Канал ICTV отчетливо неоднороден. Эти две части — прежде всего новостийный флагман и практически все остальное : фильмы, развлекательные и другие программы. Стремительное развитие новостей сделало возможным фантастический прорыв рейтинга. Стали звездами и раскрыли новые профессиональные горизонты Елена Фроляк, Иванна Коберник, Сергей Швец, Егор Чечеринда и другие. Появился новый формат новостийного ток- шоу, что породило волну конкуренции на «1+1» и СТБ. Сегодня о возможностях и скрытых пружинах канала ICTV рассказывает его генеральный директор Олександр БОГУЦКИЙ.
ПРОСТЫЕ ГЕРОИ
— В прошлом телевизионном году ICTV стал лидером новостийного вещания. Вы планировали этот прорыв? Какими будут следующие шаги эволюции новостей на вашем канале?
— Мы действительно были первыми в целом ряде направлений. В построении всего вещания с самого начала придерживаемся нашего лозунга — «ближе к людям». Сейчас у нас 14% аудитории среди украинских, или 8% среди всех каналов, которые транслируются в Украине. А начинали с 3%. Создавая новости, внедряя линейку информационного вещания, проводили специальные тренинги. Тогда Дмитрий Киселев задал особые для украинского рынка телевизионных новостей стандарты. Это — минимум официоза, всегда герои в репортаже, только короткий сюжет о главном, единое стилистическое редактирование и яркость. Это точно не новаторство в мировом масштабе, но на этом рынке мы сразу выделились. Ведь в материале человек ищет прежде всего информацию. И, получая задание от редактора или инициируя съемки, журналист должен иметь ответ на вопросы: «А почему я, собственно, туда еду?». В Украине это начинало теряться. А Дмитрий, человек со стороны, уверенный в себе и уверенно ощущающий европейскую традицию журналистики, прибавил сообщениям здравого смысла. Поэтому наши новости нравятся даже коммунистам, которые редко хвалят что- то на современном ТВ.
Мы первыми ввели в новости заметное количество жизненных историй. У нас большая страна, и мы ею гордимся — так же, как гордимся и людьми, которые в ней живут. Простые герои в новостях, не начальники за столом — это о ICTV.
— Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания принял решение о создании телепродукции только на украинском языке. Как эту проблему будут решать у вас на канале? И как вы реагируете на нападки на Киселева?
— Если в парламенте примут европейскую хартию языков, то постановление Нацсовета отпадет автоматически.
Постановление — это одна из иллюстраций полубеременности украинского информационного пространства. Подойдите к ближайшему киоску, посчитайте количество российских и украинских изданий. В регистрационном свидетельстве каждого из них определен минимум соотношения языков как 50/50. И что дальше? На каком языке разговаривают депутаты? Можно, например, закрыть глаза и сказать — единственная проблема украинского телепространства, причина русификации Украины — Дмитрий Киселев. А что дальше? Это правда, что много людей в Украине говорят по-русски, как и то, что делопроизводство в восточных регионах ведется на русском языке. Более того — областные советы Харькова, Донецка и других городов серьезно рассматривают вопрос присвоения русскому языку статуса официального в документах. И точно не Киселев является центральным событием, ради которого стоит принимать постановления.
Но как законопослушный канал, мы готовы выполнить любое решение, равно как и выполнять законы в том виде, в котором их принимают депутаты. Но мы не будем единственными, кто будет выполнять законы относительно языка. Считаю, что это справедливо. Исключений не должно быть. Если не дает покоя русский — он должен исчезнуть со всех телеканалов, и депутаты, которые за это проголосуют, должны объяснить свои действия людям.
Что касается Киселева, то у Дмитрия талант к изучению языков, он говорит на шести языках, в том числе — скандинавских. Дмитрий Киселев понимает и, если компания решит, я обращусь к нему с просьбой говорить по-украински. Но когда, например, автор фильма «Молитва за гетмана Мазепу» Ю. Илленко единственным аргументом в ответ на вопрос: «Почему украинский народ на видит фильма, снятого на украинские средства?», спрашивает: «Почему вы со мной не говорите по-украински?» — это нечестно.
Никто никому ничего не должен, и твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
ТО, ЧЕМ МЫ ОТЛИЧАЕМСЯ ОТ ДРУГИХ
— По вашему мнению, сложился ли формат канала? Возможно ли удивить страну телепроектами, которые не уступают «Фактам. Подробно»?
— Мы предлагаем семейный формат с ярко выраженным детским, подростковым блоком, юмористическими программами, кинопоказом. Но прежде всего — мы канал, на котором можно, кроме вышеупомянутого, получить самые лучшие новости.
Производство программ в Украине стоит намного дороже, чем покупка за границей. Формула работает только одна — для собственного производства мы должны больше зарабатывать. Мы говорим: экономическая независимость (а еще лучше — состоятельность!) каналов — путь к уверенной свободе слова. Поэтому реформирование украинского рекламного законодательства позволит телеканалам зарабатывать больше денег и, как следствие, инвестировать в собственное производство. Собственные передачи — важный идентификатор канала и то, чем мы отличаемся от других. Сейчас ICTV можно узнать, прежде всего, по новостям. А также таким программам, как «Галопом по европам», «Криминальные истории», «Телевизионный центр моды», «Коронное блюдо».
Сейчас работаем над новыми проектами разговорных программ. Мы были первыми, кто внедрил в прайм-тайм разговорную программу с Дмитрием Киселевым. Мы двигаемся в правильном направлении, причем иногда опережая.
— Кадры решают все. Во всяком случае, качество эфира. А как на канале решается кадровый вопрос?
— Здесь было два этапа. На первом нам нужно было презентовать зрителям обновленный канал, построить 20 часов, среди которых — теленовости, авторские программы... Самостоятельно это сделать невозможно, и потому пришлось привлекать людей с других телеканалов. Качественных журналистов, которые бы нигде не работали, нет. Есть отдельные мастера.
Но сейчас, когда главная линия производства налажена, пытаемся вырастить собственных журналистов. Постоянно происходит отбор. Мы — открытый телеканал. Каждый журналист, который приходит к нам, имеет возможность поработать в редакции, предложить свою тему и снять сюжет. Если сюжеты понравились, дебютант получает статус стажера. А если сможет доказать, что его успех не случайный, через два месяца попадает в команду. Над специализацией журналистов мы только работаем. Пока есть «старая гвардия», которая в определенной степени воспитана нашим каналом.
Редакция постоянно обновляется, и иногда — вопреки нашей воле. Но журналисты растут. Да, иногда больно расставаться с участниками команды, но мы рады за них. Да, Артем Петренко стал директором УТН на УТ-1. Елена Громницкая стала пресс-секретарем Президента.
РЕКЛАМА — ДВИГАТЕЛЬ ТВ
— А как попала в рекламу стирального порошка Елена Фроляк? Можно ли одновременно быть бесстрастным ведущим новостей и пропагандистом иностранного товара?
— Наша компания гордится тем, что «Проктер энд Гембл», которая тратит немалые средства в Украине, привлекает к рекламе своих продуктов наших ведущих. В конце концов они изменили свою философию и поняли, что для увеличения продаж в Украине в ее рекламе должны быть украинские звезды, и выбрали двух девушек с ICTV для сотрудничества с ними. Они выбирают самых лучших, а Елена Фроляк точно среди тех, кто впереди. Как и Оля Бура, которая рекламирует шампунь.
— Кстати, можете ли вы позволить себе создание новых передач без жесткой привязки к рекламодателю?
— Главная формула успеха коммерческого телеканала — это количество денег, которые он привлекает. А деньги можно привлечь только под рекламу. Поэтому все, что можно продать, должно быть продано.
— Считаете ли вы успехом кулинарное шоу «Коронное блюдо»? Будут ли еще создаваться развлекательные проекты?
— Программа больше нравится, чем не нравится, кроме того, это полезная программа, иначе она бы не выходила. Рейтинг передачи — уже более 1%. Но если кто-то решил, что это — научно-публицистическая программа, то ошибается. Светский разговор, обычные и необычные блюда, Оля Бура и интересный собеседник.
И, конечно, количество развлекательных программ на канале будет возрастать.
ИДЕАЛЬНЫЙ КАНАЛ ЗАКАЛЯЕТСЯ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ
— Идеальный канал, на ваш взгляд. На что он будет похож?
— С формальной точки зрения, — это вопрос о будущем телевидения. В Интернете будет большой банк данных, собственные телевизоры, которые подключены к компьютерам. И можно будет спланировать себе программу из существующих предложений. Собственную, особую телепрограмму, которую мгновенно можно будет изменить.
Сейчас идеального канала никто не построит, потому что мы живем в жестком конкурентном поле. На рынке сильные команды менеджеров. «Интер» — Влад Ряшин; «1+1» — Александр Роднянский и Владимир Оселедчик; «Новый» — Александр Ткаченко; СТБ — Алексей Федун. Также существуют амбициозные телеканалы: ТЕТ, НБМ, «Тонис», М1, которые постоянно развиваются. По существу, М1 — это первый полноформатный канал, транслирующий музыку в эфире. Наша общая ориентация — завоевывать все больше слоев населения. Такую именно цель имеют и другие телеканалы, поэтому идеального канала не будет существовать. Каждый будет силен в чем-то.
Главная идея к правильному построению канала — он должен быть открытым. ICTV — международная коммерческая телерадиокомпания. И успех компании возможен, когда ее смотрят как можно больше людей. А это возможно, если они: а) доверяют каналу и б) там есть интересный продукт. Все точно так, как в магазине. Но у нас нет того запаса времени, который был у «Интера» и «1+1». Но, несмотря на то, что ICTV — первая негосударственная телекомпания в Украине, нам нужно заново отвоевывать симпатии зрителей у компаний, которые ни на секунду не сдают. Это можно делать, только предлагая что-то особенное. И доверие, которое тяжело получить, мы ценим.
— А какой ваш главный конкурент?
— Ответа нет. Проблема в отсутствии концепции развития украинского телепространства. Рынок маленький, а участников много. Это бизнес без права на ошибку. Сравните с Польшей. На рынок в 1 млрд. долларов и 40 миллионов людей — 5 всепольских каналов. А в Украине зарегистрировано более 850 телерадиокомпаний и рынок 70 — 80 млн. долларов. В России тоже миллиардный рынок. И в этих условиях украинское телевидение точно интереснее, чем польское. Нашим людям пора памятник ставить. Такая же ситуация на газетном рынке. Рынок маленький, а газет много. И он не защищен от влияния иностранных средств массовой информации.
Вопрос языка в Польше — фактор защиты. Много людей знает русский, но смотреть русскоязычное телевидение не хотят — это ниже польского достоинства. А в Украине вопрос защиты языка отсутствует. И в Украине канал должен быть лучше, чем российский, чтобы его смотрели. Или иметь такое, что российская газета или канал не предложат.
Вот и задание — в условиях, когда твой бюджет (производный от рынка) в 10 раз меньше бюджета подобного российского телеканала, и при полной готовности зрителя смотреть российское ТВ (прозрачность границ, законодательства и языка), получить больше зрителей!
— Проясните ситуацию вокруг показа документального фильма «Killing the story».
— Уже четвертый месяц ожидаем права на трансляцию. Мы — первый украинский телеканал, который обратился к ВВС с просьбой предоставить нам возможность показать этот фильм.
— Что ожидает ваших сторонников в новом телевизионном сезоне?
— Старт нового сезона будет в сентябре. Мы улучшим все то, что уже принесло нам успех. Это будет похоже на то, что ты приходишь на знакомое тебе место, а там удобнее, прохладнее. Все знакомо, но изменилось к лучшему. Никаких революций. Главная цель — рост. Будем и далее создавать позитивные эмоции для тех, кто нам верит.