В последнее время украинская пресса немало внимания уделяет проблемам украинского телевидения, которое по многим своим показателям далеко не всегда является украинским. В то же время практически отсутствует анализ ситуации в Украине по FM-радиостанциям. А это очень серьезная тема, ведь текущая русификация и повторная советизация украинского общества, которую мы можем наблюдать в последнее десятилетие, происходила и благодаря полной бесконтрольности в этой сфере.
Можно вспомнить, что в первые годы украинской независимости, когда в нашем государстве только зарождался FM-бизнес, украинская часть продукции этих радиостанций если не была достаточной, то намного большей, чем сегодня. Но с приходом к власти бывшего президента Леонида Кучмы и «взятием» стольного Киева командой «днепропетровцев», все четче начала проявляться пророссийская ориентация в FM-пространстве. А когда в России к власти пришел Путин, эта тенденция значительно усилилась.
Могу уверенно сказать, побывав не раз на Западе, что в большинстве европейских стран просто была бы невозможной ситуация, которая сложилась сегодня в украинском FM-пространстве. Ведь если условно разделить аудиторию по интересам, то в Украине должны бы присутствовать FM-радиостанции, которые транслировали бы преимущественно классическую музыку, джаз, ретро, народную музыку, рок, диско или поп-музыку. Однако в ситуации полной бесконтрольности денежных хозяев эфира попытки бороться за своего слушателя, предоставив ему для прослушивания любимый музыкальный сегмент, просто отпали по необходимости. А те радиостанции, которые с самого начала пытались еще как-то следовать определенным канонам разделения аудитории по интересам, осознали, что в украинских реалиях делать это не имеет никакого смысла.
На нынешнем этапе FM-пространство — почти сплошная русскоязычная низкопробная попса, которую навязывают из большинства радиостанций украинскому слушателю. Очевидно, что даже при той бесконтрольности, в которой находится ныне украинское FM-пространство, от руководства этих радиостанций требуют хотя бы формально следовать определенному проценту украиноязычной продукции. И FM-общественность нашла в этой ситуации довольно оригинальный выход. Чтобы ее не обвиняли в полном отсутствии украинского языка на подконтрольных волнах, новости и дикторские монологи подаются на украинском языке, а все другое — как заблагорассудится. А заблагорассудится очень просто: англоязычные песни по очереди смешиваются с низкопробной русскоязычной попсой. И разве что несколько раз за весь день к этому могут прибавить одну или две украиноязычные песни.
К этому надо добавить, что ныне значительное количество FM-радиостанций принадлежат собственникам из России, поэтому совсем не удивительно, какой именно продукцией они «кормят» украинского потребителя. Не меньшей проблемой является и то, что очень значительная часть FM-радиостанций в Украине транслируют музыку в стиле ретро. Сначала такая радиостанция была одна, а теперь их уже три, четыре или даже больше. Хотя необходимо обратить внимание на тот факт, что эта «ретро-музыка» очень специфическая. Можно сказать, что она призвана изо всех сил навевать украинскому радиослушателю ностальгию по Советскому Союзу и стабильной, спокойной жизнью во времена советской власти. Но почти полностью отсутствует песенная продукция на других языках, кроме русского и английского. Хотя в советские времена даже всесоюзная радиостанция «Маяк» несколько раз в день транслировала 25-минутные подборки зарубежной популярной эстрады. И не только тогдашних социалистических стран Польши, Венгрии или Чехословакии, но и Франции, Италии...
При этом такого нахального засилья всего советского, как ныне на FM-радиостанциях, не позволяли себе даже в бывшем СССР, а теперь оказывается в независимой уже почти два десятилетия Украине — можно. И что интересно, при этом песен ретро на других языках кроме русского почти не услышать, а на песни прошлых времен на украинском языке наложено полное табу. А были же белорусская, грузинская, латвийская, молдавская популярная музыка, которые занимали тогда весомый сегмент эфира всесоюзных радиостанций. Вообще, создается впечатление, что тогда украинской музыки на всесоюзной волне было больше, чем на якобы украинских FM-станциях сегодня. Похоже, что под видом рыночных требований в современном FM-бизнесе и попыткой делить все на «формат» и «неформат» из украинского радиоэфира сознательно и умышленно вытесняется все украинское.
Собственно, вопрос «неформата» имеет еще свою особенность. Ведь под этим предлогом очень просто отказывать в трансляции талантливым украинским исполнителям, замещая их массово русскоязычной бездарной попсой. Что, в свою очередь, приводит к парадоксальной ситуации: украинских исполнителей ныне почти невозможно услышать на «украинских» радиостанциях, которые давно уже вышли из под контроля Украинского государства. Т.е. в таком случае не просто сужаются возможности для украинских исполнителей и групп, а умышленно перекрывается им доступ к массовому распространению их музыкальной продукции.
Но этот небольшой процент звучания украинского языка на FM-радиостанциях является также очень специфическим. Очень часто ведущие программ, которые в большинстве случаев в быту не общаются на украинском языке, демонстрируют в радиоэфире иногда просто поразительные образцы вещания — типа «дякую вас», а числительные озвучивают на русском языке, пытаясь их подогнать под украинское звучание. И часто, интуитивно ища заменители известных им русских слов, просто продуцируют кальку в украинской транскрипции русского слова, например, «кушати» или «говорять врачі». А учитывая тот факт, что слушателями FM-радиостанций являются миллионы украинцев, то подобные скороиспеченные дикторы, которые в большинстве случаев не имеют никакой дикторской профессиональной подготовки, является прекрасным примером русификаторской работы на украинских просторах.
Также примером отношения к украинскому языку является неправильная практика в прямом эфире, когда ведущий ведет беседу на украинском языке, а после звонка русскоязычного слушателя сразу же отвечает ему на русском языке. После чего вновь — на ломаный украинский язык. Что опосредствованно для слушателей может быть прямой ссылкой — мы ныне вынуждены использовать этот навязанный нам украинский язык, но максимально пытаемся общаться с вами на своем родном русском.
Эта проблема имеет для Украины очень большое значение. Ведь в очень многих офисах приходилось наблюдать настроенные на волне FM-радиостанций приемники, благодаря чему работники весь день находятся в советско-русском информационном пространстве. Но FM-радиопространство в любой современной стране — это уже не просто радио. Учитывая формат этих радиостанций, а также их позиционирование в обществе, FM-радио является, возможно, едва ли не важнейшим элементом окружающей информационной среды в обществе. Во всяком случае, в его аудиосегменте.
Таким образом, по своему влиянию на общество FM-радиостанции вплотную приближаются к крупнейшему медийному влиянию — телевидению. Поскольку FM-радио с его музыкальным контентом и новостями сопровождает людей практически везде: в транспорте, на работе, во время отдыха, и имеет даже преимущество над телевидением, оказывает информационное влияние даже на те сегменты общества, которые вообще тем или иным образом отмежеваны от информационного влияния.
Однако, говоря о специфике FM-радиопространства, его русификации, повторной советизации или общей интеллектуальной деградации, нужно помнить, что это касается не только FM-радиостанций, а общего медийного пространства в Украине. Что, собственно, и отражает те преобразования, которые происходили в Украине последние десятилетия. Поскольку ни телевидение, ни печатные средства массовой информации, по существу, не лежат в другом пространстве структурного развития. Однако FM-радиостанции имеют над другими медийными сегментами одно важное преимущество — они легче могут быть перестроены и направлены в конструктивном направлении. Направлении общей украинизации украинского информационного пространства. Поскольку не только не требуют больших (по сравнению с другими средствами массовой информации) финансовых ресурсов для этих изменений, но и более просты структурно.
Поэтому вполне возможно начинать украинизацию и общую нормализацию информационного пространства именно с FM-радиостанций, что имеет смысл не только в плане эффективности, но и может быть полигоном для проведения изменений в СМИ и информационном пространстве в целом.
Чтобы сказать, что именно надо делать в смысле изменений FM-радиостанций, то необходимо вспомнить, что же с ними произошло в последние десятилетия, какие именно процессы повлияли на FM-пространство. Если взять главный аспект FM-радиостанций, а именно — информационное наполнение, то можно четко сказать, что его русификация и примитивизация, вплоть до деградации, связана с теми же процессами, которые произошли с собственниками и главными действующими лицами в этой сфере. Т.е. с их видением не только FM-диапазона информационного пространства, но и мировосприятием. А также тем замкнутым кругом, который в этом и во всем информационном пространстве образовался. Которое опирается на псевдорыночные механизмы и аргументацию. То есть: не наш формат, поскольку нет спроса потребителей контента. Поэтому нет спонсорской и рекламной поддержки, и так по кругу.
Однако насколько аргументированы псевдорыночные механизмы и аргументация? Можно сказать, что настолько же аргументированы, как, в свое время, советская пропаганда комментировала отсутствие красной икры в магазинах — ее нет, поскольку она не имеет спроса, никто не спрашивает, вот и все. Так же украинское информационное пространство, потому что его собственники и представители варятся в собственной среде, воспринимают свой виртуальный искаженный мир за реальность и именно поэтому они не только ее не отражают, но и в последнее время утратили сцепление с ней.
Очевидно, что сегодня остро ставится вопрос, каким образом можно все же прекратить FM-русификацию и новую советизацию Украины? Ведь сегодня уже выросли целые поколения потребителей этой продукции, которые смирились с тем, что в украинском FM-пространстве просто отсутствует украинская песенная продукция. По моему мнению, стоило бы начать с того, что сначала необходимо ввести жесткие стандарты для FM-радиостанций. По которым не меньше 50—75% песен должны транслироваться на украинском языке. При этом дикторы и ведущие рубрик должны вести свои передачи также на украинском языке.
По моему мнению, также целесообразно было бы ввести в Украинском государстве стандарты, по которым в украинском FM-просторанстве стимулировалось бы открытие радиостанций, которые не дублировали друг друга и были рассчитаны на различные возрастные, образовательные и социальные аудитории. А политика в этом направлении должна вестись таким образом, чтобы со временем у нас в Украине, как и в других европейских странах, FM-радиостанции получили свою уникальную специализацию и транслировали или классическую музыку, или джаз, или ретро, народную музыку, рок или диско. Что касается украинской народной музыки, то ее никогда не услышишь на FM, но в то же время современные обработки русских народных песен довольно часто транслируют для украинского слушателя. Словно бы пытаясь его изо всех сил убедить, что Украина — это Россия.
Возможно, при Государственном комитете телевидения и радиовещания должна быть создана «Языковая комиссия», целью которой должно быть отслеживание и обнародование огрехов и ляпов во время работы FM-радиостанций. На определенное время (приблизительно до года) должен быть введен мораторий на санкции за искажение украинских слов в эфире. За это время руководство FM-радиостанций должно подтянуть знание украинского государственного языка у своих работников (для этого можно открыть соответствующие курсы при Киевском университете или других ведущих вузах страны), или же заменить их людьми, которые действительно в совершенстве владеют украинским языком и не путаются в реалиях украинской культуры.
А уже через год, который будет предоставлен для исправления ситуации в FM-пространстве, уже можно будет начать говорить о введении системы штрафов за несоблюдение языкового режима или искажение украинского языка. Вплоть до лишения лицензии и закрытия тех станций, которые не будут соблюдать или будут игнорировать государственную языковую политику в Украине. Хотя приоритетной в этом направлении должна быть работа, которая нацелена на помощь FM-радиостанциям, а не их закрытие или штрафование.
Можно сказать, что подобное «лечение» нужно не только для FM-радиостанций, но и для всего украинского информационного пространства. И оно должно быть проведено быстро и решительно. Главный рецепт — это изменение структуры, смена главных действенных лиц — от собственников до управленцев и креативщиков. Но, бесспорно, в правовом и действительно рыночном смысле. Как это сделать? Нужны совместные скоординированные усилия государства и украинского национального медиа-бизнеса. Только этот путь может привести к изменениям в информационном пространстве и в пространстве FM-радиостанций в частности.