Его название — «СЮРПРИЗ» — символично, ведь для большинства из нас наличие на постсоветском пространстве анимации, тем более детской, является настоящим сюрпризом.
Это единственный в своем роде фестиваль мультфильмов, созданный детьми и для детей. Он основан Луганской государственной академией культуры и искусств и проходит при содействии Луганского областного центра поддержки молодежных инициатив и социальных исследований управления по делам семьи, молодежи и спорта Луганской облгосадминистрации.
Программа включала в себя и открытые показы в кинотеатрах Луганска, и уникальные мастер-классы, и даже спектакль в стиле песочной анимации от харьковской студии «Первый луч». В фестивале участвовали представители школ анимации со всех уголков Украины, а также воспитанники студий из Казани, Новосибирской области, Минска и Витебска — всего 17 студий. В жюри — профессионалы: выпускник Луганской государственной академии культуры и искусств, а ныне известный московский художник-аниматор Алексей Медведев, режиссер Александр Шмыгун и создатель мультфильмов про домовенка Кузьку, руководитель мастерской анимации в московском ВГИКе Аида Зябликова. А самому юному участнику фестиваля, Игорю Титкову, едва исполнилось пять лет.
Но настоящим сюрпризом стали сами мультфильмы. И дело даже не в их детской трогательности, а в какой-то непривычной глубине и мудрости. А еще — в полном отрицании голливудских лекал и поставленных на конвейер поделок: каждый мультфильм эксклюзивен, у каждого есть душа. Именно поэтому зрители плакали во время показов: взрослые уже забыли о том, что главное в искусстве, а вот дети — нет. Сюрпризом стала и преемственность между детской анимацией и традициями советской мультипликационной школы, что отметила и председатель жюри Аида Зябликова: «На советских мультфильмах выросло не одно поколение, и эта мультипликация не зря считается уникальной. Но сейчас появилось и много нового, например, компьютерные технологии позволяют одному человеку за короткое время создать полноценный фильм. Но главными по-прежнему остаются идея и мастерство художника, а в какой форме и стиле он ее воплотит — вопрос второстепенный. Мультфильм можно создать из чего угодно, одна моя студентка создает работу в технике кофе. Именно поэтому, оценивая мультфильмы, мы обращали внимание именно на детский взгляд на жизнь, ведь к привычным для нас вещам они относятся очень трепетно».
За два дня фестиваля зрители поняли, что номинации и победители условны: к авторскому искусству их применять бессмысленно, а придумать отдельную номинацию для каждой из 50 представленных на фестивале работ невозможно. Но призеров все же пришлось выделить.
Нельзя было не отметить пластилиновый мультфильм от минской студии «Мы есть!» «Заяц в чугунке»: эта история заставила зрителей и поплакать, и посмеяться. А вот пластилиновый «Ежкин Кот и Бабка Ежка» (Школа современных театрально-сценических направлений, Харьков) напомнил своей атмосферой и настроением легендарный «Падал прошлогодний снег». «Заяц в чугунке» стал победителем в номинации «Веселый пластилин».
Таким же трогательным был и фильм «Легенда про Аю-Даг» (КЦ «Веснянка», г. Днепропетровск), победивший в номинации «Сказка». Шквал эмоций вызвал и коротенький мультфильм «Бабочка и Змея» от студии «Феникс» (г. Казань), получивший награду в номинации «Лучшее художественное оформление». В номинации «Золотая мышь» победил фильм «Дело в шапке» от луганской студии «Фантазеры», созданный только при помощи компьютерных технологий. Надо отметить, что в последние годы «Фантазеры» переживают серьезный кризис, но не творческий, а финансовый. Однако даже на грани закрытия студия продолжает работать.
Еще один победитель, уже упомянутая студия «Первый Луч», покорил зрителей историей Христа, нарисованной при помощи песка: здесь есть и нерв, идущий от сердца к рукам, и хрупкость материала, и творческий поиск, свойственный любому молодому искусству. «Рождество и Воскресенье» — победитель в номинации «Лучший мультфильм на праздничную тему». А гран-при достался пластилиновому шедевру «Ежкин Кот и Бабка Ежка». Cекрет его успеха, видимо, в том, что юные зрители сумели доходчиво объяснить, что они хотят видеть в кинотеатрах и по телевизору. А их мнение нельзя не учитывать.
Пока дети знакомились с творчеством друг друга, а также со своими единомышленниками из других городов и стран, взрослые обсуждали будущее украинской и российской анимации. В разговоре приняла участие бывшая луганчанка — председатель жюри Аида ЗЯБЛИКОВА.
— Какими вы видите перспективы современной анимации?
Аида Зябликова: — Они есть. Очень много лет и российская, и украинская мультипликации переживали тяжелый кризис, но сейчас есть некоторые подвижки: российское правительство пообещало выделить на это деньги. Поэтому сейчас на «Союзмультфильме» оживление, пока все работают бесплатно, но надеются на то, что кому-то немного денег достанется. Зато есть новые проекты, новые идеи. Ведь у нас традиционно делается ставка на талантливую работу художников, а их сейчас много. Намеки на возрождение я вижу и в том, что сейчас появилось так много детских студий анимации. Я ведь часто бываю в США, и там такого почти нет. А сюда, сами видите, приехали ребята со всей Украины, из России, из Минска, из Бреста... Ребята хотят работать, проявляют недетское терпение, а это чуть ли не главное качество для аниматора: шутка ли — просидеть весь день в студии, работая над несколькими минутами фильма! К тому же, для возрождения мультипликации фестивали просто необходимы: ведь благодаря им молодые авторы имеют больше шансов найти работу после школы или института. После одного фестиваля запомнят фильм, после двух — имя автора, а потом он может стать востребованным.
— Но почему же тогда детские студии существуют только за счет денег родителей и меценатов? Ведь их работа очень затратная. Ведь не так давно луганская студия «Фантазеры» была на грани закрытия: им не хватало денег ни на что. Неужели это никому не нужно?
— Да, вы правы, работа студии детской анимации обходится дороже, чем работа любого другого детского кружка: материалы дорогие, выезды на фестивали, как я уже говорила, необходимы. По идее, правительство должно хоть как-то помогать, но, увы... Самое печальное то, что «Фантазеры» не одни такие: многие студии России тоже находятся в депрессии и работают только благодаря родителям учеников. Но самое удивительное то, что, например, те же «Фантазеры» представили сегодня замечательные мультфильмы, да и на других фестивалях они блистают. Видимо, творческий порыв остановить невозможно, и остается надеяться только на это...
— А есть ли надежда на то, что украинская мультипликация вновь займет свою нишу?
— Вы работы ребят из Днепропетровска, Харькова, Луганска на фестивале видели? Они великолепны! Это и есть ваша надежда. А вообще, мы с большим интересом смотрим работы своих киевских коллег: у вас очень мощная школа мультипликации, ваши мастера свое дело знают. Есть свои традиции, свой стиль, и в советские времена украинская анимация была одним из лидеров в мире... Но в силу того, что, повторюсь, кризис жанра охватил и вас, и нас, московские авторы нередко кооперируются с киевскими, и сотрудничество получается весьма плодотворным.