5 января Кабинет Министров утвердил Государственную целевую программу «Відновлення та розбудови миру в східних регіонах України».
Документ разработан Министерством по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц и касается не только Донбасса, а всего востока Украины: Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областей.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ МИРА... В ХАРЬКОВЕ, ДНЕПРЕ И ЗАПОРОЖЬЕ
Согласно официальной информации, Программа нацелена на выполнение задач и мероприятий по усилению доверия между государством и гражданами и предоставления помощи наиболее незащищенным слоям населения в преодолении кризисной ситуации на востоке Украины. Внедрение Программы должно обеспечить консолидацию усилий центральных и местных органов исполнительной власти, общественных организаций и международного содружества в процессе возобновления и преобразования мира в восточных регионах Украины, а также социально-экономического развития региональных громад.
То есть как аксиому украинское правительство принимает и фиксирует тезис о наличии «кризисной ситуации» на всей территории востока страны, отбрасывая тем самым факт войны и внешней российской агрессии и приравнивая состояние дел в Счастье, Марьинке, Красногоровке, Крымском, Новолуганском, Широкино, на Светлодарской дуге и везде на линии фронта к жизни в мирных Харькове, Днепре, Запорожье. В соответствии с этой концепцией наличия гражданского конфликта на всем востоке Украины, в Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях правительственные чиновниками тоже запланированы мероприятия по возобновлению и преобразованию мира — как и на Донбассе.
Согласно официальной информации, разворачивать миротворческую деятельность планируется по трем стратегическим направлениям. Это, в частности:
• возобновление критической инфраструктуры в сфере образования, здравоохранения, энергетики, тепло— и газоснабжения, транспорта, водоснабжения, охраны окружающей природной среды, физической культуры и спорта;
• создание условий для экономического возобновления регионов путем создания условий для повышения уровня занятости населения, предоставления поддержки малому и среднему бизнесу, развитию промышленности, строительства, сельского хозяйства и других сфер экономической деятельности;
• создание механизмов для достижения социального единства и восстановления доверия, содействия культурному диалогу и воспитанию толерантности, усиления роли институтов гражданского общества, обеспечения психологической и социальной поддержки населения, пострадавшего от конфликта, развития местного самоуправления в контексте децентрализации и повышения уровня защиты населения и общественной безопасности.
Никакой информационной работы (не говоря о пропаганде) относительно продвижения украинской государственной точки зрения на событии на Донбассе, или хотя бы какое-то развитие украинского информационного пространства на востоке страны, программой не предусмотрено. Соответственно, никакой контрпропаганды, никакого противодействия относительно российского влияния на жителей восточных регионов тоже не запланировано.
Вообще из-за позиционирования «ситуации на востоке Украины» как внутреннего конфликта правительственным планом не предусмотрено действий, которые были бы направлены на повышение способности украинцев к сопротивлению внешнему агрессору и внутренним сепаратистам. В планах правительственных чиновников — только «содействие культурному диалогу и воспитанию толерантности» на региональном уровне и проведение коммуникационных кампаний «направленных на укрепление национального единства и консолидации украинского общества, толерантности и позитивного мышления» на общенациональном уровне.
Понятно, ведь именно потому, что причиной войны на востоке, которая до сих пор длится, правительство считает сугубо внутренне украинские «дрязги», закономерно, что бороться правительственные чиновники собираются с причиной возникновения проблемы, то есть «кризисной ситуацией» — с разъединенностью, агрессивностью, нетолерантностью и негативным настроением самих украинцев.
Как видно с перечня запланированных мероприятий, государственные учреждения будут перевоспитывать и мирить жителей Украины с помощью разнообразных конференций, круглых столов, рекламных и информационных кампаний, при чем часть из намеченного планируется реализовывать в масштабах всей страны.
Было бы логично и закономерно, если бы эти «примиренческие» мероприятия МинВОТ и его консультанты запланировали проводить, по меньший мере, еще и в ОРДЛО — если взялись «мирить украинцев», то давайте же делать это и там, где они действительно и наглядно, скажем так, были в ссоре. Но нет — жители «ДНР» и «ЛНР» продолжают и дальше без препятствий мобилизацию населения на борьбу «против Украины», МинВОТ не придет к ним со своей Государственной целевой программой возобновления и преобразования мира. Правительственные чиновники собираются «морально демобилизовать» украинцев только на неоккупированной территории. (Не нужно, думаю, объяснять, почему послабление морального духа одной из воюющих сторон во время войны является опасным для этой стороны, и почему это дает преимущество ее противнику.)
ДРУГОЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Нужно отметить, что другие государственные органы имеют свою, другую информационную стратегию относительно востока страны, которая направлена не на моральное разоружение украинцев, а на противодействие гибридной агрессии России.
Так, 25 февраля прошлого года Президент Петр Порошенко ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О доктрине информационной безопасности Украины».
Цель документа — формирование и реализация государственной политики, в первую очередь, в сфере противодействия разрушительному информационному влиянию Российской Федерации в условиях развязанной ею гибридной войны.
Главными исполнителями доктрины намечены — Служба безопасности Украины, Министерство информационной политики, а также Министерство обороны, Государственная служба специальной связи и защиты информации, разведывательные органы, Национальный институт стратегических исследований, Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Государственное агентство по вопросам кино, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, Государственный комитет телевидения и радиовещания.
СНБО, согласно документу, должен осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти относительно обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, а Кабинет министров будет обеспечивать финансирование программ, связанных с информационной безопасностью, направлять и координировать работу органов власти.
То есть, противодействие гибридной агрессии России в информационной сфере якобы организовано — в течение 2017 года разные ведомства, каждое в своей сфере, реализовывали утвержденную Президентом Доктрину. Уже в этом году, буквально на днях, Петр Порошенко подписал закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно временных разрешений на вещание в зоне проведения антитеррористической операции и пограничных районах Украины». Этот шаг также состоялся, фактически, в рамках реализации Доктрины — он должен увеличить присутствие украинских медиа, в первую очередь, в эфире Донбасса и Крыма, «на территориях, наиболее восприимчивых к внешнему негативному информационному влиянию».
СТОЙ ТАМ, ИДИ СЮДА, ИЛИ ДВЕ СТРАТЕГИИ
По сути, украинская власть одновременно реализует две стратегии в информационно-коммуникационной сфере.
Первая — это когда гибридная агрессия России признается, и потому должны быть обеспечены:
• защита украинцев от негативного влияния российской пропаганды и недопущение проведения в Украине информационно-психологических спецопераций РФ;
• содействие распространению произведенного в Украине информационно-культурного продукта на приграничье, на временно оккупированных территориях и в мире.
Вторая:
• война на востоке страны считается внутренним гражданским конфликтом, и потому государство занимается реализацией программ относительно повышения толерантности и терпимости и направленных на объединение разъединенного общества внутри страны.
Даже неспециалист по социальной психологии может увидеть в этих планах кардинальные противоречия.
Первая стратегия должна быть подпорой для организации сопротивления внешнему агрессору. Вторая — ставит цель отвлечь украинцев от защиты страны от агрессии и заставить их искать причины войны в только в своей нетерпимости, нетолерантности и негативизме, и мобилизовать их, соответственно, не на борьбу против агрессора, а на преодоление своей способности опираться чему бы то ни было, пусть и врагу.
Это выглядит... странно, если охарактеризовать ситуацию в толерантных выражениях, не используя «язык ненависти».
Кроме послабления общей обороноспособности государства, разнонаправленная государственная политика в информационной сфере способна разбалансировать общественное сознание, ввести общество в состояние стресса и депрессии. Информационное поле Украины при таких условиях и на региональном, и на центральном уровнях будет еще более контраверсионным и противоречивым, а медийное сообщество ожидает еще большее разграничение и продолжение разделения на, условно говоря, «патриотических граждан своей страны» и «адептов журналистских стандартов и толерантности».