A(r) ma il tuo prossimo — под таким названием в итальянском Турине открылась выставка 110 снимков, 15 из которых сделаны в Украине. Здесь, в стенах Национального музея Итальянского Возрождения, сошлись судьбы людей из разных стран и из разных континентов, объединенные одним ужасным словом — война. Авторы фотографий Паоло Сиккарди и Роберто Траван — известные итальянские фотожурналисты, которые восновном работают в «горячих точках» мира. Роберто Траван — автор 15 украинских фотографий — работает для итальянского издания La Stampa. Именно ему принадлежит и идея организации этой масштабной экспозиции. По словам Роберто, эти фотографии объединяет нечто большее, чем боль войны. Вера, религия, Бог или то, что остается от Бога в реальности войны, — это и тонкая, иногда невидимая единая нить, которая проходит сквозь фотографии, сделанные в разное время в Афганистане и Израиле, в Украине и Сирии, в африканских странах и странах Кавказа. Название выставки трудно перевести на украинский, чтобы не потерять смысл. По итальянски Arma il tuo prossimo (дословно «вооружи ближнего своего») почти созвучно с библейским Ama il tuo prossimo (дословно «возлюби ближнего своего»).
В Украине за время вооруженного конфликта Роберто Траван побывал трижды, в основном как независимый фотограф. На восток Украины журналист собирается и в этом году. «День» пообщался с Роберто о значении украинской части выставки, Украине в итальянском медиапространстве и важности фотографии как жанра в журналистике.
— Роберто, для афиши выставки вы избрали фотографию, сделанное именно в Украине. Фото украинского солдата, кажется, опубликовали на своих страницах абсолютно все издания, писавшие о выставке. Оно стало некой «визитной карточкой» экспозиции.
— Да, это правда. История этой фотографии невероятная и драматичная. На ней украинский солдат Сергей, которого я встретил близ Донецка. На этом фото присутствуют два фундаментальных элемента выставки — война и вера. Сергей среди разрушенного индустриального здания, в руках — автомат Калашникова, в переднем кармане — крест, который я сразу заметил. Мы виделись с Сергеем всего несколько секунд, ведь это фото делалось под обстрелом.
Мы разбежались в разные стороны, даже не познакомившись лучше. Где-то через месяц я опубликовал это фото на Facebook и, к сожалению, получил печальное известие от украинского коллеги-фотографа, который тоже работал со мной на Донбассе, о том, что Сергей погиб. О нашей фотовыставке, конечно, знают мои друзья-фотографы из Украины, которым я также отправил фото. Одним словом, оно облетело и Facebook, и интернет в целом. И вот несколько дней назад мне написала дочь Сергея и попросила отправить ей все фотографии отца, которые у меня есть. Трудно описать, что я чувствовал в тот момент. Мне казалось, что я разбередил рану этой девушки. Ведь мы — фоторепортеры — фотографируем войну и видим на этих снимках ту же войну, редко задумываясь над тем, что вне войны у этих людей есть личная жизнь, интересы, чувства.
ДЕБАЛЬЦЕВО, 2016 ГОД
К сожалению, это не единственный солдат из моих фото, которого уже нет среди нас. И это непросто. Фотографы, журналисты должны были бы иметь на все эти события нейтральный взгляд. Но в таких условиях невозможно оставаться безразличным.
— Вы фотографировали вооруженные конфликты в разных странах, на разных континентах. Чем отличается Украина, по вашему мнению?
— Больше всего меня поразило единство украинцев вокруг этой войны, солидарность гражданского населения, которое не стоит в стороне вооруженного конфликта, а также воюет, просто другими методами. Я побывал во многих селах Донецкой области и познакомился со многими местными жителями. Условия, в которых они живут, просто ужасные. Но эти люди, не считаясь ни с чем, захотели остаться на своей родной земле.
Еще я был очень поражен тем, как вся страна помогает и этим прифронтовым жителям, и самим военным. Ежедневный труд волонтеров, которые собирают продукты, одежду, лекарства, это тоже не что иное, как еще один метод борьбы в этой войне.
— Важность и актуальность этой выставки — колоссальная. La Stampa — одно из немногих изданий, которые писали и пишут о событиях в Украине. Другие итальянские СМИ об этом говорят немного и неохотно.
— За две недели со дня открытия выставку посетили несколько сотен человек. Выставка должна была идти до мая, но именно из-за большого интереса со стороны общественности ее решили продлить до сентября. Возможно, в следующем году ее удастся показать в Риме. По моим наблюдениям, украинские фото составляют одну из наиболее интересных частей экспозиции для посетителей. Конечно, главная цель выставки «включить» размышления общества о войне как таковой, напомнить, что в мире сейчас продолжается немало вооруженных конфликтов. Эти конфликты тянутся уже много лет и, очевидно, именно поэтому становятся невидимыми для мирных стран. Вы правильно сказали, что о войне в Украине говорят мало. Да, но говорят мало и о войне в Южном Судане, в Нагорно-Карабахском регионе и др. Просто люди живут другими проблемами, войны кажутся им далекими.
— Для газеты «День» фото чрезвычайно важно как жанр журналистики и как способ донести до читателей те или иные идеи. Что скажете об итальянских изданиях?
— Думаю, для итальянских изданий фото является не менее важными. Это, очевидно, скорее требование времени. Со стремительным развитием интернета появилась возможность информировать читателей с помощью большего количества визуальной информации, потому что в печатных изданиях элементарно на это не хватает места. Иногда одна фотография может рассказать больше, чем большой текст. С помощью фото можно привлечь внимание намного более широкой публики. Здесь нет языкового барьера. Поэтому, думаю, фото как жанр способно откорректировать имеющееся информационное пространство.