В последнее время нам все уши прожужжали о толерантность. Прекрасное само по себе качество. Весь вопрос в том, когда, по какому поводу и по отношению к кому его проявлять. Вот, например, если полиция вместо того, чтобы скрутить насильника и грабителя, начнет его мило увещать: мол, зачем вы бьете этого мужчину или насилуете эту женщину, почему бы вам не вести себя мягче, дружелюбнее, толерантнее, — то чем это обернется для законопослушных граждан? А как проявить толерантность к группе вооруженных бандитов? Здравый смысл вырабатывался у человечества на протяжении тысячелетий, и не нужно его отменять. Еще одна такая попытка отменить была недавно на «Громадському радіо», где представитель Украинско-израильского исследовательского центра им. Голды Меир Альберт Фельдман призывал к толерантности по отношению к «ДНР» и «ЛНР». Причем г-н Фельдман ссылался на опыт Израиля, где отдельные журналисты дают слово в эфире представителям боевой палестинской организации «ФАТХ». Ну, рисковать ли таким образом своей страной — это дело самих современных израильтян, хотя еще основатель государства Бен-Гурион сказал: «Мы можем выиграть много войн, а проиграть только одну». Можно доиграться.... Кстати, во времена абсолютной нетолерантности к своим врагам Израиль был значительно сильнее, чем сейчас, его безопасность тогда была обеспечена лучше. Между прочим, и нацистов удалось победить именно потому, что после 1939 года на Западе к нацизму постепенно сформировалась нулевая толерантность. А если бы к нацистам относились по рецептам г-на Фельдмана, то вряд ли бы они проиграли Вторую мировую войну. Не надо заигрывать со злом, это плохо кончается.
ПЛОХАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ТВ показало интересный сюжет, еще раз подтверждающий, что толерантность хороша там, где она уместна. Под Киевом летом этого года действовал внешкольный воспитательный центр «Десантник». Эта военизированная структура пребывает под эгидой так называемого Верного казачества, где детей воспитывают в духе «русского мира». Возглавлял это все некий Алексей Селиванов, который работал в Министерстве обороны Украины во времена министра Лебедева, а в Министерстве образования — во времена министра Табачника. Дети в этом лагере давали клятву «любить Родину от Карпат до Тихого океана». Теперь г-н Селиванов служит в так называемом МВД «ДНР», где состоит на службе и немало его воспитанников.
Возникает вопрос: когда в условиях войны будут распущены все антиукраинские организации? Или к ним снова проявят «толерантность»? То, что они свободно действуют в 2016 году, — это плохая характеристика и наших спецслужб, и всей системы национальной безопасности Украины. А воспитание детей в духе идеологии другого и без преувеличения враждебного государства представляет большую общественную опасность.
О «ТЕЛЕБЕЖЕНЦАХ»
Программа «Гражданская оборона» на ICTV показала сюжет, который был бы очень смешным, если бы не был так печален. На афише «Российского гуманитарного университета профсоюзов» были представлены четыре студента этого вуза. Три имели европеоидную внешность, а один, юноша из Башкирии, отличался обычным для его народа монголоидным антропотипом. Не потерпев такого безобразия, начальство сделало «фотошоп» и заменило башкира на расово чистую «арийскую» физиономию, чтобы разные там азиаты не портили картинку московского университета. Затем начальство рассказывало, что, мол, башкир плохо учился, а на афишу нужно отличников. Но, как выяснилось, русский студент, которым заменили башкира, учился хуже его. Да, это старая традиция тотального лицемерия, пронизывающая всю российскую историю. Ну и что, что расизм, зато дружба народов, разумеется, в ее московском понимании. Массовые депортации народов, преследования по национальному признаку, наличие в стране «нехороших» национальностей не мешало ранее и не мешает теперь сторонникам СССР рассказывать, как там прекрасно и окончательно был решен национальный вопрос. Если факты противоречат российской идеологии — тем хуже для фактов...
Программа «Гражданская оборона» коснулась и судьбы несчастных «москвофилов» из Донбасса, под влиянием российского ТВ бежавших в РФ. Это в полном смысле слова «телебеженцы». Никого из них не пустили ни в Москву, ни в Питер, ни на Кубань, а исключительно в Поволжье, Сибирь, Урал и Дальний Восток, то есть в те регионы, откуда идет отток самого российского населения (за исключением Поволжья). Добиться статуса беженца в РФ практически невозможно. Если раньше Кремль видел в этих пришельцах из Украины пропагандистское «пушечное мясо», то теперь интерес к ним утрачен. Поэтому из 576 пунктов временного размещения осталось только 56. Многих выгнали на улицу, причем в зимнее время. Да, то, что сделали с этими людьми, — преступление российской телепропаганды, но и сами они должны взять на себя часть ответственности за собственные решения, нельзя так безоглядно верить другому государству. К украинцам или даже этническим русским из Украины в России относятся как к чужим. А чужих там не любят, впрочем, своих тоже. В РФ традиционно ненавидят «понаехавших», видя в них конкурентов в претензиях на государственные подачки. Слухи о российском гостеприимстве развеялись как дым.
ТРК «Черноморская» часть эфирного времени дала программе «Настоящее время», которую готовят независимые журналисты. Она прокомментировала вероятное закрытие во Львове российского культурного центра. Вообще-то такие центры есть только в странах, между которыми существуют дружественные отношения. Кроме того, никто не отменял принцип паритета между государствами. Если в Москве громят украинскую библиотеку, сажают под арест ее директора, разгоняют украинские национально-культурные организации, то с какой стати в Украине должны действовать российские культурные центры? Да и всегда ли они занимаются культурой, а не чем-то другим? И это при том, что в Украине они имели режим наибольшего благоприятствования. Например, центр во Львове за много лет не заплатил городу за аренду ровным счетом ничего...
На канале NewsOne Евгений Киселев рассказал интересные вещи. Оказывается, отец его коллеги по каналу НТВ Игоря Малашенко был советским генералом и в 1956 году командовал в Венгрии Особым корпусом. Во время венгерского восстания корпус даже не привлекли к подавлению, поскольку чекисты считали его ненадежным, так как он слишком долго находился в стране (с 1945 года) и «оброс контактами с венгерским населением».
В 1990-е годы генерал Малашенко (и ныне живой, ему 93 года) написал книгу о венгерских событиях, где с «солдатской прямотой», по словам Евгения Киселева, сделал вывод: все, что происходило в 1956 году в Венгрии, было национально-освободительной революцией. Да, было там и много эксцессов, случаи самосудов, месть... Но если посмотреть на все освободительные революции в Азии, Африке, Латинской Америке, то они были кровавыми, далеко не в белых перчатках. Но это уже не вызывает вопросов и претензий. А вот деятельность ОУН-УПА некоторые наши соседи никак не могут и не желают признавать национально-освободительным движением. И это естественно, потому что тогда они будут вынуждены признать себя теми, кем они и являлись, то есть колонизаторами. А коснулся этой проблематики Е. Киселев в связи с тем, что на московском ТВ Дмитрий Киселев назвал восстание в Будапеште 1956 года «бандитизмом», в связи с чем в венгерской столице вызвали для объяснений посла РФ. Многие обозреватели считают это московским плевком в политику венгерского премьера Виктора Орбана, несмотря на все его попытки «подружиться» с Кремлем... По-русски это называется «пуститься во все тяжкие». Так уголовник-рецидивист, понимающий, что сейчас его пристрелят конвоиры, рвал на себе тельняшку и громко пел блатные песни, демонстрируя полное презрение к собственной судьбе. Но вроде бы дела РФ пока еще не настолько плохи? Зачем Кремлю понадобилось отталкивать от себя еще и Венгрию, сказать сложно...
БЕЗ ИЛЛЮЗИЙ
На «Эспрессо-TV» в студии Виталия Портникова говорили об освобождении украинских заложников в России, в Крыму и на Донбассе. Как показывает история российских колониальных войн, лучше всего подобные освобождения достигаются взятием в плен россиян, представляющих ценность для власти России. Только обмен заложника на заложника, никакого другого языка наш враг не понимает. Украинский правозащитник Борис Захаров (слава Богу, что есть адекватные правозащитники) предложил арестовывать имущество российских юридических лиц как способ добиться возвращения украинских пленников, а также возбуждать уголовные дела против тех, кто причастен к захвату и преследованию наших людей. В любом случае, Украина должна действовать жестко и энергично, изобретательно и креативно, понимая, с кем она имеет дело... Без иллюзий.