Фотография — не только идеальный способ превращения мгновений в вечность, но и особый «канал» донесения смыслов. «День» всегда с особым трепетом и ответственностью относился к визуальной составляющей — одним из важнейших проектов газеты является фотовыставка. Этой осенью в Киеве мы с успехом представили «витамин» для национального иммунитета» в виде лучших работ фотографов со всей Украины, и экспозиция уже успела побывать в Харькове. Дальше — больше, ей предстоит покорить сердца жителей еще многих городов, куда выставку традиционно приглашают, проявляя партнерскую готовность поддержать проект.
Такая сверхзадача «Дня» по формированию качественной фотожурналистики обязывает следить за средой. А в преддверии Нового года — традиционном времени подведения итогов — оказалось, что Украину на международном уровне этой сферы... не замечают. Почему? Эту тему поднял у себя на фейсбук-странице Валерий Милосердов, проанализировав редакционный выбор лучших фотографий года в ведущих зарубежных изданиях, что и стало поводом к разговору. Фотокорреспондент с многолетним опытом, в прошлом — фоторедактор в газете «День» и ряде других украинских СМИ, сейчас — фотограф в фонде культурных инициатив «Изоляция» и лауреат швейцарского фестиваля визуальных искусств Images, рассказал о тенденциях современного «искусства светописи».
«ФОТОГРАФИЯ ВСЕГДА НАХОДИТСЯ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ»
— Какими стали итоги вашего анализа мировых фоторейтингов?
— Дело в том, что это профессиональный интерес. Хотя из журналистики я ушел в 2012 году, остались «фантомные боли» — в конце года привык смотреть рейтинги, следить, какие фотографии и сюжеты находятся в мировых «топах». И вообще было интересно узнать, как Украина «смотрится» в мире, вызывает ли интерес. В итоге — в рейтинге «The New York Times» — ни одного фото, в «The Atlantic» — одно, «Time» — тоже одно. Чуть больше появилось в отобранных работах Reuters и целых три работы — в рейтинге «Associated Press», авторами которых являются Евгений Малолетка и Ефрем Лукацкий. Могу сказать, что неожиданностью для меня это не стало, поскольку тот, кто правит бал, кто задает тенденции, тот больше себя и освещает. Этому процессу столько лет, сколько существует журналистика. Я говорю о США, Германии, Франции, Британии — крупных странах, присутствие которых доминирует. В целом понятно, что журналистика живет из новостей, горячих событий, и в этих рейтингах можно почувствовать тренды, интересующие большие западные корпорации. Во-первых, это внутренняя жизнь страны. Так, в американских рейтингах событий США — 60—70% в самом разном виде. Во-вторых, неспокойная планета. Очень много снимков с военных действий в Сирии, Ираке, терактов в Европе и Штатах. Украина их мало интересует.
— Как прокомментировала главный редактор «Дня» Лариса Ившина: «Это не только наша проблема». В 1933 году трагедию заметил лишь Гарет Джонс, а Дюранти «не заметил»... и получил Пулитцеровскую премию». Так в чем причина, по вашему мнению, такой «слепоты»? Ведь Украина сейчас — «горячая точка» и линия разлома.
— Ориентация на мировую прессу бессмысленна. По той причине, что музыку заказывают и платят другие люди, и мы неконкурентоспособны в тех трендах и смыслах, которые они вкладывают в информацию. Американский прозаик Джон Стейнбек и фоторепортер Роберт Капа в 1947 году, ездя по Советскому Союзу, тоже «не заметили» Голодомор, а в 1962 году Стейнбек стал лауреатом Нобелевской премии. Если их мысленно поместить в наши реалии — то поймем, что сегодняшняя среда не изменилась. Фотографии не бывают хорошими или плохими, они всегда находятся в контексте времени и зависят от задумки автора. Так раскрывается ее смысл.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ВАЛЕРИ МИЛОСЕРДОВА
Я считаю, что в сложившейся ситуации мировое сообщество могло бы поддерживать нас информационно, морально. Хотя это и вопрос к нам. Если хотим быть больше «на слуху» — стоит создавать веские позитивные информационные поводы, демонстрировать успехи, чтобы нас замечали.
Также нужно больше заниматься фотокультурой. Например, много ли людей знает об успехах фотографа из Донецка Алены Гром? Ее серия «Гипоксия» о разрушенном родном городе имела успех в параллельной программе Венецианского биеннале, и она продолжает рассказывать о людях, живущих в прифронтовой зоне.
«КОНКУРС «Дня» — ЭТО ПОДВИГ»
— Автор «Дня», неоднократный призер и обладатель «Золотого Дня» нашей Фотовыставки Евгений Малолетка написал: «Это не показатель, что украинцы снимают плохо. Есть тенденция продвигать своих, как это делают все именитые американские издания...» С этим можно согласиться. Согласны ли, что если мы хотим быть представлены в мире, то сами решением этого вопроса должны и заниматься?
— Сейчас в мире наблюдается тенденция смерти фотожурналистики. Оттуда уходят деньги. СМИ отказываются от услуг фотографов в пользу крупные агентств, которые освещают события, как Reuters, AFP, EPA и другие. И они пользуются услугами хороших известных арт-фотографов. Поэтому я бы говорил шире — мы отсутствуем и в мировом арт-пространстве. Государство и бизнес слабо занимаются продвижением украинской представленности. Мне кажется, что мы себя не ощущаем страной полноценно. Есть только отдельные признаки зарождения нормального государства.
— Газета «День» своими усилиями из года в год проводит фотоконкурс — самую масштабную концентрацию, отбор и награждение пресс-фото в стране. И такой «мониторинг года в фотографии» для Украины беспрецедентен. Но чувствуете ли, что профессиональная фотосреда в Украине очень разобщена?
— Фотосреда в Украине занимается выживанием. Что касается фотоконкурса газеты «День» — это настоящий подвиг. Это нелегкое дело, и вами движет любовь к этому делу и понимание его важности.
ФОТО ВАЛЕРИЯ МИЛОСЕРДОВА, ОТКРЫВАЮЩЕЕ АЛЬБОМ «ДНЯ» — «THE BEST PHOTOS. КРАЩІ ФОТОГРАФІЇ. 1997—2007» ИЗ СЕРИИ «БРОШЕННЫЕ ЛЮДИ», КОТОРАЯ ОКАЗАЛАСЬ ПРОРОЧЕСКОЙ, О ШАХТЕРСКОЙ ЖИЗНИ НА ДОНБАССЕ
Я недавно делал одну книгу о войне и боролся с желанием автора эстетизировать войну. Очень тяжело найти язык рассказа, донесения смыслов, потому что часто человек сбивается на форму. Мир с 70-х годов нашел новый язык — документальной концептуальной фотографии. Датский фотограф Мари Басташевски, которая в том числе является автором серии-темы «Дело государственной важности» о торговле оружием, говорила, что война на самом деле начинается задолго до боевых действий. А именно — с финансовых, политических схем, скрытых сделок. Фотография — это универсальный язык, чтобы рассказать обо всем.
— Да, мы так и называем фотовыставку — «ликбез для тех, кто не успел прочитать книги». Часто нам говорят: вот бы экспозицию «Дня» увидели в Брюсселе, Вашингтоне... Но чтобы ехать — нужно чувствовать «встречное движение», это особенно касается заграничных презентаций. Должно ли государство, по вашему мнению, поддерживать такую выставку?
— Приведу очень свежий пример. Слежу за мощным фотографическим фестивалем в швейцарском городе Веве — один из немногих, который определяет тренды в мировой фотографии. Он проходит раз в два года, и прошел уже более десяти раз. Буквально на днях в муниципалитете Веве собрались три человека — представитель швейцарского правительства, мэрии города и оргкомитета фестиваля. Был заключен договор на 4 года о государственной помощи этому фестивалю. Если швейцарцы считают, что это важно, — вкладывают туда деньги. Такой действенной должна быть поддержка государства и бизнеса.
«СНИМКИ МОГУТ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ»
— В каких «образах» нужно рассказывать миру об Украине? Ваша фотография открывает один из первых альбомов «Дня» «The best photos. Кращі фотографії. 1997—2007». На ней изображена девочка из Луганской области...
— Да, она из Антрацита. Это большая серия, рассказывающая о проблемах шахтеров Донбасса. Ее название «Брошенные люди» стало символичным. То, что произошло в Украине в 2014 году, было предсказуемо. Я говорил об этом еще тогда — в 90-х, когда работал над серией. Украина ничего не вкладывала в тот регион, шахтерское движение было задавлено, люди оказались «брошенными», что и «рвануло» в наши дни. Так что снимки могут предсказывать.
Современное искусство, частью которого является фотография, занимается тем, что изображает то, что нас окружает, что происходит в жизни. Другое дело, что есть непопулярные темы, как в свое время такой была серия о шахтерской жизни. Причем она выставлялась в Швейцарии, а в Украине она не вызвала интерес. Так что получили большую трагедию, которую могли бы избежать.
Своих любимых фотографий у меня нет — только любимые темы. Нас учили думать сразу «сериями», не отдельными фотоэтюдами, что, кстати, сейчас является мировым трендом.
— Каждый год мы определяем «красную линию» — смысловую объединяющую фотовыставки. Так, в этом году ею стал «Фотосинтез» — сейчас актуально синтезировать «витамины» в виде моральной силы. Что вам кажется сейчас актуальным в фотографии, какого рода снимки, тематики?
— То, что актуально и в нашей жизни. Мне кажется, что в Украине сейчас появляется абсолютно новый класс — если брать по аналогии с Французской революцией 1789 года — это «третье сословие». И об этом стоит рассказывать. Свой ближайший проект я посвящу этой теме.
Фотографам стоит изучать актуальные соцопросы, понять, какие темы и проблемы волнуют общество, а потом визуализировать их — а как это сделать, зависит от обучения. Ведь фотограф, по сути, занимается исследованием общества через «объектив». Это его инструментарий, как у писателя — слова, у социолога — цифры. Важно только знать методики и видеть фотографические темы.