На телевидении существует масса должностей, о которых телезритель только догадывается или даже не подозревает. Например, программный директор. Другими словами, человек, который решает такую немаловажную задачу: как, что и когда мы сможем видеть. На «Новом канале» эту должность с недавнего времени занимает Ирина Лысенко. Именно с ее подачи мы смотрим новинки кинематографа и, уже давно полюбившиеся ленты, именно она решает, что за чем должно стоять в программе...
— Какими знаниями в принципе должен обладать программный директор?
— Прежде всего, конечно, он должен свободно ориентироваться в мире кино как зарубежного, так и отечественного. И, кроме того, естественно, он должен уметь считать, так как в этом деле важно не только то, что ты купил, но и сколько ты за это заплатил. К сожалению, в наших вузах такому не учат. Да и за рубежом существует всего пара университетов, где в какой-то степени изучают ТВ программирование. Так что я считаю большой удачей для себя как программного директора то, что не так давно мне довелось пройти двухнедельную стажировку по ТВ менеджменту в Великобритании, где лекции нам читали преподаватели-практики, много лет занимающиеся программированием на британском ТВ.
— Какие самые большие трудности приходится испытывать при составлении телевизионной программы?
— Порой возникают проблемы с получением фильмов достойного канала качества, так как мы выдвигаем достаточно высокие требования к качеству записи.
Иногда случается, что мы отбираем пакет интересных фильмов у российских продавцов, а они не могут предоставить нам документы, подтверждающие их право собственности на это кино. Дело в том, что после распада Союза образовалось огромное количество желающих обладать правами на тот или иной фильм, произведенный студиями бывшего Союза. Но никто не обладает такими правами безоговорочно. Поэтому нам как каналу на 100 процентов лицензионному приходится от такого кино отказываться.
— Иногда до телезрителей доносятся слухи о конфликтах, которые происходят между разными телевизионными каналами, связанных как раз с правами на кино. Что именно может служить поводом к таким конфликтам?
— Конкуренция на ТВ-рынке как в столице, так и в регионах достаточно высока, каналов просто огромное множество, и спрос на ТВ продукт значительно превышает предложение. В результате один и тот же продукт демонстрируется по различным каналам достаточно часто. Проблемы зачастую возникают, если несколько каналов транслируют один и тот же фильм одновременно, в результате чего зрительская аудитория разделяется и доход канала снижается. А где снижение доходов, там и конфликт.
— Как развивается напряженная ситуация между каналом «Ютар» и «Новым каналом»?
— Суть его сводится к тому, что «НК» приобрел у различных продавцов эксклюзивные права на демонстрацию нескольких сериалов, что было подтверждено получением разрешительных удостоверений от МК. Я хочу подчеркнуть, речь идет именно об эксклюзивных правах для трансляции региональным телевидением. Когда сериалы были поставлены в эфир, оказалось, к нашему несказанному удивлению, что не одни мы показываем эти фильмы. Неоднократные устные требования к программной дирекции телекомпании «Ютар» снять эти названия с эфира успеха не имели. Подтвердить свое законное право на трансляцию прокатными удостоверениями дерекция телекомпанни также не смогла. Поэтому мы предупредили телекомпанию «Ютар» о том, что если они не прекратят трансляцию спорных сериалов, мы передадим дело в суд. По истечении установленного нами срока трансляции продолжались, и, как результат, мы ожидаем судебного разбирательства.
— Ущемляет ли подобное поведение телевизионных структур и права зрителей тоже, или это дело сугубо внутреннее? — Я не считаю, что это только внутреннее дело двух каналов. Такой конфликт затрагивает не только интересы каналов, ТВ продавцов, но и зрителей. Прежде всего, качество пиратского показа обычно оставляет желать лучшего. Кроме того, существует и моральная сторона данной проблемы: почему один канал платит для того, чтобы привлечь своего зрителя и удержать его, а другие предпочитают не затрачивать для этого усилий? Рано или поздно надо начинать работать цивилизованно.
— Как ты считаешь, может телевидение воспитывать вкусы или оно просто вынуждено идти на поводу уже сложившихся предпочтений? — Я считаю, что только субсидируемое телевидение может себе это позволить. По-моему, воспитанием, прежде всего, должны заниматься семья и школа, а ТВ предназначено для того, чтобы информировать и развлекать.
— А можно сочетать высокий рейтинг канала и интеллектуальную направленность телематериала?
— Надо к этому стремиться. Но интеллектуального кино не должно и не может быть много. А телевидение работает сутками, и, я думаю, ни один зритель не выдержит исключительно интеллектуального кино.