Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

История одного фото. И фото в истории

7 августа, 2009 - 00:00
ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО

Владислав МУСИЕНКО, фотокорреспондент издания «Главред», многолетний участник и призер фотоконкурсов «Дня», стал безусловным фотоньюзмейкером сезона. Именно он смог «поймать» часы Breguet на руке Московского Патриарха Кирилла. Хоть и охотились на оригинальные патриаршие кадры десятки фотографов, Владислав оказался самым метким среди них. Благодаря его профессиональной внимательности в медиа появился, наверное, «самый откровенный» снимок десятидневного визита Святейшего. Несмотря на то, что, как отмечает сам фотограф, никакой эстетической ценности это фото не представляет, важность изображения познается в сравнении — с монологами Патриарха, в которых он призывает украинцев к аскезе. История этого фото свидетельствует о том, что украинские журналисты свободны от условностей «протокольной съемки» и что удачный снимок может иметь значительно больший смысловой потенциал, чем многочисленные контраргументы оппонентов. Несмотря на то, что традиционно для своей профессии Владислав Мусиенко не отличается говорливостью и не склонен к нелимитированному растрачиванию мыслей, «День» все же задал фотографу несколько вопросов.

— Владислав, как вам удалось сделать этот снимок?

— На самом деле, я не задавался целью сделать именно такой снимок. Он был отснят абсолютно случайно. Патриарх Кирилл был в кадре. Когда он наклонился, чтобы приложиться к иконе, его сложный головной убор сполз. Патриарх левой рукой придержал его, и в кадре появились часы. Я заметил это, и нажал на кнопку. Дело в том, что я интересуюсь тем, какие часы носят известные люди. Это входит и в мою профессиональную компетенцию, но часами я интересуюсь безотносительно к работе.

— Вы были удивлены тем, что это были за часы?

— Собственно, я и не рассчитывал, что Патриарх будет иметь на руке дешевые часы.

— Можно сказать, что после этого снимка вы проснулись знаменитым. Большинство медиа перепечатали этот снимок, сразу начали комментировать его... Как вы восприняли такой ажиотаж вокруг своей работы?

— Вряд ли можно сказать, что я проснулся знаменитым. А то, что эту фотокарточку многие перепечатали, свидетельствует не о моей знаменитости, а о том, что люди заинтересуются, какие аксессуары носит такая личность, как Патриарх.

— Очевидно, эта фотография была чем-то большим, чем фото из серии «новые сапожки Юлии Тимошенко». Снимок оказался показательным на фоне некоторых выступлений и заявлений Патриарха Кирилла. Вы осознавали это, когда нажимали на кнопку?

— Нет, конечно. Я не задавался целью поднять бурю. Странно, что реакция оказалась такой бурной. Для меня, как для фотографа, этот снимок ничего не стоит. Он просто зафиксировал часы на руке Патриарха. Эстетическая ценность этой фотографии минимальна. Если она вообще есть.

— В журналистике есть понятие социальной ответственности. Когда журналист пишет, он должен думать, как это отразится на обществе. Есть ли такое понятие в фотожурналистике? В чем вы видите свою задачу, кроме того, чтобы зафиксировать событие?

— Если сравнивать журналиста, который пишет, и журналиста с фотокамерой, то между ними все-таки есть существенная разница. Фотожурналист, конечно, может сделать максимально субъективный кадр. Но, если отмести фотошоп, монтаж, коллаж, то эта картинка реально существовала, этот кадр был в реальной жизни. Это — факт. Изображенную на фото ситуацию можно трактовать по-разному, Но эта ситуация была. А вот журналистика (если речь идет об аналитике) — это всегда трактовка. Журналист свое мнение испытывает на обществе, и здесь уже можно говорить о социальной ответственности. Конечно, мы все должны призадуматься о том, как наша работа влияет на общество, но фотожурналист больше показывает, чем комментирует. Когда я снимаю, то пытаюсь максимально объективно осветить то или иное событие. Кроме того, я допускаю свой авторский взгляд, чтобы фото свидетельствовало, что событие снимал именно я.

— А как что касается эстетики? Вы продолжаете заниматься творчеством или сосредоточиваетесь исключительно на репортерстве?

— Одно не исключает другого. Фотография для меня — это не только работа. Фактически, я фотографирую все время — то, что «задевает» меня и мое воображение.

— В фотоконкурсе «Дня» этого года будете участвовать?

— Безусловно. Как раз сегодня я пересматривал свой архив за прошлый год и уже отобрал несколько конкурсных работ

СПРАВКА «Дня»

Владислав МУСИЕНКО, фотокорреспондент издания «Главред», учился в Киевском государственном университете имени Тараса Шевченко. После обучения был «вольным художником». Профессиональной фотожурналистикой начал заниматься в «Газете по-киевски», оттуда попал в издание «Главред». Многолетний участник и призер фотоконкурсов «Дня».

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ