуть больше 17%. В то же время, как утверждал Нестор Шуфрич, народный депутат III и IV созыва, для 54–68% украинцев русский язык — или родной, или тот, на котором они думают. Но опять же по статистике, язык, на котором говорят 50% населения Украины, — суржик... Языковеды утверждают, что сленг Верки Сердючки используется больше и чаще, чем русский, однако о легализации суржика никто не говорит. И хорошо. Сегодня украинцы могут свободно выбирать язык для общения. Более того, Конституция Украины, а именно статья 10, гарантирует право на свободное пользование и развитие русского языка и языков национальных меньшинств. «Вместе с тем до 2004 года никто не поднимал вопроса о языке, — заявил Нестор Шуфрич. — Он возник из- за языкового ограничения — в суде, в органах государственной власти. Хартия, которую подписала Украина и ратифицировал парламент Украины («Хартия о региональных языках и языках национальных меньшинств»), гарантирует право на использование соответствующих языков». Но последний тезис впоследствии был отклонен, поскольку, как заявлялось, речь здесь идет о вымирающих языках. Более того, одна из участниц дискуссии, хотя на географическом Майдане (где, кстати, все три респондента высказывались против предоставления русскому языку регионального статуса), отметила, что мы должны говорить сегодня о защите украинского языка. «Законодательства нет: закон о языке в Украине принят еще в 1989 году. Для молодого поколения важен авторитетный пример для подражания, а если депутаты используют украинский язык, как разменную монету, только во время выборов, а не общаются во время государственной деятельности, то о каком государстве мы можем говорить?»
«Украинский язык за несколько веков запрещался 174 раза, — сказал Петр Кононенко, директор института украиноведения. — Почему же мы удивляемся последствиям, которые сегодня возникли? Проблема языка — это проблема единства общества. Разъединенное общество не может достичь успехов».
Раздавались и мнения, что проблема предоставления русскому языку статуса регионального политизирована, что она разработана российскими политтехнологами. «Сегодня 12 научно-исследовательских институтов и 162 телевизионных канала в Петербурге и Москве работают фактически против Украины, идет дезинформация. Проблема языка стратегическая для каждого государства, для Украины и России. Если мы будем это понимать, мы будем понимать, кто ее накаляет. — заявил Лесь Танюк. — Против нас идет очень сильная война: нас не смогли взять в первую 5-тилетку, потом — российским бизнесом, поэтому объявили «поход» культурой. Нам нужно его прекратить». А Нестор Шуфрич уверен, что нужно снять искусственное противостояние, создаваемое вокруг языкового вопроса.
Или это война, объявленная Украине, или искусственное противостояние, созданное политиками, — «сумма не меняется». Но в любом случае все должны, наконец, понять, что язык, как правильно заметил один из респондентов, нужно изучать любя и в любви, пропагандировать действенно, а не только на словах...