«Дню» не нужно было ждать появления социальных интернет-сетей, чтобы начать общаться со своими читателями и прислушиваться к ним. Рубрика «Почта «Дня» появилась в газете в 1998 году. Вполне закономерно, что в конечном итоге письма наших читателей составили отдельные разделы в книгах избранных текстов — «Экстракт 150» и «Экстракт +200» из Библиотеки газеты «День».
Среди наших активных, верных и рьяных читателей госпожа Галина Александрова, библиотекарь из Мариуполя, занимает особое место. Ведь она, помимо остального, делает за нас нашу работу, создавая архив публикаций, который условно можно назвать «О «Дне».
К шестилетию газеты госпожа Галина призналась нам в любви, а к восьмилетию создала первую книгу-архив (за 1998—2003 годы), которую сразу послала нам. И сегодня среди многочисленных собранных там писем читателей и отзывов известных людей о «Дне» очень важно видеть такие имена, как Джеймс Мейс, тем более, что пишут они такие слова: «...Эта газета, которая стала в интеллектуальном смысле моим родным домом...»
Недавно мы получили от госпожи Галины следующие два тома ценного архивного сокровища (первый — с 09.04.2004 по 26.12.2008, второй — с 26.12.2008 по 17-18.12.2010). И на этом, как говорит сама Галина Александрова, она останавливаться не собирается.
— Галина Афанасьевна, почему вы решили взяться за эту добровольную миссию — быть биографом газеты «День»?
— По-видимому, потому, что ни одна другая газета не имеет такой обратной связи со своими читателями, формируя с ними единое целое. Большинство газет вообще не обращает особого внимания на собственную аудиторию. Поэтому я фактически с первых дней выхода рубрики «Почта «Дня» начала собирать эти материалы в специальных книгах. Кроме того, у меня есть архив с публикациями обо всех акциях «Дня» — фотовыставках, читательских конференциях, презентациях книг Библиотеки газеты «День».
— То есть это еще один отдельный архив?
— Да. Эту тему я также постоянно отслеживаю.
— Когда листаешь эти три тома, понимаешь, что они дают возможность иначе посмотреть и на газету, и в конечном итоге — на новейшую историю Украины. Когда вы составляли эти книги, у вас также было такое ощущение?
— Да, безусловно. Потому что «День» всегда не просто идет в ногу со своей страной, а опережает ее.
К сожалению, в нашей стране благодаря так называемой элите все происходит не так, как хотели бы люди, не так, как хотели бы читатели «Дня». Они об этом постоянно пишут, отмечая то, что «День» — это именно та страна, страна мечты, в которой они, собственно, и хотели бы жить и которую они ежедневно строят на газетных страницах — своими мнениями, идеями, предложениями. Если бы к тем предложениям относительно политики, экономики, которые выражают читатели «Дня», прислушивались, то мы бы жили в совсем другой стране.
— Между прочим, очень приятный момент: в вашей поздравительной открытке к 15-летию газеты вы пишете о стране «Дня». Очень красивая и содержательная метафора. Какой вы видите эту страну?
— Такой, какой должна была бы быть у нас, то есть страной духовной, красивой во всех смыслах этого слова. И справедливой.
— Пересматривая ваши публикации в нашей газете, натолкнулась на письмо, в котором вы отвечаете на вопрос редакции по поводу 10-летия независимости Украины. Вы писали, что «за 10 лет мы стали более независимыми во всех отношениях». Интересно знать, каково ваше мнение о 20-летии независимости.
— Как по мне, очень ощутим диссонанс между запросами общества и тем, что ему предлагает власть. А власть, собственно, предлагает неосталинизм, который нашему обществу вообще не присущ, оно его не воспринимает, но власть — навязывает. Люди стремятся быть и в известной степени уже есть независимыми в своих сферах деятельности, но власть предлагает совсем другую модель отношений.
— В последнее время общественность Мариуполя достаточно активна. Это протесты и против ВНО по английскому языку, и против строительства металлургического завода. Как вы оцениваете состояние гражданского общества в Мариуполе? Невзирая на все те неблагоприятные условия, которые сложились у нас в стране, оно все же эволюционировало?
— Вообще-то гражданское общество в Мариуполе было основано еще в 1987 году. Именно тогда появились первые его побеги — газета «Азовский моряк», а впоследствии сформировалась инициативная группа «За Мариуполь». Это вообще отдельная тема, над которой я, между прочим, уже достаточно долго работаю. Появление этой инициативной группы — это был еще первый побег, который, впрочем, принес свои плоды. Прежде всего мы сами, именно жители Мариуполя, вернули своему городу его родное название. Ведь раньше он назывался Жданов — по фамилии соратника Сталина, «соавтора» 1937-го года. Именно потому, что тогда в общественной жизни стал возможным такой мощный толчок, он ощутим и сегодня. Это был импульс «снизу», все были сплочены, потому власть не устояла.
Удалось ли бы это сделать сегодня, сомневаюсь. Хотя недавно видела, как «Фронт Змін» спокойно собирает подписи, то есть работа продолжается, но прежних масштабов пока еще нет.
— А как вы считаете, что могло бы «подогреть» активную гражданскую среду в Мариуполе?
— Первая тема в Мариуполе — это, конечно, экология. У нас даже за одно деревце люди борются. Был когда-то такой случай: люди вышли в защиту одной-единственной елки. Коммунальщики хотели ее срубить, но людям удалось отстоять жизнь дерева.
Если говорить о других примерах, то неподалеку от моего дома есть сквер, который донецкий комбинат «Обжора» хотел уничтожить и построить на этом месте торговый центр. Уже даже ограждение поставили, но люди взбунтовались. Дело дошло даже до кулачных боев. В конечном итоге власть пошла навстречу людям и прекратила строительство.
— Эти люди, которые готовы бороться за спасение одного деревца, — очевидно, и есть те здоровые сегменты общества. Невзирая на сложную ситуацию в Украине, какие, по вашему мнению, есть поводы для конструктивного оптимизма, в частности для жителей Мариуполя?
— Все же в настоящее время люди переосмысливают свой выбор на предыдущих президентских выборах. Ведь большинство у нас голосовало за Партию регионов. Но даст ли о себе знать это переосмысление во время следующих выборов, сказать трудно.
— Кстати, относительно переосмысления. Натолкнулась на еще один ваш замечательный текст за 2000 год. Вы пишете на тему, которую мы очень активно разрабатываем в течение последнего года. Фактически вы пишете о Силе мягкого знака, об украденном имени Украины. Насколько сегодня актуально, по вашему мнению, отстаивание Украиной своего родного имени?
— Конечно, актуально. И я очень рада, что «День» издал такую книгу. Историческое имя всегда имеет для страны огромное значение. Я это знаю по имени нашего города. Так же, как празднование в следующем году 1160-летия украинской государственности — это тоже очень важно.