Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Гриф забытья снят

Документальный цикл на Первом возвращает украинцам забытые имена. На очереди — Александр Шумский
3 сентября, 1996 - 17:44

Почти год назад Национальная телекомпания Украины в рамках совместного проекта со Службой безопасности Украины презентовала первый фильм из серии «Гриф секретности снят» — о писателе Борисе Антоненко-Давидовиче. После него в эфире Первого Национального появилось еще два фильма из этого документального цикла — о генерале-хорунжем армии Украинской народной республики Юрке Тютюннике и литераторе и гражданском деятеле Мыколе Хвылевом (который был показан 23 августа в преддверии Дня независимости). Напомним, что цикл «Гриф секретности снят» основывается на рассекреченных материалах СБУ и рассказывает о судьбе «принудительно забытых» украинцев. Документальные фильмы производства НТКУ транслирует не только Первый Национальный, но и ряд региональных, в том числе коммерческих, вещателей.

Особенность цикла «Гриф секретности снят» — это уникальность материалов, предоставленных Службой безопасности.

— Мы очень тесно сотрудничаем с Отраслевым государственным архивом СБУ. К примеру, «Царь и раб хитростей» — фильм, сценарий которого построен на полностью сенсационном материале, который касается жизни и творчества Мыколы Хвылевого, — рассказывает режиссер фильма Ирина ШАТОХИНА. — Впервые опубликованы документы, которые пролежали в архиве 75 лет. СБУ открыло нам чрезвычайно секретные вещи. Она называется «Дело-формуляр на Мыколу Хвылевого».

Это криминальное дело, которое включает доносы, агентурные документы и сведения, специально отобранные аналитические материалы о творчестве Хвылевого. Эти документы ранее не видел никто. Теперь они открыты для широкого круга и каждого, кто изъявит желание познакомиться с ними. Кстати, параллельно с созданием фильма Юрий Шаповал занимался подготовкой книги, вмещающей все открытия, касающиеся личности Хвылевого. Возможно, мультимедийным бонусом к этому изданию станет фильм «Царь и раб хитростей».

— Значение такого типа работ — колоссальное! — уверен Владимир ПАНЧЕНКО, доктор филологических наук, профессор. — Увы, у нас очень мало делается для того, чтобы популяризировать историю на научном уровне. Между научными знаниями и массовым сознанием есть большой зазор, и эту пропасть нужно уменьшать — для того, чтобы общество знало свою историю достаточно хорошо, хотя бы последние ее вехи, историю главных персонажей... Думаю, то, что делает Первый Национальный, — очень важно. По сути, они замахнулись на целый сериал документальных фильмов, которые должны раскрыть страницы истории, которые необходимо знать широкой общественности. Для того чтобы эти материалы стали сенсационными, нужно, чтобы они вышли в люди. Главное задание состоит не только в том, чтобы создать подобный информационный продукт, но и в том, чтобы донести его до зрителя, читателя; чтобы он, в конце концов, смог всколыхнуть украинскую историческую память и зацепить мертвые горы общественного сознания.

Вопрос только в том, проявят ли любопытство к ранее запрещенной истории сами украинцы. После премьеры фильма «Царь и раб хитростей» на Первом Национальном и в преддверии появления нового фильма, посвященного Александру Шумскому, «День» задал несколько вопросов одному из создателей цикла «Гриф секретности снят» — доктору исторических наук и, кстати, автору «Дня» Юрию ШАПОВАЛУ.

— По моему мнению, эти материалы, безусловно, станут знаковыми для нашего общества, — уверен историк. — Ведь в основу этого сериала положено действительно секретные материалы. Этот сериал на практике демонстрирует открытость нашего общества и свидетельствует, что архивы в Украине таки раскрываются и дают возможность осмыслить события далекого и близкого прошлого.

— Какие ранее неизвестные факты удалось найти в архивах?

— Мы работали над фильмом про Мыколу Хвылевого — «Царь и раб хитростей». В основу картины положено дело-формуляр на Мыколу Григорьевича Фитилева — более известного как Хвылевой. Доступ к этому делу перед созданием фильма был «нулевым», то есть оно было недоступным. А работа над фильмом дала толчок к рассекречиванию этих документов, которые показывают нам абсолютно неведомые стороны бытия Хвылевого, его окружения. Писатель пребывал в очень сложных контекстах. Материалы слежки дают нам возможность ощутить не «бронзового» Хвылевого, а абсолютно реального, со всеми его проблемами, противоречиями, изъянами, преимуществами. В этом состоит значение рассекреченных материалов.

— Удалось ли вам в ходе работы над фильмом реализовать первоначальный замысел?

— Мы с режиссером Ириной Шатохиной стремились найти нестандартные способы выражения и методы повествования о Хвылевом. Он сам был нестандартной фигурой. Его писательские произведения абсолютно неординарны, такой же была и его жизнь — запутанная, сотканная из противоречий. Так же было и во время работы над фильмом о писателе Борисе Антоненко-Давидовиче. Были найдены пленки с его голосом и его дело, по которому он был репрессирован. Когда все сложили вместе, это дало особый эффект — будто присутствия самого Антоненко-Давидовича во время рассказа о нем. У каждого фильма есть свои особенности. На данном этапе, как мне кажется, мы достигли той цели, которую ставили перед собой.

— Какой была эта цель?

— В первую очередь, сделать интересными те страницы украинской истории, о которых, к сожалению, люди так мало знают. Многие смотрят московские сериалы, даже не догадываясь о том, что у нас были свои фантастически интересные люди и фантастически интересные коллизии. Вот мне кажется, что цель этого цикла — сделать историю 20—30-х годов интересной, оживить ее. И, во-вторых, при работе над этими картинами мы пытаемся не разговаривать со зрителем наработанными формулами стандартов и стереотипов. Мы не красим Хвылевого бронзовой краской и не говорим: «Вот видите, какой национальный герой!». Пусть оценку даст сам зритель. Образы людей, о которых мы рассказываем, должны быть живыми и интересными.

Как рассказала «Дню» Ирина Шатохина, вскоре телезрители увидят очередной документальный фильм «Отдельное мнение Александра Шумского» — о наркоме образования в УССР в 1924—1927 годах. С его именем связывают «слишком интенсивный» процесс украинизации и термин «шумскизм», который означал излишний национальный уклон политики этого деятеля. Хотя Александр Шумский — герой далеко не однозначный.

— Так же, как и Мыкола Хвилевой, — резюмирует Ирина Шатохина. — В целом, 20-е годы прошлого века — очень интересный период истории Украины. Моя заинтересованность именно им началась с предложения историка Юрия Шаповала создать фильм о выдающемся экономисте Михаиле Волобуеве. Постепенно возникла идея создания мини-сериала «Українська мрія», в котором появились и Хвылевой, и Шумский, и Мыкола Скрыпник, и Василь Эллан-Блакытный. Кстати, «Українська мрія» номинирована на премию «Телетриумф» в номинации «Телефильм». На самом деле в нашей истории множество героев. Поэтому буквально неотложной является идея создания своеобразного духовного и даже физического пантеона украинских героев. Думаю, если бы украинские каналы стали активно снимать подобные документальные фильмы, они были бы рейтинговыми и приносили коммерческий успех. И даже в виде дисков на прилавках такие фильмы заслужили бы свою популярность. Я уверена, что в Украине достаточно умных людей, которым это было бы интересно.

Маша ТОМАК, «День», Игорь САМОКИШ, Летняя школа журналистики «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ