Завтра — День памяти жертв голодоморов. Вечером по всей стране зажгут тысячи свечей. Или сотни тысяч. Это не только проявление уважения к миллионам погибших, но и способ сохранить память о них в общественном сознании. Впрочем, это память-эмоция, память-символ. Более важным является знание и понимание трагических событий 1921 — 1923, 1932 — 1933 и 1946 — 1947 гг. Поэтому усилия всех, кто пытается рассказать о них так детально и исчерпывающе, как только это возможно, имеют особое значение. Очень ценно, когда к этому процессу сохранения и приумножения памяти приобщаются те, кто не связан с Украиной этнически. Как Джеймс Мейс. Как голливудский режиссер Бобби Лей, который теперь работает над фильмом о событиях 1932 — 1933 гг. «Голодомор. Геноцид Украины». Продюсером ленты является украинка, которая всю свою жизнь прожила в Америке, — Марта Томкив.
Кинокартина Бобби Лея — это своего рода путешествие режиссера и продюсера по тем местам, где в настоящее время живут очевидцы Голодомора; очевидцев — к своей памяти, в свое прошлое; зрителей — в историю Украины, воспроизведенную в фильме.
Симптоматически, что в США, по словам режиссера, Голодомор 1932 —1933 гг. — это еще до сих пор малоизвестный факт. Однако в отдельных архивах хранятся письма восьмидесятилетней давности к президенту Америки, в которых детально рассказывается о смерти от искусственного голода миллионов украинцев. Мир знал об этом в 1930-х и «забыл» за несколько десятилетий.
«Дню» удалось пообщаться с Бобби Леем и Мартой Томкив об их документальном проекте.
— Какой для вас была Украина до того, как вы узнали о Голодоморе? И насколько сложно было осмыслить этот материал?
Бобби ЛЕЙ: — Я вообще интересуюсь историей, но мне было сложно поверить, что такое могло случиться. В США — это еще до сих пор малоизвестные события. Никто из моих друзей, знакомых не слышал о них. В начале работы над фильмом было очень сложно: много информации, которую я нашел в Интернете, было противоречивой, не вполне правдивой. Тогда я начал сотрудничать с профессором Тарасом Гунчаком, который помог мне со сбором фактов.
Марта ТОМКИВ: — Я украинка, ходила в украинскую школу и знала об этом трагическом периоде истории. Моя мать дала Бобби маленькую книжечку о Голодоморе. Через несколько месяцев мы пошли послушать доклад, на котором присутствовали свидетели тех событий. Это было в ноябре 2006-го года в Лос-Анджелесе, где есть мемориал Голодомора.
— Как вы готовились к работе над фильмом?
Б. Л.: — Я читал книги, документы, но ничего не смотрел, чтобы не быть под впечатлением от чьего-то фильма. Хотел сделать оригинальный продукт.
М. Т.: — Я на протяжении года занималась поиском информации: обращалась к разным людям, организациям, давала объявления в украинские церковные бюллетени, чтобы найти живых свидетелей Голодомора. Мы узнали, где эти люди живут, как их найти. Также я работала в архивах: мир знал о Голодоморе — Италия знала, Америка знала, другие страны тоже, но они ничего не сделали, чтобы помочь. Мы работали с копиями рассекреченных правительственных файлов из Вашингтона, которые датируются 1928 —1935 гг. Очень ценные материалы предоставил заслуженный профессор Тарас Гунчак. В конце мы получили много информации, которую можно было использовать для фильма.
— Расскажите о сотрудничестве с Тарасом Гунчаком.
М. Т.: — Профессор Тарас Гунчак живет в Нью-Джерси. Он преподает в Университете Рутгерс (Rutgers), в настоящий момент уже вышел на пенсию, но остается очень активным и продолжает писать много книг и лекций. Он сказал, что хочет помочь нам, чтобы фильм вышел обстоятельным. Бобби начал с ним сотрудничать и, когда собирал информацию, советовался, достоверная она или нет.
— Где происходили съемки ленты?
Б. Л. и М. Т.: — Мы снимали фильм в Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Джерси, Торонто (Канада) и 14-х областях Украины. Везде мы записывали интервью со свидетелями. Также съемки происходили в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины в Пирогово. А еще мы наняли вертолет, в котором Бобби с оператором летали над Украиной. Это был старый военный вертолет без дверей и нормальных мест для сидения. Все были рады, когда вернулись на землю.
— Кто помогал вам финансово?
М. Т.: — Первые 57 коротких фильмов мы оплачивали из своего кармана. Потом было создано движение в поддержку проекта, разные газеты опубликовали объявления о сборе средств. Помогла Всеукраинская диаспора в Америке. Но даже этих денег было недостаточно.
— Когда Джеймс Мейс избрал темой для своей кандидатской диссертации Голодомор в Украине, он не мог в США найти приличную работу. Возникали ли у вас трудности из-за работы над фильмом?
М. Т.: — Мы не сталкивались ни с какими препятствиями в Америке. Но в Украине были проблемы. Перед приездом нам сказали, что мы должны быть очень осторожными. Нам предоставили дом, который был для нас укрытием, у нас был собственный водитель. Но к нам звонили и писали украинцы, благодарили, показывали снимки, архивы, давали уникальные фото. Хотя и были люди, которые пытались помешать нам, сделать работу над фильмом очень сложной.
— Для кого вы создали это кино?
Б. Л. и М. Т.: — Для людей, которые интересуются историей, хотят открыть для себя ее неизвестные страницы. Для тех, кто пережил Голодомор, пережил кошмар. Эта страница из истории — очень важная не только для украинцев, она должна интересовать людей во всем мире. Наш фильм для всех. Мы пытались приблизить зрителя из любой страны к пониманию этой темы.
— Каким образом вы планируете распространять ваш фильм?
М. Т.: — Готовится дистрибуция через Интернет. Также планируем распространять ленту в школах, университетах. В наших планах — показать фильм на телевидении, для этого мы переделаем его под необходимый формат.
— Как американские дети будут воспринимать эту тему?
М.Т.: — У Бобби есть две дочери, которые уже посмотрели часть проекта. Одна из них сделала презентацию для своего класса. Дети были в большом шоке, они ничего об этом не знали. Мы показывали фильм детям наших товарищей: они считают, что это было ужасно, но пропускают сквозь себя те события.
— Когда вы приедете в Украину с презентацией?
М. Т.: — Мы еще не знаем. Сначала нужно закончить фильм, сделать музыкальную обработку, на что нужны деньги. Также мы не знаем, какие последствия будет иметь показ ленты. Думаю, для каждого зрителя — свои.