Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История, написанная от руки

Светлана Черняк сохранила рисунки, сделанные очевидцами Голодомора
25 ноября, 2013 - 09:32
РИСУНКИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ СВЕТЛАНОЙ ЧЕРНЯК

«Есть несколько возможностей узнать правду о Голодоморе, — считает журналист, драматург и общественный деятель Светлана Черняк из города Славутич. — Конечно, прежде всего это свидетельства и жизненные истории очевидцев, но есть и другой способ — изображения. Сделать фотографии простой крестьянин не мог. А как относительно рисунка? Для того чтобы создать его, достаточно куска бумаги с карандашом. И рисовали!» На своей странице в «Фейсбук» она разместила репродукции рисунков, сделанных людьми, пережившими эту трагедию. Своими постами о Голодоморе в социальной сети Светлана Черняк решила поддержать акцию украинской «Википедии», которая к 80-й годовщине геноцида украинского народа проводит Викитолоку, направленную на создание и совершенствование тематических статей.

Материалы о Голодоморе пани Светлана собрала во время работы над пьесой. Написать на эту тему ее попросила режиссер местного театра, поскольку, по словам Черняк, найти подходящее для постановки драматическое произведение об украинском геноциде не удалось! За основу пьесы, которая получила название «Ой, летіла чорна галка», автор взяла историю жизни своей двоюродной бабушки Евгении. Сюжет разделен на две части — события до Голодомора (1928 год) и во время самой трагедии (1933 год). Как рассказала «Дню» драматург, действие происходит в обычном селе на Киевщине, расположенном на пути к столице. К сожалению, спектакль зритель так и не увидел, ведь местная власть не слишком благосклонно относится к теме Голодомора. Об издании произведения и собранных в процессе его создания материалов, со слов пани Светланы, пока тоже речь не идет по объективным причинам, хотя такие попытки были.

— Очень важно, что украинцы сейчас заново познают свою историю, — считает Светлана Черняк. — Часто приходится слышать, что поднимая тему Голодомора, мы способствуем распространению упадочнических настроений в обществе. Я категорически с этим не согласна! Убеждена, что мы не сможем двигаться вперед, пока не узнаем и не проговорим всю правду об этой трагедии, поборов таким образом тот страх, который до сих пор живет в нашем подсознании. Последствия тех событий для дня сегодняшнего трудно оценить. Ведь речь идет о том, что вымерли целые поколения, а вместе с ними и уникальные обычаи, традиции, которые передавались через них. Люди тогда погибли ни за что — они не на кого не нападали, ни один суд не признал их виновными в каком-то преступлении! К сожалению, государству эта тема сегодня не очень интересна, но вдохновляет тот факт, что инициативы относительно исследования Голодомора возникают снизу, среди самих украинцев.

Материалы Светлана Черняк искала в самых разных местах — какие-то свидетельства  были у людей, что-то удалось найти в старых газетах. Представленные рисунки их авторам в свое время удалось переслать за границу — благодаря этому они и сохранились до наших дней. К сожалению, лицо художника, создавшего их, пока что остается неизвестным.

— Эта трагедия непосредственно коснулась нашей семьи, которая проживала на Черкасщине, — некоторые из моих предков тогда погибли, а дедушке и бабушке удалось выжить только благодаря тому, что дедушка был директором школы, — рассказала «Дню» Светлана Черняк. — Почему-то из всех наших родственников эту историю они рассказали лишь мне. Мне тогда было где-то 10—12 лет. Помню, бабушка как-то говорила мне: «Светланка, не ходи в ту сторону, потому что там живет женщина, которая съела своих детей». Впоследствии у меня появилось желание исследовать этот вопрос, чтобы найти документальные подтверждения их словам. Собранные материалы свидетельствуют о том, что все было именно так, как они рассказывали.

Роман ГРИВИНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ