Директор ТО «Громада» Александр Зорка согласился на встречу со мной не очень охотно. «Хвастаться особо нечем», — сказал он. Пришлось отказаться от производства утренней программы, сократить 28 человек из 133 сотрудников ТО. Впрочем, Виктор Панфилов, режиссер-постановщик «Ток-шоу» ушел сам...
— Расскажите, пожалуйста, о природе этого конфликта, о котором «День» сообщал в прошлом «Телеклубе».
— Конфликта, по сути, не было. На самом деле Виктора не устраивало то, что ему здесь слишком мало платили. У НТКУ существуют жесткие расценки на авторские гонорары.
— Какие они — не коммерческая тайна?
— Да какая там тайна! Сценарий сложной телевизионной программы, например, стоит 76 грн., постановка — около 60 грн.
— А как же спонсоры, ведь на ток-шоу они идут охотно?
— Общий кризис нашей экономики привел к тому, что спонсор, в лучшем случае, может оплатить наши затраты на технику. Как бы ни было трудно, но под этот проект удалось задействовать первоклассные технические возможности. Вообще, технический и творческий потенциал НТКУ я бы оценил как очень сильный. Здесь многие и держатся благодаря тому, что есть возможности для творчества.
— Почему вы отказались от производства программы «Хто рано встає»?
— Мы вынуждены были это сделать и отнюдь не по творческим причинам, из-за недостаточного финансирования. Уникальность нашего ТО состоит в том, что мы по большей части производим программы, на которые даже теоретически не может быть финансирования. Например, «Надвечір’я». Эта программа имеет колоссальный успех у зрителей пожилого возраста, но для рекламодателей эта возрастная категория особого интереса не представляет. Производство каждого ее выпуска — это, по сути, акт гражданского подвига творческой группы, возглавляемой Тамарой Щербатюк. «Служу народу України» — передача о проблемах армии — нужная и полезная для тех, кто служит, для их родственников. Теоретически вооруженные силы могли бы ее поддержать, но их финансовое положение я комментировать не берусь.
— Все остальные программы ТО «Громада» останутся в эфире?
— Пока в сетке вещания они есть. Кстати, недавно мы вернули программу «Сімейний лікар».
— Вас устраивает качество ваших программ, например, «Село і люди»?
— Возможно, эта программа не интересна городским жителям, но, судя по рейтингам, у сельского населения она пользуется популярностью.
— А «Не все так погано у нашому домі»?
— Она имеет перспективу развития, благодаря таланту ее ведущей. Эта программа была задумана четыре года назад, и сейчас у нее период становления.
— Какие-то новые проекты будут?
— Об этом сложно говорить. Любой коммерческий канал начинает с того, что просчитывает экономическую целесообразность проекта. Первый этап — поступление сметы на производство программы. У нас же зачастую сметой все заканчивается.
Лена ЛОКОША
От редакции: Думается, что г-н Зорка немного лукавил, когда говорил, что тот же г-н Панфилов должен был получать гонорар, равный расценкам НТКУ. Насколько известно «Дню», речь шла о других суммах. Ведь некоторые проекты УТ-1 таки имеют финансирование со стороны, причем нередко вне зависимости от рейтинговых и рекламных поступлений. Скажем, о том, что у творческой группы программы «7 дней» — совсем другие зарплаты, чем у их коллег из тех же УТН — известно на УТ-1 всем. Другое дело, что руководство НТКУ уже давно взяло курс на передачу эфира на Первом общенациональном в руки коммерческих структур (что, к примеру, произошло и с утренним эфиром УТ-1, который от государственной «Громады» перешел к коммерческой «Эре»). При этом за бортом остаются собственные сотрудники НТКУ, с их, по словам А. Зорка, «очень сильным техническим и творческим потенциалом».