20 октября исполняется пять лет со дня появления в нашем информационном пространстве телеканала «Интер». За это время телеканал, первоначально воспринимавшийся лишь как ретранслятор ОРТ, стал одним из крупнейших национальных каналов. Накануне его пятилетия корреспондент «Дня» встретился с председателем правления «Интера» — Владом РЯШИНЫМ.
— Пять лет — довольно большой срок для весьма непредсказуемого украинского телевизионного рынка. Как бы вы описали эволюцию канала за эти годы?
— Эволюция стремительная. За пять лет компания прошла путь от непродолжительных включений на частоте канала ОРТ до создания полноценного общенационального канала, который в состоянии производить конкурентоспособный украинский продукт. И если, допустим, пять лет назад основным и единственным нашим партнером был телеканал ОРТ, то сейчас мы успешно работаем и с другими российскими каналами (в частности, РТР, НТВ), с российскими продакшн-компаниями и т.д. Помимо того, что нас хорошо знают на российском рынке, мы успешно работаем и с зарубежными компаниями. В этом году были заключены контракты с компаниями «Warner Brothers», «Paramount Pictures», на финальной стадии находится процесс переговоров с компанией «Walt Disney». Мы успешно работаем с УЕФА. Планируем в следующем году вступить в Европейский вещательный союз.
В этом году мы впервые снимаем три телесериала. Один из них — финансируя практически собственными силами, а снимая совместно с украинской студией «Байрак» (режиссер — Оксана Байрак), два других продюсируются компанией «Иллюзион» Романа Балаяна, финансируются нами совместно с российскими структурами.
Кроме того, эволюция — это и серьезный кадровый и технический рост. На сегодняшний день мы обладаем принципиально другими — по сравнению с первоначальными — техническими возможностями. Так, например, в четверг, 18 октября, мы «подняли» «Интер» на спутник «Сириус-2». И теперь параллельно с наземным распространением сигнала (то есть от передатчика к передатчику по радиорелейной сети) мы начинаем распространение сигнала со спутника. Это позволит принимать нас в посольствах и консульствах Украины в Европе. Это позволит смотреть нас и в России — конечно, не всей украинской диаспоре (потому что, к сожалению, Тюмень пока наш сигнал, распространяемый со спутника, не охватывает), но, во всяком случае, в Москве, скажем, украинское посольство, украинская диаспора смогут увидеть наши программы. Понятно, что в данном случае мы говорим только о возможности непосредственного приема нашего канала за рубежом. Потому что, если будем говорить о полноценном эфирном вещании за рубежом, то это совершенно другое дело — в частности, с точки зрения, правового поля. Но такие планы есть. Я не знаю, осуществится ли это в 2002 году или чуть позже (будем смотреть по ситуации), но сама идея создания канала «Интер- International» с «очищенными» правами на территорию всего мира (структура вещания которого базировалась бы не на показе фильмов, покупаемых нами за рубежом, а именно на сериалах и программах, произведенных здесь) существует и, возможно, она будет реализована. Продолжая разговор о технической эволюции, стоит отметить, что на сегодняшний день мы имеем возможность моментально реагировать на какую-либо ситуацию в Украине (речь идет о прямых включениях и т.п.). Ведем строительство аппаратно-студийного комплекса площадью около 300 кв. метров для создания проектов прямого эфира. Активно сотрудничаем (и будем продолжать сотрудничество) с компанией «Укртелефильм», на базе которой снимали праздничные музыкальные проекты, а сейчас — программы «Девятый вал», «Любовь с первого взгляда» и др. Поскольку в следующем году мы планируем серьезно заниматься производством сериалов, то предполагаем создание у себя собственной базы кинопроизводства.
А что касается кадровой эволюции, то это эволюция от группы единомышленников, насчитывающей, может быть, несколько десятков человек, до полутора тысяч (с учетом дочерних структур и региональных представительств).
— На «Интере» фактически была воплощена концепция его основателя — Александра Зинченко. А можно ли сейчас говорить о каких-то сформировавшихся традициях, команде, которая является носителем этих традиций?
— Конечно. Готовясь к празднованию пятилетия внутри нашей «семьи», мы ради интереса выяснили, а сколько же нас — тех, кто на «Интере» со дня его основания. Таких оказалось 82 человека. Это костяк команды. Поэтому, конечно, есть свои традиции, есть очень теплые отношения между людьми, которые связаны и успехами, и неудачами, и годами совместной работы. К пятилетию «Интера» мы ездили по регионам, встречались со зрителями, студентами вузов, в частности. И мне было приятно слышать, когда на встречах со студентами неоднократно звучала мысль о том, что команда «Интера» — «звездная команда». Есть команда «звезд», а есть «звездная». То есть если в команде, говоря футбольным языком, собрать, например, Пеле, Марадонну, Стрельцова, Яшина, Шевченко, то неизвестно еще, «заиграет» ли она и выиграет ли (хотя все они суперзвезды). На «Интере» именно в командной огранке, как мне кажется, каждый сияет сильнее.
— Вы упомянули о встречах со студентами... «Интер» вообще проводит довольно мощную внеканальную PR- кампанию к своему пятилетию (вывески в метро, встречи со студентами опять же и т.д.). Почему так много уделяется внимания именно этой составляющей работы канала?
— По двум причинам. Важно ведь, занимаясь собственным PR-ом, не только нести некую информацию в массы, но и получать обратную связь. И вот как раз встречи со студентами — это и есть попытка услышать реальное мнение конкретных людей о том или ином продукте, узнать, чего им не хватает и чего они хотят. Кстати, после того, как в нашем эфире было приостановлено вещание программы «Время», как показали встречи со студентами, молодые люди в гораздо меньшей степени обеспокоены этим фактом. Почему? Студенты — жители Украины, и они себя так и позиционируют. Они совершенно по-другому вообще смотрят на все. Их, например, волновали вопросы такого рода: «А будет ли информация в полном объеме из России?», «Планирует ли «Интер» создание корпунктов?» И услышав, что мы планируем широко развернуть корпункты в России — в Москве, Мурманске (при поднятии «Курска» у нас были, например, включения оттуда); услышав, что мы подписали контракты с CNN, а сейчас на стадии подписании находится контракт с BBC — с использованием мощнейших сетей этих компаний; услышав, что наши корпункты созданы в США, Пакистане, Афганистане, Узбекистане, Грузии, Азербайджане, Абхазии, вопросы были сняты. То есть все понятно — у нас есть мощный национальный канал, который в состоянии (в том числе и с помощью партнеров — и российских, и зарубежных) донести объективную информацию из разных мест до зрителя. Так что важнее — получить информацию или посмотреть на вывеску программы и увидеть то, к чему ты когда-то привык?
— Кстати, мне иногда приходилось слышать от ваших коллег-телевизионщиков с других каналов мнение, что, дескать, рейтинг «Интера» во многом держится именно за счет того, что он унаследовал ту аудиторию, которая смотрела ОРТ (и те, кто смотрел программу «Время», стали зрителями «Подробностей»). Так ли это? А если нет, то какую именно аудиторию вы приобрели?
— Какое-то время, действительно, так и было (чего греха таить). Но сейчас, мне кажется, зритель уже не идентифицирует «Интер» исключительно с ОРТ, а идентифицирует наш канал, я надеюсь, просто с качественным продуктом. Да, программа «Городок» — российского производства, но она не производства ОРТ. Безусловно, ОРТ — наш стратегический партнер. И мы планируем развивать наши отношения, но не на уровне показа всего продукта производства ОРТ, а покупая лучшее. При этом стараемся сейчас довести производство собственной продукции до такого уровня, чтобы, может быть, наконец-то это стало интересно показывать и ОРТ на своем канале, приобретая у нас.
Да, действительно, у нас был момент, когда «Интер» ассоциировался в основном со взрослой аудиторией, которая привыкла смотреть ОРТ, ЦТ-1. А сегодня мы стремимся увеличить процент аудитории, которая смотрит «Интер» как украинский национальный канал. Нашей программной политикой, которую ведем последнее время, стараемся увеличить процент молодой, активной аудитории, которая будет определять собственно «телесмотрение» и вообще жизнь нашей страны в будущем.
— Кстати, о программной политике. Большинство каналов делает упор только на новостийные блоки. У вас тоже один из самых мощных новостийных блоков, но все-таки помимо этого вы делаете множество развлекательных программ. Каковы основные принципы программной политики канала?
— В конце весны, в начале лета этого года мы действительно приняли решение продолжать усиление нашей информационной службы, но параллельно пришли к мысли, что нам не хватает игровых, развлекательных программ — добротных, постановочных, которые бы выходили в прайм-тайм. Это недешевое удовольствие. Однако сейчас я могу сказать, что после выхода первых передач «Девятый вал» и сегодняшней премьеры «Безумного мира» (19.00) мы эту задачу, будем считать, решили. Всего же за пять месяцев мы спродюсировали и выпустили семь новых проектов: помимо упомянутых — «Любовь с первого взгляда», «Камера смеха», программа Константина Стогния «Криминал», спорная и, безусловно, непростая программа Юрия Рогозы «Цвет ночи», интеллект-шоу «LG-Эврика» (тут, пожалуй, нужно добавить — кадровый потенциал использовался свой). Но это только начало пути.
Еще одним приоритетом является кинопоказ. Кстати говоря, на следующей неделе в нашем эфире появятся первые фильмы компании «Warner Brothers». Уже поступили картины по контракту с «Paramount Pictures». Плюс производство сериалов, о чем я уже говорил. И сейчас, когда мы достаточно четко заняли свою нишу, создали «линейку» развлекательных проектов, усилили информационные блоки, понимаем, что нам не хватает аналитики, публицистических или социальных проектов, может быть, аналитического ток-шоу. Рассчитываем, что последнее — задача такая поставлена — будет готово в ноябре-декабре. И именно под такие проекты мы, собственно, строим наш новый аппаратно- студийный комплекс — с возможностью прямого эфира, интерактивного общения, съемок в принципиально других технологиях (там будет использоваться технология виртуальной студии).
Если охарактеризовать сейчас нашу программную политику одним предложением, оно прозвучит примерно так: телеканал «Интер», являясь общенациональным украинским каналом, работает на всю семью, при этом предпринимает усилия по дополнительному привлечению аудитории от 15 до 40 лет. Она нам принципиально интересна. С этой аудиторией нам жить в этой стране. Вместе с ней строить нашу страну, наше общество.
— И последний вопрос: каким вы видите будущее своего канала, допустим к следующему юбилею, к десятилетию?
— Я думаю, к тому времени технологии уйдут настолько далеко вперед, что принципиально другими вообще могут быть даже принципы телевещания. Совершенно понятно, что у зрителя через пять лет будет огромный выбор и огромное количество возможных источников информации, и для того, чтобы остаться интересным для телеаудитории, придется выдержать колоссальнейшую конкуренцию, и с точки зрения развития технологий, и с точки зрения творческого потенциала. Но, несмотря на все это, рассчитываю, что и через пять лет будут цениться идея, творчество. Конечно же, рассчитываю на то, что через пять лет «Интер» будет не просто каналом, а мощнейшей платформой с целым рядом каналов. Уже сегодня мы запустили два спутниковые — Enter и Enter Film, — которые сейчас транслируются в кабельных сетях. В следующем году планируем запуск еще двух — Enter Sport и Enter News. Вполне возможно, что это не предел, и количество спутниковых каналов будет расти.