Возле выхода из станции киевского метро «Гидропарк» бумажка со стрелочкой на стене подземного перехода указывала направление к заветному: «Кастинг «Євровидения-2011». Иду мимо незаконных застроек, куч мусора, огражденных песков киевских пляжей. И вдруг — начинается элитная жизнь: забор, обыск, чашка плохого чаю по цене килограмма очень неплохого и другие атрибуты отечественного гламура. Вспомогательные автобусы и автобус ПТС указывают на готовность телевизионщиков «творить». Желающих принять участие в действе старательно регистрируют. Согласно спискам — их сотни. Впрочем, не думаю, что их количество увеличилось, когда был объявлен состав жюри. Ведь этот состав четко сообщил о, так сказать, ориентации нынешнего отбора. Ориентации в смысле музыкальной культуры. Согласно официальному сообщению НТКУ, в состав жюри вошли: «Валид Арфуш, заместитель генерального директора НТКУ, председатель жюри, Влад Багинский, музыкальный продюсер НТКУ, Руслана Писанка, актриса (будет оценивать актерские данные конкурсантов), Дмитрий Коляденко, хореограф (будет оценивать танцевальные данные и умение двигаться на сцене), Антон Цеслик, директор радиостанции Kiss FM (будет оценивать восприятие голоса и материала слушателями), Камалия, певица, Лилия Литковская, дизайнер (будет оценивать стиль)». И никаких представителей профессионального цеха — специалистов саундпродюсинга и аудиозаписи. Опять те же самые грабли... Игнорирование специалистов в отборе 2010 года привело к тому, что НТКУ должна была уплатить немалый штраф, по сути, за непрофессионализм тех, кто проводил отбор. Еще перед отбором-2010 журналисты, в том числе и ваш покорный слуга, пытались обратить внимание руководителя НТКУ господина Бенкендорфа на серьезные проблемы именно с фонограммами потенциальных участников «Евровидения-2010». Но не сложилось...
Кстати, нынешние забавы вокруг отбора уже также успели себя спровоцировать. Один из представителей руководства НТКУ запустил в интернет сообщение о том, что заявку на участие в украинском отборе на «Евровидение» подала группа «Gogol Bordello»... Тут уже идет речь о незаконном использовании всемирно известного и официально зарегистрированного собственного имени американского коллектива. К тому же не кем-нибудь, а официальным представителем мощной государственной телекомпании.
Но вернемся к событиям в Гидропарке. В первый день танцы оказалось некому оценивать. Так же не сложилось и с дизайном, но за столом жюри появился господин Игорь Лихута. Жюри «оправдало» возложенные на него надежды: наибольшее оживление за столом автор этих строк зафиксировал при появлении на сцене балалайки — украиноязычное исполнение практически единогласно было признано «скучным».
Отбор однозначно выявил одну из современных «гуманитарных» тенденций: руководство НТКУ разрешает участвовать в конкурсе исполнителям, которые уже выбрали для себя, какую страну представлять — я имею в виду госпожу Приходько, которая отстаивала честь России. Еще одной интересной особенностью в работе жюри стало то, что все его члены практически не смотрели на... телевизионное изображение исполнителей и коллективов на экране специально установленной плазмы. Хотя «Евровидение», напомню, — конкурс телевизионный.
Что касается самих исполнителей, то первые же их выступления продемонстрировали важную особенность — потенциальные участники международного песенного соревнования совсем не ориентируются в том, что от них требуется. До этого всех желающих долго уверяли в том, что можно просто прийти, спеть любую песню, а НТКУ выберет лучшего, которому потом предоставляют дизайнеров, стилистов, аранжировщиков. Как вдруг на кастинге зазвучало: эта песня — не формат «Евровидения», одежда не соответствует формату, вы не двигаетесь на сцене и т.д. и т.п. То есть претендентам не объяснили четко, понятно и доступно, каким критериям они должны соответствовать. Что, в свою очередь, делает абсолютно непонятными критерии, которыми руководствовались в своем выборе члены жюри. И это, к слову, недостаток многих украинских конкурсных событий.
Еще один важный аспект. Понятный скорее профессионалам, но от того не менее весомый. На «Евровидении» фонограммы должны быть записаны без голосовых партий. Тем временем практически все молодые воспитанники тех или других телевизионных «фабрик» использовали именно такие фонограммы — и были отобраны. Возникает логичный вопрос: а умеют ли они, собственно, петь? Много разговоров было и о том, что все претенденты на отборе должны быть в равных условиях. Оказалось, что это также пустые разговоры — персонаж, которого представляет артист Андрей Данилко, почему-то был допущен к финалу без каких-либо просмотров. Это было решение, которое сразу указало на настоящий уровень подобных отборов. Главный критерий здесь — «тусовка»! Но за такие тусовочные подходы платить приходится государственной телекомпании. И платить немалые деньги: за организацию, разворот и работу на выездной трехдневной телевизионной съемке. Но зачем? Что особого было создано в Гидропарке с творческой точки зрения? Ведь все, что происходило там, могло быть спокойно создано в студии на Мельникова, 42. Наверное, не напрасно (то бишь не даром) в кадре появились интерьеры ночного клуба... Будет возможность — обязательно поинтересуюсь этим аспектом у руководства НТКУ.
Так или иначе, а во второй этап отбора (всего их планируется провести шесть) прошло 35 творческих единиц. Среди них: Джамала, Верка Сердючка (Андрей Данилко), группа «Заклепки», Анастасия Приходько, Злата Огневич, группа «Армия», Иван Березовский, Арина Домски, группа «Даха Браха», Мика Ньютон, Маша Собко, дуэт «Пара Нормальных», Алексей Матиас, Мила Нитич, El Кравчук, группа «VRODA» и другие. Как видим, довольно «разноцветная» компания. И именно благодаря этому многообразию исполнителей появляется надежда на создание многоуровневого качественного современного телевизионного шоу. Но станет ли это шоу общенациональным во всех смыслах этого слова?