Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фрикизация украинской политики

Ответственность — на политиках, политтехнологах и СМИ
24 февраля, 2017 - 13:22
ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Драка в Верховной Раде Украины всегда была топ-темой — не только для желтой прессы, но и для серьезных международных медиа. Когда автор этого текста работала парламентским корреспондентом (было и такое), коллеги из иностранных информационных агентств обращались с просьбой обязательно перезвонить, если в сессионном зале или кулуарах начнется столкновение. Новости о Будапештском меморандуме, о «нулевом варианте», принятие Конституции — все эти события тоже, конечно, освещались в СМИ с мировым именем. Но «сухо», коротко, «без огонька», а значит, неинтересно для людей, «нерейтингово». А вот «мордобой» — это интернациональная занятная «штучка», которая обеспечивает тиражи и просмотры.

С того времени медиа — и в Украине, и в мире — еще больше отдрейфовали в сторону, так сказать, популяризации и упрощения процессов, которые происходят в политике, экономике, обществе... Поэтому драки парламентариев никуда не делись со страниц мировых медиа.

Например, 9 февраля мировые медиа рассказывали о драке в парламенте Южноафриканской Республики.

Как сообщает Би-Би-Си(!), столкновение началось, когда члены оппозиции попытались помешать выступлению президента ЮАР Джейкоба Зуми. Одетые в красное члены радикальной партии «Борцы за экономическую свободу» около часа освистывали лидера страны и не давали ему возможности говорить. Южноафриканские радикалы обвиняют Зуми в ухудшении экономической ситуации в стране из-за коррупций и кумовства. Когда охранники попытались вывести протестующих депутатов из зала заседаний, вспыхнула массовая драка.

А в прошлом месяце парламентарии подрались в Турции — столкновения произошли во время обсуждения расширения полномочий президента страны Реджепа Эрдогана.

После того как представители оппозиционной Народно-республиканской партии заблокировали трибуну, началась серьезная драка. Заместителю руководителя правящей Партии справедливости и развития Фатиху Шахиму даже сломали нос. Видео инцидента опубликовал, в частности, канал CNN Turk (!).

Желтая тема открытых конфликтов политиков, которые доходят до драк, интересна во все времена и для всех народов. Это — объективная реальность. И потому возмущаться, что украинские медиа сообщают о том, как народный депутат Иван Мельничук пытался побить другого народного депутата Сергея Лещенко из-за пост в «Фейсбуке», не стоит.

Стоит возмущаться другому — тому факту, что эта драка стала самой популярной, самой важной политически (!) темой для украинских медиа. Журналисты с удовольствием несколько дней смаковали подробности инцидента, детально рассказывали об оторванном рукаве, приводили комментарии очевидцев «события»... На создание десятков материалов тратились ресурсы редакций, время журналистов. Я уже не говорю о времени зрителей, читателей и слушателей, которые вынуждены были переваривать все эти детали из жизни, так сказать, элиты.

А сколько за этот период времени произошло действительно важных событий? Например, вы можете вспомнить, какие законы принимала Верховная Рада на той неделе? Какие решения одобрил Кабинет Министров? Какие указы подписал Президент? Может, что-то существенное произошло в экономике? Знаю наверняка — что-то там происходило (кроме блокады). Но украинские СМИ не уделяют большого внимания нудным процессам реального управления государством.

В отличие от мировых медиа, которые любят рассказывать о драках в парламентах, наши медиа на них фокусируются. Благодаря этому преувеличенному вниманию СМИ к не только второстепенным, но и вообще несущественным, зато «зрелищным» событиям, наших людей удалось «подсадить» на «политическое мыло». Сообщения и рассказы о политических процессах в самых рейтинговых медиа в какой-то момент свелись у нас к обсуждению сугубо «сериальных» интриг. Даже внешне наши политики более похожи на голливудских актеров, чем на западных политических деятелей. (Сравните, например, Хиллари Клинтон, Ангелу Меркель или, простите, Марин Лэ Пен, с Юлией Тимошенко — (еще раз простите).

Популярные медиа у нас не анализируют программы разных партий и деятельность их лидеров — все сводится к дискретному освещению скандальной или гламурной активности известных фигур. Поэтому и «мастодонты» украинской политики, и «новые лица», которые приходят во власть, ведут себя согласно законам жанра, то есть — как «звезды шоу-бизнеса».

Люди привыкли и в большинстве своем уже не задают сложных вопросов и сравнивают политиков между собой по имиджу, который строится по законам шоу-биза. «Она хорошо выглядит», «он ему набил морду», «тот правильно говорил за народ»... И не важно, что они делают, какие программы развития страны предлагают.

Упрощенное восприятие мира, примененное к политической жизни, приводит к минимизации влияния электората на реальную политическую деятельность политиков и государственных деятелей и даже, в некоторой степени, вообще к выхолащиванию политических процессов в государстве.

На днях авторитетный политический аналитик Виктория Подгорная написала у себя в «Фейсбуке»: «Читая посты трехгодичной давности — впечатление, что мы ходим по кругу!!!». Комментарий касался новости от 21 февраля 2014 года относительно освобождения Юлии Тимошенко. Виктория прогнозировала, что страна опять втянется в «бинарную закономерность» «противостояния» двух фигур, получит виток популистской политики. И выборы в мае 2014 года показали, что так оно и произошло — люди выбирали персоны, персонажей, а не программы развития страны.

Тогда, три года назад, Виктория писала о том, что «повестку дня» страны нужно переводить «на вопрос о правилах и изменении системы, а не о персоналиях» и «нужно поставить политиков в рамки и под контроль общества». Если действительно это сделать, содержание политической действительности станет, наконец, важнее, чем ее форма. Но действующие в нашем политикуме законы шоу-бизнеса этого не допускают. «Широкой общественности» не рассказывают о реальных процессах, которые происходят в стране, — СМИ охвачены интригами и скандалами, потому что «пипл хавает». А «пипл хавает» все это только потому, что именно этим его «кормят» самые рейтинговые медиа...

Постепенно т. н. электорат в Украине привык к тому, что «наверху все одинаковые, все (здесь, по желанию, можно добавить какое-нибудь ругательное слово)» и приучаются не задавать сложные вопросы. И в самом деле, вряд ли вам придет в голову обсудить какие-либо серьезные вопросы, не говоря о будущем страны, с депутатом, который, например, известен общественности в основном тем, что тянул за ноги бывшего премьера с трибуны, или с партийным лидером, который недавно расцеловал корову в центре Киева, или с парламентарием, который на полном серьезе раздает интервью по поводу... оторванного рукава своего пиджака.

Главная ответственность за эту тотальную фрикизацию украинской политики лежит не только на самих политиках и их политтехнологах, но и на СМИ. Журналисты должны научиться отличать важное от пустоты, мыльный пузырь от сенсации, должны научиться рассказывать просто и интересно о сложном, и тем самым менять повестку дня страны.

Сегодня во власти массово присутствуют политические симулякры, которые вырастили СМИ. И пока именно такие персонажи хозяйствуют в высоких кабинетах, на телеэкранах и в головах электората, государство обречено ходить по кругу популизма и бессодержательности.

Наталья ИЩЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ