Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фасад и реальность

За русской культурой неизменно появляются русские танки
13 августа, 2021 - 11:46

Очень задело меня за живое общение в студии канала «Україна-24» Евгения Киселева и господ Друзенко и Харебина с эпизодическим участием могилянского профессора г-на Гараня. Во-первых, Киселёв наконец-то впервые произнёс несколько фраз по-украински, что вызвало неописуемый восторг г-на профессора.

Во-вторых, от Друзенко я не услышал абсолютно ничего  нового, все та же старая песня с отрицанием колониального статуса Украины в составе Российской и советской  империй.

По Друзенко, украинцы, мол, строители российской империи (советской тоже) и мы не можем отдавать нынешней РФ сомнительную честь  быть зодчими тюрьмы народов. А это означает, что нам следует взять на себя и всю ответственность за все преступления империи на протяжении столетий.

Комментируя наличие в составе украинской нации около 41% «ваты»,Друзенко заявил, что украинцы продолжают любить российскую культуру. Надо сказать, что участие в возведении стен тюрьмы часто было для украинцев далеко не добровольным. Они просто были «колесом чужого воза». Как следует относиться к таким реалиям показывает история других народов. Вот, например, евреи не гордятся своим участием в строительстве египетских  пирамид, где их труд был подневольным. А вот отношение к строительству Иерусалимского храма — совершенно иное.

Эти люди гордятся тем, что смогли сказать египетскому фараону:  «Отпусти мой народ!» и проделать долгий (40-летний!) путь сквозь пустыню и голод в «землю обетованную».

А нас г-н Друзенко призывает гордиться участием в строительстве «российских пирамид» и до сих пор оставаться в духовном рабстве у нынешних «российских фараонов». Собственно, в Украине есть два варианта отношения к имперской культуре. Первый символизирует Мыкола Хвильовый с его зна— менитым «Геть від Москви!»,второй вариант воплощают г-да Друзенко и Харебин. Кстати, и в случае с Хвильовым, речь шла не о какой-то полной потере интереса к русской культуре, а о том, что эта культура должна быть «одной из» многих мировых  культур: английской, французской, немецкой, испанской, итальянской, а не быть для украинцев чем-то единственным и безальтернативным. Г-н  Харебин выражал сожаление, что ныне украинские школьники изучают российскую литературу в курсе всемирной, естественно, а как может быть иначе в независимом государстве? Исключительность русской культуры и литературы для украинского общества возможна лишь при имперском характере России и колониальном характере Украины.

Харебин и Друзенко воспринимают имперскую культуру как нечто оторванное, абсолютно независимое от русского государства и его политики, как нечто витающее в облаках, чистое и безгрешное. а между тем, она пронизана имперским шовинизмом даже в своих лучших проявлениях, за очень небольшими исключениями (Чаадаев, Герцен и т.д.).

Стихотворение Пушкина « Клеветникам России» посвящено очередным расправам российского государства с Польшей и поляками. Смысл его прост — поляки— славяне, свои, наши, значит, мы «по-братски» можем делать с ними всё, что захотим.

А Запад не должен в это вмешиваться. Это наше суверенное российское право казнить и бросать в тюрьмы поляков.

Есть у Пушкина и стихотворения, воспевающие истребление Россией народов северного Кавказа в  ХІХ ст. В частности, панегирик российскому фельдмаршалу: « Твой ход как чёрная зараза губил, ничтожил племена». Это вызвало протест другого русского поэта  Вяземского, который заметил Пушкину: « Слово поэта не должно превращаться в славословие резни». И «великий гуманист» Достоевский восклицал: « Константинополь должен быть наш!» Ничего не напоминает? Мне кажется, что у Друзенко и Харебина знания русской культуры довольно поверхностные, как и полагалось в царские и советские времена представителям колониальных народов. Тогда русскую культуру подавали только с одной, парадной стороны. Попытки изучать её более глубоко очень не поощрялись, квалифицировались в СССР как соответствующий «буржуазный национализм», а ныне в РФ как «русофобия».

За русской культурой почему-то неизменно появляются русские танки. Кстати, в 2014 году вооружённые силы России почему-то ринулись именно в те украинские регионы, где позиции русской культуры были особенно сильны. Я хорошо помню, сам видел, как более чем 20 лет в Крыму (при  полном равнодушии официального Киева) создавался культурный плацдарм, когда русская культура истребляла, дискредитировала, унижала там все, связанное с Украиной. И это было ещё при  формально украинской власти.

Мы не хотим задуматься об особой связи между русской культурой и русской военно-политической экспансией. Хотим мы того или нет, но между русской культурой и русскими танками нет пропасти... Да, всякая культура стремится к максимальному распространению за счёт других культур, за счёт их поглощения. Но нигде не высок настолько, как в русской, уровень недобровольности, принудительности, насилия для её вынужденных носителей...

Г-н Харебин с возмущением рассказал о лозунге Порошенко на выборах 2019 г. : «Армія, мова, віра» .Что именно вызвало такое страстное неприятие Харебина: украинский язык, украинская армия или украинское православие? На мой взгляд, этот лозунг единственно правильный и возможный для Украины в наше время.

Наслушавшись разговоров Друзенко и Харебина, Евгений Киселёв и сам вдохновился и спросил: « А зачем отдавать России русский язык, почему бы Украине не выдвинуть свои претензии на этот язык? Есть примеры, чем заканчивается для наций такая позиция. Как известно, многие выдающиеся английские писатели были по происхождению ирландцами. Ирландцы утверждали, что говорят по-английски лучше самих англичан (что почти соответствовало истине). В общем, английский язык ирландцы англичанам не отдали. Но потеряли свой родной, ирландский... Сегодня на нём говорит очень небольшая часть населения Ирландии — где-то 4%. Это же может угрожать и украинцам...

Надо отдать должное Алексею Гараню, который храбро защищал украинскую позицию, даже часто оставаясь в меньшинстве? 1 против 3-х...

Там же, на канале «Україна-24» в студии Василия Голованова свои взгляды на языковый вопрос обнародовал Дмитрию Гордон. По его мнению, без русского языка в этом мире не обойтись. Мир, мол, будет говорить по-английски, по-русски, по-китайски,  по-испански, по-французски и по-арабски. И это всё. Гордон явно не следит за последними тенденциями. Ареал русского языка быстро  сокращается вместе с сокращением арсенала русских танков. В Литве, Латвии, Эстонии знание русского языка — это достояние преимущественно старшего поколения. Молодёжь успешно учит английский. В Грузии с молодыми тоже лучше общаться по-английски. Теперь не так просто найти знающего русский язык человека в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии и даже Болгарии. Со временем эти процессы ускорятся, если только Россия не оккупирует Европу. Вот тогда количество желающих учить русский язык резко возрастёт...

А что касается Украины, то ещё в начале 90-х годов прошлого столетия знаменитый кардиохирург Николай Амосов, уроженец Вологодской области России, писал в одной киевской газете: « Если украинцы хотят достичь успеха, они должны учить английский, а не русский язык».

Игорь ЛОСЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ