Уже 10 августа на телеканале ICTV стартует новый сезон проекта «Свобода слова». Ни для кого не новость то, что еще несколько недель назад поклонники ток-шоу и все медийное общество с нетерпением ждали ответа на вопрос: «Кто же будет новым ведущим?» Им стал продюсер Украинской службы Би-Би-Си, эксперт образовательного проекта «Жорна» Андрей КУЛИКОВ. Уже свыше двадцати лет господин Куликов работает в журналистике и, без сомнения, является авторитетом для своих коллег. Это интеллигентный и рассудительный человек, что, по убеждению телевизионных критиков, может дать программе новое качество.
Генеральный директор ICTV Александр Богуцкий утверждает, что благодаря многолетнему опыту нового ведущего «Свободы слова», в программе станет меньше демагогии и больше честных, бескомпромиссных дискуссий и конкретных ответов. Но несмотря на это, авторы проекта отмечают, что кардинальных изменений в формате «Свободы слова» не будет. Все ценности любимой программы зрителей, желающих увидеть больше, чтобы лучше понять суть событий, сохранены — программа будет выходить в эфир каждую пятницу в 21.30 в прямом эфире.
Предлагаем вашему вниманию блиц-интервью «Дня» с господином Андреем Куликовым.
— Чем будет отличаться «Свобода слова» с Андреем Куликовым от «Свободы слова» с Савиком Шустером?
— Мы хотим попробовать сделать программу более регламентированной, в смысле — как и сколько там говорить. То есть, кроме взаимных обвинений должны звучать предложения, как исправить положение в обсуждаемом вопросе. Свобода слова должна быть обеспечена всем участникам: ведь когда кто-то перебирает время, тем самым такой человек ограничивает свободу других гостей. Но в планах нет ограничения тем. Наоборот, будем искать новые, самые неожиданные темы. Хотим расширить круг участников, экспертов, открыть для зрителя новые лица, а, впоследствии, и новые мысли. И, надеюсь, программа будет отличаться Андреем Куликовым.
— Какие, на ваш взгляд, были недостатки программы и какие достоинства?
— Самым большим достоинством программы всегда была непродажность. Еще — активное участие зрителей. Достоинством была и личность хозяина студии. Недостатки — затянутость многих эфиров, «расфокус» в обсуждении тем.
— Какими чертами, по вашему мнению, должен обладать ведущий политического ток-шоу?
— Требуется всего лишь сдержанность в отклике на то, что говорится в студии. Работа хозяина студии в программах, в темах которых ты разбираешься, на самом деле очень сложна, потому что постоянно возникает искушение высказать собственное мнение в ответ на заявления участников. Это похоже на перевод: когда я перевожу о цементных заводах или медицине, работать легко — ведь необходимо только знать ряд терминов; а вот когда переводишь о политике или журналистике, возникает желание что-то исправить, если слышишь слабое, по твоему мнению, суждение, либо наоборот, поддержать высказывания, отвечающие твоим представлениям. Такого быть не должно.
Необходима настойчивость в разговоре с уважаемыми участниками эфира, которые иногда считают, что ценно любое их слово, а поэтому выполняют собственную повестку дня, хоть как их ни призывай вернуться к теме.
Нужно осознание ответственности перед целым коллективом программы и перед телеканалом. Ведь если человек в студии выдаст свои политические или личные симпатии, он даст основания подозревать в таких же симпатиях и тех, кто работает вместе с ним, и тех, кто дает ему работу.
А осведомленность касательно политического положения, истории, культуры, настроений общества — это все тоже необходимо, и не только ведущим политических ток-шоу.
— В одном из интервью вы отметили, что ведущий должен быть более жестким. В чем будет проявляться эта жесткость?
— В усилиях на удержание говорящего в рамках темы и на получение четких ответов на четкие вопросы в сжатое время.
— Вы хотите видеть в качестве гостей студии всех, кто будет интересен зрителям. Чем одни и те же политики и эксперты еще могут заинтересовать аудиторию?
— Так вот, как раз речь идет не только о политиках и экспертах — и не только о тех самых. Есть деятели культуры, есть спортсмены, есть уникальные люди в разнообразных профессиях, которым есть что сказать, и когда тема программы будет не совсем предугадываема, там должны появляться непрепредугадываемые по будничной логике персонажи. А политиков и экспертов тоже намного больше, чем обычно показывает телевидение — и среди непоказываемых и, на первый взгляд, невыразительных есть удивительно интересные персонажи.
В общем, не покорно идти за симпатиями аудитории, а вместе определять, кто интересен на самом деле, а кто — «по привычке».
— Какие условия вам предложило руководство ICTV? На все ли из них вы согласились?
— Если бы условия не устраивали, я бы не пошел работать на ICTV. А если бы я не согласился, то и руководство ICTV не взяло бы меня на работу. Само собой, были пункты, которые мы уточняли, но теперь, думаю, мы пришли к согласию.
— Изменится ли язык ведения программы?
— Языком ведения программы будет украинский с использованием языков, которыми будут разговаривать участники программы.
— По вашему мнению, останутся ли рейтинги программы такими же высокими?
— В начале я предусматриваю превышение средних показателей, а потом будем делать все, чтобы остаться на высоте.
СПРАВКА «Дня»
Андрей Куликов родился в Киеве 27 сентября 1957 года в семье служащих. Окончил факультет международных отношений и международного права Киевского национального университета им. Т. Шевченко по специальностям «специалист по международным отношениям; референт- переводчик английского языка».
1979—1992 — корреспондент, завотделом, заместитель главного редактора газеты «Ньюс фром Юкрейн» (Киев).
1992—1995 — продюсер, старший продюсер Украинской службы ВВС (Лондон). Много работал и работает переводчиком (английский язык).
1996—1998 — выпускающий редактор, заместитель директора Телевизионной службы новостей телеканала «Студия «1+1», и.о. главного редактора ММЦ-«Интерньюз».
1998—1999 — шеф-редактор «Нового канала».
2000—2007 — продюсер украинской службы ВВС в Лондоне.
2005—2007 — медиа-эксперт проекта Евросоюза — ТАСІС-ВВС World ServiceTrust «Жорна» — Журналистское образование: развитие навыков.