В 2010 году Украина не будет принимать участие в уникальном телевизионном проекте — конкурсе маленьких исполнителей-музыкантов «Классическое евровидение». Позор не в самом факте — позор заложен в отсутствии системы...
Мы хотим в Европу. По-разному. Товарами. Услугами. Людьми. Европа нас не хочет. Особенно активно — в том случае, когда товары жестко конкурентные. Услуги качественные и дешевые. Люди умные и профессиональные. Такая вот она, Европа: привыкла заботиться только о своих и о своем. Особенно это ощутимо, когда речь идет о сферах многомиллиардных. К ним, и по праву, относится телевидение и шоу-бизнес. Здесь, кроме угрозы своим миллиардам евро, Европа сразу чувствует еще одно. Реальную угрозу своей безопасности. Информационной и культурологической безопасности. Поэтому попасть на европейские национальные телевизионные каналы украинским профессионалам и их шоу-бизнес и ТВ-продукту крайне трудно. Но украинское государство, что бы там не говорили, о своих гражданах заботится. Не очень заметно. Не очень открыто. Но целеустремленно. Вот и о выходе украинского к люду европейскому государство наше позаботилось. Мы с вами занимаем место в мощном профессиональном сообществе — Европейском вещательном союзе. Членом там является Национальная телекомпания Украины — самый мощный отечественный телевещатель и телепроизводитель. Кроме гуманитарного и культурологического направления (спорт, новости, кинопроекты и тому подобное) Европейский вещательный союз занимается и грандиозными зрелищными телевизионными проектами: все они традиционно имеют в названиях имя самого старого европейского телевизионного развлечения — Евровидение.
Так вот: Евровидений катится по европейским телевизионным каналам уже четверо. Наиболее громко — конкурс европейской песни. Интересное и неожиданное — танцевальный конкурс. Веселое и иногда смешное — детский песенный конкурс. Изысканное и элитное — юношеский конкурс классической музыки. Отмечу: телевизионные реалии жестко влияют и на эти проекты. В 2010 году под большим вопросом дальнейшая судьба танцевального сегмента Евровидений. Зрелищные европейские финалы этих шоу видит и украинский зритель. Участие во всех этих конкурсах позволяет Украине попасть в прайм-тайм десятков ведущих европейских телевизионных каналов. И продемонстрировать свой настоящий уровень — интеллектуальный, творческий, духовный. И все это — с гарантированным суперрейтингом! И все это — с гарантированным качеством изготовления конечного телевизионного продукта. С мирового уровня декорациями, светом, звуком, достаточно профессиональной работой телевизионщиков. Даже в Великобритании, которая регулярно и с позором пасет задних на песенных Евровидениях последних лет, ВВС вынуждено констатировать: рейтинг фантастический! И поверьте, что тот «рейтинг» — это не силы «правильно измерить» в отечественном аудиовизуальном пространстве! При случае отмечу — ни одна отечественная телекомпания не обеспечивает такой уровень «выхода в Европу» украинского зрелищного продукта. Ни одна!
Кроме эффектных внешних евровизийных векторов, НТКУ может спокойно и уверенно обеспечить на основе этих проектов мощный прыжок в высоту и в отечественном гуманитарном пространстве. Ведь профессионалы, и не только они, понимают: участие представителя нашего государства в каждом из европейских конкурсов нуждается в максимально профессиональном общенациональном отборе. Отборе за право представлять не себя любимого(-ую), а нашу страну за рубежом. Отбор этот должен быть прозрачным, понятным, с жесткими критериями. Любой такой отбор — это работа сотен композиторов и звуковых студий (а значит тысяч украинских профессионалов), это сотни новых оригинальных песен и танцевальных композиций, сотни качественных фонограмм и десятки новых сценических имен и образов! Должен заработать, наконец, созданный в Украине технологический и творческий механизм отечественного шоу-биза. Заработать и набрать мощных оборотов. Кроме музыкальных дел и дел шоу-бизнеса, каждый такой отбор — это многоэтапный общенациональный телеотбор и финальные телеконцерты. А перед Новым годом или во время праздников — теле-гала-концерт в прайм-тайме лучших на каждом конкурсе! А еще — ряд телевизионных информационных сюжетов и развлекательно-документальных «дневников отбора». То есть, каждый конкурс являет собой целостную многоэтапную телевизионную общегосударственную акцию. А это значит — эффективную рекламную компанию! Акция эта — с многочасовым и многоразовым выходом в прайм-таймах на самом мощном общенациональном ТВ-канале. Да еще и с повторами денно и нощно! То есть, эфир, эфир и еще раз эфир! И эфир для гарантированно многомиллионной аудитории! Все Евровидения (и общеукраинские, и европейские), которые выходили в эфир НТКУ, имеют беспрекословно высокую и полностью бесконкурентную зрительскую аудиторию, также и в Украине. Коммерческие конкуренты НТКУ понимают бесперспективность усилий... и просто заполняют это время в эфире банальным кинопоказом. Те, кто пытается поспорить — с треском проигрывают! Не этого ли катастрофически не хватает украинским музыкантам? И это только показы национального отбора! Венчают все четыре пирамиды — евровизийные шоу в прайм-тайме наибольших и самых популярных телеканалов десятков стран Старого света и даже Африки и Австралии!
Годы участия в разных евровизийных проектах доказывают: очевидной и неотложной является потребность выделить в Национальной телекомпании Украины евровизийные проекты в специализированную профессиональную мощную телепроизводственную структуру. Очевидно, это должна быть либо дирекция, либо творческое объединение. Во главе этой структуры должен появиться отдельный вице-президент НТКУ и директор-главный продюсер. Конечно, это должны быть профессионалы! Проекты должны стать понятными и прозрачными для общественности и специалистов — игра должна идти по постоянным и четким общеукраинским правилами (конечно же, с учетом требований Евросоюза). Среди прочего, это означает: стабильная и долголетняя структура проведения каждого из национальных отборов на европейские конкурсы. Обо всем этом нужно публично и неоднократно сообщить всем — и профессионалам, и телезрителям. Профессионалы будут готовиться — долго, спокойно, целеустремленно. Специалисты будут создавать — дизайн, декорации, свет, спецэффекты, фонограммы. Зрители — ждать! Именно такая система позволит выстроить работу со спонсорами на многие годы вперед. К тому же, в Украине есть удачный опыт понятного и достаточно прозрачного финансирования весомых и необходимых государству телевизионных проектов — деньги выделяются специальными постановлениями Кабинета министров Украины.
Евровизийные программы в НТКУ достойны повышенного внимания государств. Они не могут находиться в плену разного рода ориентаций (сексуальных, партийных, клановых) очередных руководителей Национальной телекомпании, назначенных по неизвестным критериям и за неизвестные заслуги. Финансирование в пределах бюджета НТКУ должно осуществляться по отдельным сметам, которые должны быть профинансированы как приоритетные, а не 29 декабря! Наличие понятной и четкой системы финансирования всех общенациональных евровизийных проектов позволит постепенно сформировать и осуществить нужные технические и технологические перевооружения для создания современного украинского ТВ-продукта: свет, звук, спецсредства, телевизионное оборудование. Нужно спокойно и рассудительно, наконец, принять решение и относительно производства и использования сопутствующего продукта: аудио- и видеоносителей, символики и тому подобное. Все это будет работать как на общий имидж телекомпании, так и по-настоящему влиять на имидж Украины. Европейский имидж.