Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Фольклоризация», которая противостоит глобализации

Куратор современного искусства Виктор Замудио Тейлор рассказал «Дню» о современном латиноамериканском искусстве, которое уже этой осенью в рамках «АRТ-KYIV contemporary-2010» смогут увидеть и украинцы
1 июля, 2010 - 19:36
ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО, ЧТО ОСЕНЬЮ БЛАГОДАРЯ «ART-КYIV contemporary-2010» УКРАИНЦЫ СМОГУТ УВИДЕТЬ ЦЕЛУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ РАБОТ ЛЕГЕНДАРНОЙ ЛАТИНОАМЕРИКАНСЬКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ФРИДЫ КАЛО. СЕГОДНЯ В «ГАЛЕРЕЕ «Дня» ПРЕДСТАВЛЕНА ЕЕ РАБОТА «ОБЪЯТЬЯ ВСЕЛЕНСКОЙ ЛЮБВИ, ЗЕМЛЯ, Я, ДИЕГО И КОАТЛЬ» / ПО ПРОИСХОДЖЕНИЮ МЕДИА-ХУДОЖНИК ФРАНСИС АЛИС — БЕЛЬГИЕЦ, НО ЖИВЕТ И РАБОТАЕТ ОН В МЕХИКО И ПРЕДСТАВЛЯЕТ, СООТВЕТСТВЕННО, СОВРЕМЕННОЕ ЛАТИНОАМЕРИКАНСЬКОЕ ИСКУССТВО. ЭТО — ОДНА ИЗ ЕГО РАБ

Виктор Замудио Тейлор — известный латиноамериканский куратор современного искусства и кино, продюсер. Его недавний приезд в Украину связан с подготовкой к Международному фестивалю искусств «АRT-KYIV contemporary-2010», где он собирается представить значительную коллекцию произведений современного латиноамериканского искусства. Большую часть коллекции обычно будут составлять произведения мексиканских художников, но среди них, возможно, будут работы выдающихся мастеров из других стран мира, в частности, Энди Уорхола и некоторых других. В этом году фестиваль из тесноватого Украинского дома переезжает на более солидную площадь Национального культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький Арсенал».

Свое художественное образование господин Виктор Тейлор получил в Мексике. Дальше — работал в США, реализовывал художественные и образовательные проекты во многих зарубежных странах. Впрочем, главной целью деятельности он считает популяризацию мексиканского и в целом латиноамериканского искусства в мире. Поэтому в настоящий момент господин Виктор Тейлор живет и работает в Мексике. Во время работы ему придется много путешествовать. Основная деятельность его в настоящий момент связана со всемирно известной корпорацией Jumex, поскольку он является советником одного из мощнейших коллекционеров современного искусства — владельца компании-производителя соков Jumex — Эухенио Лопеса Алонсо. «Jumex collection» — одна из самых амбициозных коллекций современного искусства в мире, что включает художественные работы, видеоарт, инсталляции мировых и латиноамериканских мастеров. Jumex Foundation — фонд, созданный также Эухенио Лопесом Алонсо, поддерживает мексиканских и зарубежных художников.

Виктор Тейлор рассказывает, что в своей работе он совмещает интеллектуальную деятельность и маркетинг, но усилие в обеих этих тенденциях направлены на развитие искусства. Собственно, этого требует сама природа contemporary art. «Современное искусство говорит с нами языком нашего поколения», — отмечает господин Тейлор.

Миссия его пребывания в Украине — двойная: с одной стороны, он намеревается представить мексиканских и латиноамериканских художников в Восточной Европе, а из другой — провести «полевые исследования» в местной художественной среде, чтобы в ближайшее время и Мексика увидела работы украинских и европейских художников.

Во время разговора «Дня» с Виктором Тейлором и вновь назначенным генеральным директором «Мистецького aрсеналу» Наталией Заболотной нам также удалось выяснить, что сейчас идут переговоры относительно экспонирования в Украине работ легендарной мексиканской художницы прошлого столетия Фриды Кало. Кстати, авторитет в родном мексиканском художественном «климате» господину Тейлору прибавила его робота над документальной лентой — как раз о Фриде Кало. Вероятно, что уже осенью этот фильм смогут увидеть и украинцы — в «Мистецькому aрсеналі»

В своем интервью «Дню» господин Тейлор рассказал об атмосфере в современном латиноамериканском искусстве, его непрерывной связи с культурой ацтеков и майя, а также мировую любовь к Фриде.

— Господин Тейлор, как сегодня развивается современное искусство в странах Латинской Америки?

— Латинская Америка имеет очень давнюю и мощную историю искусств. Культура людей, что испокон веков жили на этой территории, насчитывает много тысячелетий. По древности ее можно сравнить с китайской. Культурные традиции майя, ацтеков, ольмеков, тольтеков отображаются и в современном искусстве этого громадного континента. Правда, здесь стоит отметить, что между странами Латинской Америки есть отличия. Например, в развитии искусства Уругвая, Аргентины, Чили прослеживается влияние Европы, поскольку в конце XIX века — начале XX века сюда иммигрировало много европейцев. А вот в искусстве Мексики и Бразилии больше ощутимо влияние культуры коренных народов. И, кстати, именно эти страны имеют наибольшее влияние на развитие современного искусства всего Латиноамериканского континента, а Мехико и Сан-Паулу — это наибольшие центры современного искусства в регионе.

БАЛАНСИРОВАНИЕ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

— Я твердо убежден в том, что настоящее искусство — это то, которое умело балансирует между прошлым и будущим, используя также источник традиционных культурных достояний и ресурс глобального искусства. Это позволяет создавать настоящие шедевры.

Конечно, в городах значительно сложнее отыскать настоящее фольклорное искусство, чем в сельской глубинке. Зато в мегаполисах существует тенденция к распространению «произведений искусства» с надписями «Made in China»... Поэтому «фольклоризация» искусства является своеобразным сопротивлением глобализации путем возвращения к своим корням, истории своего народа, древним традициям и культуре.

Примером искусного балансирования между прошлым и современностью могут быть произведения нашего выдающегося художника Габриеля Ороско. Через свои творения он «разговаривает» с вами на международном языке, в его работах — идеи, понятные людям в любом уголке мира. В то же время искусство Ороско переполнено идеями геометрии доколумбийского времени. Рядом с Габриелем Ороско я бы вспомнил таких художников как Эдильберто Кальдерона и совсем молодого — Мигеля Израэля Морено.

Иногда старшему поколению бывает сложно объяснить, в чем ценность современного искусства, но, безусловно, contemporary art — это шаг в будущее. Современное искусство — это прерогатива, прежде всего, молодого поколения, именно их оно должно побуждать к познанию, развитию себя и мира.

— Как удалось создать такие мощные центры современного искусства в Мехико и Сан-Паулу?

— Современная инфраструктура искусства должна включать в себя определенный набор компонентов: художник, куратор, журналисты, галереи, музеи, коллекционеры, а также рынок искусства. В наших странах все эти компоненты есть. И Мехико, и Сан-Паулу стали мощными центрами современного искусства именно поэтому. В отличие от меньших городов, где, например, могут быть хорошие художники, но нет галерей или есть круг ценителей искусства, а вот художественных школ нет.

— Из каких источников мексиканское искусство получает поддержку?

— Государство поддерживает искусство путем предоставления стипендий, грантов молодым и уже опытным и известным художникам. Наше искусство имеет и другой источник финансирования — частный.

Примером частного финансирования культурных проектов является деятельность того фонда, с которым я сотрудничаю, — Jumex Foundation (работает более 10 лет). Это очень мощный игрок на рынке искусства, который поддерживает музеи, галереи, художников, одновременно формируя собственную коллекцию современного искусства. Среди тех, кто получает поддержку фонда, в частности, Музей современного искусства им. Руфина Тамайо, Музей Сайнид Алфонсо и Национальный университет. В настоящее время мы готовимся к открытию нового музея в 2012 году. Над созданием помещения работает известный британский архитектор Дэвид Чиперфильд.

В целом, мексиканское искусство — крайне динамическое. Но множество арт-акций, к сожалению, остаются недоступными для широкой общественности: 90% из них остаются в частных сборниках и только 10% попадают на глаза публики. Это как с достопримечательностями археологии. Поэтому, с одной стороны, частное финансирование — это хорошо, но с другой — все более художественных произведений становятся «приватизированными», то есть, закрытыми для широкой общественности.

ТА, КОТОРАЯ ИЗМЕНИЛА ПРАВИЛА ИГРЫ

— Вы работали над документальной лентой о всемирно известной художнице Фриде Кало. Почему именно Фрида?

— Фрида Кало — очень влиятельная художница во всем мексиканском культурном пространстве. И не только мексиканском. С середины прошлого столетия она остается своеобразной иконой, которая озаряет путь для многих мировых художников. Прежде всего она была сильной и незаурядной личностью, по-настоящему свободным человеком, хотя болезнь и другие жизненные сложности на длительное время препятствовали ее увлечению искусством. Она всегда была современной мастерицей, в то же время она любила фольклор и это видно в ее работах. Фрида Кало, в сущности, изменила правила игры в искусстве, сместив границы и систему координат творчества. Она смогла мистифицировать свою личность, изменить дату собственного рождения, создать миф своей жизни. Мне приходилось бывать в разных странах мира, общаться с разными людьми, и я заметил, что каждый имеет какое-то свое мнение о Фриде Кало. В настоящий момент ее фигура приобретает новую популярность в разных странах мира. Думаю, в Украине также.

Благодаря этому фильму я стал на путь кинопродюсирования. Создание документального кино — очень важный опыт для меня, который я намереваюсь продолжить. Кстати, вскоре этот фильм смогут увидеть и украинцы.

В целом, мой первый визит в Киев имеет исследовательский характер. Я стремлюсь подготовить почву для показа фильма. Это, во-первых. Кроме того, моя цель — знакомство с вашей страной, культурой, местным арт-рынком и его игроками. Я здесь, чтобы начать диалог между мексиканским и украинским искусствами.

«УКРАИНА ДОЛЖНА СТАТЬ ЧАСТЬЮ МИРОВОГО КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА»

— Вы уже успели познакомиться с украинским искусством? Какие первые впечатления?

— К сожалению, несколько дней — маловато для познания страны. Хотя я уже поражен огромным культурным и духовным потенциалом вашего народа. Искусство Украины, ее художники непременно должны стать частью мирового культурного пространства современности. У вас достаточно талантов, чтобы Украину знали далеко за ее пределами.

Между прочим, «Мистецький арсенал» находится напротив Лавры, и это является знаковым феноменом. В этом пространстве может возникнуть очень интересный диалог и взаимообмен между искусством и религией.

— Что именно вы намереваетесь привезти осенью на «АRТ-Кyivcontemporary-2010»?

— Прежде всего, это коллекция видео из собрания нашего фонда. Второй проект будет касаться темы преданности идеалам современного искусства. Третья часть экспозиции будет посвящена экологическому искусству. Сегодня экология имеет важнейшее значение для последующего развития человечества. Мы использовали мотивы индейской культуры, которая доказывает, что человеческая цивилизация способна развиваться таким образом, чтобы учитывать не только свои интересы, но и интересы будущих поколений, окружающих ландшафтов и природной среды. Нам будет очень интересно наблюдать за тем, как латиноамериканская экспозиция будет влиять на людей.

Изображения предоставлены культурно-художественным и музейным комплексом «Мистецький арсенал»

СПРАВКА «Дня»

V Международная художественная ярмарка «ART-KYIVcontemporary»

8—14 ноября 2010 года: Культурно-художественный и музейный комплекс «Мистецький арсенал» (г. Киев, ул. Ивана Мазепы, 28-30)

Ежегодная Международная художественная ярмарка «ART-KYIVcontemporary» — один из самых масштабных проектов на украинской художественной сцене. Форум собирает известных художников, галеристов, кураторов, критиков, теоретиков, коллекционеров и создает широкую перспективу ознакомления с актуальными тенденциями искусства. «ART-KYIV contemporary» успешно поддерживает репутацию отечественного арт-рынка — еще молодого, но уже прогрессивного. Объем продаж произведений искусства, по информации организаторов ярмарки, составлял около млн. Ежегодно набирает обороты не только коммерческая часть выставки, но и приобретают весомость специальные проекты, в которых принимают участие украинские и зарубежные художники, галереи, кураторы, коллекции. За 10 дней ярмарку посещает около 200 тысяч человек, события форума освещают свыше 150 средств массовой информации. С 2006 года до 2009 года ярмарка проходила в Украинском доме. С 2010 года новым местом для проведения форума станет пространство музейного комплекса «Мистецький арсенал», площадью около 16 тыс. кв. м, с его особенной исторической аурой и уникальными экспозиционными возможностями.

Александр САВИЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ