Первых два авторских фотоальбома Александра Клименко (кстати, постоянного участника и призера Фотоконкурса «Дня») посвящены темам не менее глобальным: «Украина. 10 лет продвижения» и «Миротворческая деятельность украинского войска. Первое десятилетие». Новая большая и, очевидно, по-своему величественная (благодаря затронутым вопросам войны и мира) книга «Сквозь огонь и слезы» содержит свыше 300 фотостраниц. Она вышла печатью в издательстве «Прес-кіт» по программе Госкомтелерадио «Украинская книга».
Александру Клименко на протяжении 14 лет приходилось сопровождать украинских миротворцев в миссиях как европейских, так и на Африканском континенте. «В первый раз я побывал в местах, где стреляли в апреле 1992-го года. Это было Приднестровье, город Дубосары. Сегодня мне кажется, что я тогда не совсем понимал, куда еду. В 1994 году я побывал в Сараево — то были совсем иные впечатления. Это уже никак не было похоже на игрушки», — вспоминает автор.
Альбом «Сквозь огонь и слезы» — своеобразная черта под рядом кровавых событий — рассказывает о «горячих точках» мира конца XX — начала XXІ века, о том, что среди голубых шлемов ООН, которые эти «горячие» регионы пытались остудить, были и украинские миротворцы. Югославия, Сьерра-Леоне, Ливан, Кувейт, Либерия.
Александр утверждает, что страдания людей в военных и этнических конфликтах всюду одинаковы — будь это Африка или Балканы. И мы ему верим. Стара как мир и как человеческая порода тема войны в каждом из этих регионов ужасает по-своему, но в конечном итоге везде она имеет одинаковое лицо — «разбомбленные дома, голодные и измученные беженцы, кровь и слезы, злоба и ненависть, бесконечные кладбища».
Впрочем, как и каждый, кто решается в любой форме исследовать глобальное противостояние войны и мира, Александр Клименко, демонстрируя страшное лицо войны, предлагает нам не заглядывать в большие глаза ужаса, а, прежде всего, задуматься. «Эта книга о нашей планете, о том, какая она в действительности маленькая. Ведь невозможно спрятаться в Европе от войны в Африке», — говорит автор в предисловии к альбому. А еще такое: «Вкус материнского молока одинаков и в селе Костычаны Черновицкой области Украины, и в городке Лунги вблизи Фритауна в Сьерра-Леоне». Кстати, что-то подобное транслирует и выставка «World Press Photo», которая проходит в галерее «Лавра». Над чем-то подобным человечество, кажется, рассуждает в течение всей своей истории.
«День» поздравил Александра КЛИМЕНКО с изданием третьего авторского фотоальбома и, пользуясь случаем, расспросил его о новом издании, а также о дилеммах, которые встают перед человеком с камерой в условиях «не мира».
— Наверное, фотографий на протяжении 14 лет у вас собралось значительно больше того количества, которое вы поместили в альбоме. Как происходила селекция?
— Селекция была самым сложным процессом в подготовке альбома. Почти каждая командировка в течение 14 лет была особенной, потому что, могла быть, как говорят военные, «крайней», то есть последней. Поэтому каждый раз я пытался снять как можно больше и сполна использовать отведенное для этого время. Альбому я посвятил целый год. Сначала сам отобрал работы, а затем подключил фотографа Артура Бондара. Ведь лично мне дорога каждая фотография, ведь связана с воспоминаниями, эмоциями. А сторонний профессионал смотрит на нее только как на фото.
— Хотя это, очевидно, и не совсем корректный вопрос, но какой снимок вам дороже всего? Признаюсь, что меня больше всего растрогали фото с нашими военными в церкви перед отлетом в Сараево (кстати, в предисловии к альбому Александр Клименко вспоминает этот эпизод так: «В Николаеве в канун вылета в Сараево, в феврале 1994-го года, солдаты пошли в церковь. Те, кто был некрещеным — приняли крещение. Ведь люди шли на войну. Они молились о защите. Еще 5 минут назад по пути в храм командиры кричали, командовали, и вдруг такая метаморфоза — мир замер...» — Прим. «Дня»)
— Потому что эти фото иллюстрируют общение с Богом перед лицом смерти. Эта съемка была, скажем так, неожиданной. Я помню то эмоциональное и духовное состояние. Неудобно было даже щелкать фотоаппаратом среди той тишины и святости. А уже на следующий день в 4 утра мы вылетели в Сараево.
Особенно остро я почувствовал и пережил Югославию, но еще острее — Сьерра-Леоне. Представьте, сегодня я в Африке. Жара 45 градусов. Мы спим в палатках без кондиционеров. Вокруг — болячки, малярия, люди, живущие в нечеловеческих условиях. Вдруг ночь — и я уже в Киеве. А здесь — март, прохлада, люди спокойны, совсем иная картинка. Совсем другая жизнь. Есть такая украинская мудрость: кто знал беду, тот сало ест без хлеба. А если серьезно, то, конечно же, после такого опыта переоцениваешь действительность, в которой живешь.
— Кстати, что касается неудобств — среди фотожурналистов порой обсуждается тема: на войне фотожурналист должен, прежде всего, снимать или по возможности помогать людям?
— Я не военный фотограф. Работаю в газете «Голос Украины». Мне приходится снимать много чего. Хотя так вышло, что я снимаю, в том числе и военных, потому что я хотел этого и таким образом сделал одно из главных дел своей жизни. Дилемма, о которой вы говорите, — это глубокий философский вопрос. Хотя, конечно, когда у тебя на глазах убивают человека, а ты можешь этому воспрепятствовать, конечно, так сделает каждый фотограф. Фотографы — такие же люди, как и остальные.
Но вот несколько эпизодов для размышлений.
У меня есть любимый писатель Артур-Перес Реверте. У него есть два произведения о военных журналистах: «Баталист» и «Территория команчей». В первом романе изображен обобщенный образ военного фотографа. В одном из эпизодов книги герой говорит: если военный фотограф начинает сочувствовать людям, то он иссякает как фотограф. Время бросать фотоаппарат и идти в ЮНИСЕФ.
И еще один случай. Когда в Киеве открывали отреставрированный памятник Ленину, нашлись те, кто осмелился бросить в «вождя» краску. Один из них убежал, а другого юнцы-коммунисты догнали и начали бить ногами. Эту сцену снимало около десятка операторов, и столько же фотографов. Все снимали, и никто не заступился за избиваемого. Только один журналист — без камеры — пришел ему на помощь.
— Вы не обязаны ездить во все те опасные командировки, но каждый раз снова едете. Очевидно, в известной степени вы воспринимаете такие поездки как свою миссию?
— Все гораздо проще. Это для меня просто интересно. Если фотографу дадут на выбор несколько заданий, среди которых будет, например, полет в Африку и командировка в область на сбор свеклы, то каждый фотограф, ручаюсь, выберет первый вариант. Речь идет о хороших фотографах, потому что есть и те, кто выберет съемку тусовки в ресторане...
— А что вы снимаете для души?
— Я — профессиональный фотожурналист. Я все снимаю для души. Хотя цветы и насекомых не снимаю. Впрочем, очень люблю Карпаты. У меня даже была выставка «Дикий, дикий Запад» (см. «День» №192 от 24 октября 2008 г.), где объединены Африка и Карпаты, потому что, в конечном итоге, люди везде одинаковы.
СПРАВКА «Дня»
Александр Клименко родился в 1960 году в селе Высокое Борзнянского района Черниговской области. После срочной службы в армии в 1986 году закончил факультет журналистики Киевского университета. Работал в газете «Сільські вісті». С 1991-го года и до сих пор — фоторепортер газеты «Голос Украины». Сотрудничал с газетами «Der Spiegel» и «El Pais».
«Мне 49 лет. Из них 25 я работаю в газете, профессионально занимаюсь фотожурналистикой, преподаю в университете, имею три авторских альбома — пишет Александр. — Но я думаю, что главные мои снимки и книги еще впереди...»