Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Глобальные ценности

Украинское ТВ и евроатлантическая интеграция
22 августа, 2003 - 00:00


«Россия в глобальном мире. Плата за вход» — так называется шестисерийный документальный фильм, который с начала августа (по одной серии в неделю) показывает российский телеканал НТВ. Фильм, сообщает www.wto.ru, рассказывает об истории создания Всемирной торговой организации (ВТО), переговорах о присоединении России к ВТО, проблемах конкурентоспособности российского бизнеса в связи с предстоящим членством в этой организации. Съемки фильма (по заказу Российского фонда правовых реформ) обошлись примерно в $80 тыс. По словам руководителя службы общественных связей НТВ Григория Симановича, сообщают www.vedomosti.ru, канал взялся показывать фильм, чтобы помочь «интеграции России в мировое сообщество» (фильм, правда, «задвинули» в ночной эфир). «День» решил обратиться к экспертам с вопросом:

? «КАКИЕ ТЕЛЕПРОЕКТЫ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИЛО БЫ СОЗДАТЬ ОБ «УКРАИНЕ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ» (ТЕМАТИКА, ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И Т.П.)?»

Владимир ФЕСЕНКО, Центр прикладных политических исследований «Пента»:

— Для Украины потребность в телепроектах (а также в других информационных проектах), касающихся интеграции страны в авторитетные международные организации, еще более велика, чем для России. В отличие от России Украина стремится войти и в Евросоюз, и в НАТО. Международная практика, опыт наших западных соседей свидетельствуют, что евроинтеграция требует активного информационного обеспечения. В случае с ВТО уже сейчас очевидно, что значительная часть политической и бизнес-элиты, не говоря о рядовых гражданах, весьма слабо представляет себе стоимость и последствия вступления в эту организацию. Проблемы (как экономические, так и политические) могут возникнуть уже после вхождения в ВТО. Скорее всего, сказывается традиционная бюрократическая привычка пренебрегать общественным мнением.

Вступление в Евросоюз вообще сопряжено с обязательным проведением референдума по данному вопросу. Как правило, накануне вступления в ЕС в странах- претендентах активизируются евроскептики, обостряются общественные дискуссии по евротематике. И без активной разъяснительной работы с общественностью евроинтеграционная политика может оказаться под угрозой.

Очень поучителен для нас в этом плане опыт Польши. В Комитете европейской интеграции (центральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию и обеспечение процесса евроинтеграции) действует специальный департамент по связям с общественностью и европейской информации. Еще в начале 1990-х после принятия политического решения о необходимости вступления в Евросоюз были осуществлены (на средства ЕС) соответствующие информационно-разъяснительные проекты. С 1999 г. реализуется правительственная стратегия информирования польского общества о содержании и последствиях европейской интеграции. В рамках этой стратегии в каждом воеводстве были созданы региональные центры европейской информации. Эти центры администрировались местными общественными организациями, определенными на конкурсной основе. В рамках правительственной стратегии реализовывались и целевые проекты. К примеру, отдельные проекты были рассчитаны на школьников и военнослужащих. Масштабный информационный проект осуществлялся и в супермаркетах. Перед референдумом было выпущено 80 печатных изданий, разъясняющих цели и содержание политики евроинтеграции, общим тиражом 14 млн. экземпляров.

Достаточно сложное отношение в нашей стране к НАТО. Последние международные события только усилили в Украине критические настроения относительно вступления в НАТО. В отношении НАТО вообще существует немало негативных стереотипов, в том числе и ложных. Их необходимо преодолевать. Иначе государственная политика евроатлантической интеграции не будет восприниматься населением. Государственное телевидение, да и другие влиятельные СМИ могли бы более активно сотрудничать с Информационным центром НАТО в Украине. При активной позиции украинских ведомств, отвечающих за информационную политику, штаб-квартира НАТО в Брюсселе могла бы помочь и финансово, и информационно. Я знаю, что наши журналисты (и не только) регулярно посещают натовские структуры. Вот только творческой отдачи почему-то не видно.

Целевая аудитория для международно-информационных проектов в каждом случае своя. Наиболее широкая (по набору целевых групп) — относительно ЕС. Применительно к ВТО особого внимания требует работа с деловыми кругами, промышленниками и предпринимателями. И в случае с ВТО, и с ЕС потенциальными группами риска являются представители аграрного сектора. Их нужно готовить к новым вызовам и проблемам, совместно искать стратегии адаптации к новым экономическим реалиям.

Финансировать эти информационные проекты частично необходимо из государственного бюджета, поскольку речь идет о государственных интересах. Но качественное выполнение проектов требует дополнительных средств. Часть этих средств можно получить из соответствующих фондов ЕС и НАТО, часть — у западных благотворительных фондов. Свою лепту должен внести и бизнес. В конце концов, предприниматели не меньше, чем государство, заинтересованы в качественном информировании общества о последствиях вступления в ВТО, ЕС.

В последнее время термин «пиар» приобрел у нас отрицательный оттенок. Но в буквальном переводе он означает «связи с общественностью». И применительно к информационному обеспечению процессов интеграции Украины в международные организации это как раз то, что нужно.

Александр ЗОРКА, вице-президент Национальной телекомпании Украины:

— О целесообразности: у нас нет 80 тысяч долларов, чтобы создать фильм об «Украине в глобальном мире», да и вряд ли «глобальный» проект сможет помочь нам стать европейцами, хотя предварительные наработки по созданию программы, которая бы день за днем освещала интеграционные процессы, учила бы нас быть европейцами, у НТКУ уже есть. Есть и готовность, и желание средствами телевидения участвовать в подготовке осознания того, что путь в Европу неблизок и не усыпан розами. Ориентировочно такой проект появится в эфире Первого Национального в начале 2004 года.

Александр СЕМИРЯДЧЕНКО, заместитель главного редактора службы информации ICTV:

— Как по мне, таким проектом, причем долговременным, рассчитанным даже на несколько лет, мог бы быть цикл документальных фильмов о том, к чему Украина должна стремиться в мире и в Европе. Мы говорим, что Украина провозгласила Европейский выбор, но не нужно себя обманывать: Европейский выбор провозгласил истеблишмент. Общество этот термин понимает размыто или не понимает вообще. Соответственно, общественность нашей страны должна осознать, что ей дает этот выбор. Когда наш репортер Андрей Гетьман был в Словакии, то, готовя один из материалов, спросил у рядового словака, что дает ему конкретно Европейский выбор. (Тогда эта страна как раз проводила референдум и обсуждала возможность вступления в ЕС.) И тот ему конкретно ответил: возможность работать, иметь новые рабочие места, условия для того, чтобы заработать больше денег и, соответственно, жить лучше. Он сформулировал свое понимание Европейского выбора. Украинец слабо понимает, каким образом построено европейское законодательство, что такое европейские ценности, европейская культура, не представляет механизмы европейского судопроизводства, работы коммунальных служб, какие права и обязанности имеет гражданин европейской страны. Какая политика в них? Какие политики? Гражданские институции? Ответов на эти вопросы украинец, даже если он над ними задумается, скорее всего, не найдет. Соответственно, телепроект, который бы об этом рассказывал и показывал на наглядных примерах, был бы востребованным сегодня. Я понимаю, что это очень затратный, дорогой проект. Поэтому позволить его себе может: а) канал богатый и б) канал сознательный, с серьезной гражданской позицией. Но, повторюсь, сегодня такой проект реально был бы очень полезен, поскольку именно сейчас начинается формироваться представление украинца о мировых ценностях. Не думаю, что подобный проект появится на нашем телевидении в этом или следующем сезоне. Скорее всего, это дело двух-трех лет.

Подготовил Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ