Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Храм, люди и символы

Лебединская церковь спустя многие годы все-таки ожила
15 декабря, 2011 - 20:54
«РЕСТАВРАТОР СЛАВЕТНИХ СПРАВ» / ФОТО ИГОРЯ ШВАЧУНОВА

Сумской художник Игорь Швачунов говорит, что открыл для себя этот храм в 1994 году, когда бродил с этюдником под рукой древними улочками города Лебедин. Это было во время одного из художественных пленэров, в рамках которых собираются люди искусства, чтобы в особенной атмосфере предаться своей музе и творить...

Полуразрушенная церковь привлекла его внимание своим неповторимым очарованием. Спустя некоторое время, ее образ возник на полотне. Свой рисунок художник назвал просто: «Возле Покровской церкви». Такие места особенно вдохновляют. Не так много осталось у нас построек, сохранивших свою архитектурную и историческую самобытность. Старые здания разрушаются или, в лучшем случае, реставрируются — но бездумно, по-новому, без сохранения традиций. А чаще всего вырастают новые сооружения, закрывая архитектурный ансамбль и уродуя до неузнаваемости то, что было создано ушедшими в вечность зодчими.

«Покровская церковь в Лебедине — это символ нашей эпохи», — говорит Игорь Швачунов, рассуждая о том, что мы теряем все больше и больше. Ведь даже проводимая ныне реставрация Покровского храма не слишком радует сердце художника: не та цветовая гамма... Что-то упущено, что-то очень важное, может быть, сама душа... Не говоря уже о том, что перед храмом возвели магазин, никак не вписывающийся в общую картину площади.

На снимке Игоря Швачунова — реставратор Лебединского художественного музея, фанат своего дела, влюбленный в историю, и особенно в историю Лебедина, Иван Волчек. Вместе они любят пройтись местами, которые все еще хранят атмосферу духовности маленьких городков. Иван тоже изобразил лебединский храм, но по-своему. Правда, непосредственно принимать участие в реконструкции церкви ему пока не довелось, поскольку он реставрирует иконы, а таковых здесь, к сожалению, не сохранилось. Но сама духовная святыня манит Ивана Волчека к себе всегда. «Я ощущаю здесь магнетизм Богородицы, — говорит он. — Богородицы, которая нас всех бесконечно любит, защищает своим покровом и помогает возрождению наших душ.»

Как свидетельствуют сохранившиеся архивные документы, первый храм Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Лебедине в 1678 году. В то время Лебедин имел статус сотенного местечка сумского казацкого полка. Настоятелем храма стал отец Максим, принадлежащий к роду Залесских. Именно братья Залесские чествовали Тараса Григорьевича Шевченко на берегу реки Псел казацким кулешом и варенухой во время последнего посещения Украины великим Кобзарем.

Почти 200 лет спустя — в 1875 году — на месте бывшего деревянного храма появилась каменная церковь. Возведена она была на средства прихожан. В 30-х годах ХХ века ее закрыли, как и все остальные церкви в городе, по «идеологическим» соображениям. Храм превратили в склад для хранения зерна. Живы еще люди, которые помнят, как падали вниз сброшенные церковные колокола. Например, бывший водитель, участник боевых действий Николай Клейман, которому довелось колхозной полуторкой перевозить эти колокола в пункт приема металлолома, откуда их направляли на переплавку.

В 1941 году церковь опять открыли. Как сообщает местный краевед Владимир Дудченко, проводить богослужения разрешили оккупационные немецкие власти. Местный музей обязали выдать церковной общине два Евангелия, ручной крест, ковры и чашу.

В 1960-х годах лебединская Покровская церковь снова стала складом. Ремонтировать сооружение не позволяли: власти делали расчет на то, что храм разрушится сам по себе, под воздействием природных факторов — дождя и снега. Так и случилось: бывшая церковь уже стала непригодной даже под склад.

«Сияющий купол руины» — так в свое время написал о ней Владимир Дудченко. Краевед говорит: «Кто вдохновил сельскую общину взяться несколько лет назад за реставрацию храма — успели забыть, но собранные энтузиастами средства вложили в дело: чтобы их не поглотила инфляция. Сияющий на солнце новый оцинкованный купол увенчали православным крестом. Строители и не думали, что вместе с ним поставят и символический крест в деле реставрации Божьего храма».

Впрочем, Владимир Дудченко ошибался. В 2011 году произведено освящение помещения при церкви для проведения богослужений. Епископ Сумской и Ахтырский Евлогий своим указом от 10.06.2010 года на службу новым настоятелем храма благословил клирика Сумской епархии Украинской православной церкви иерея Василия Шляхтюка и поручил ему проведение ремонтных и восстановительных работ. Работы ведутся, а значит, есть надежда на то, что не все потеряно...

Алла АКИМЕНКО, Сумы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ