Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Из Москвы я вернулся патриотом...»

Фильм известного украинского документалиста Сергея Буковского ответил на запросы общества
4 апреля, 2003 - 00:00


Сергей БУКОВСКИЙ — из востребованных режиссеров. Он умеет снимать разное кино. Он может быть бесконечно субъективным — зрители жалуются, что не понимают его фильмов. А может быть и отстраненным летописцем, подавая аудитории только факты и свидетельства очевидцев. Но что важно — его субъективность всегда продуманна, а аналитика — эмоциональна. К первому сентября прошлого года, к дате начала Второй мировой его творческая группа закончила большую работу, о которой «День» много писал — сериал «Война. Украинский счет». В нем к сериям, уже показанным на «1+1», добавились еще пять. Об УПА, дивизии «Галичина», освобождении Киева и Лютежа и партизанском движении. Раньше авторы подобных масштабных полотен априори были обречены на государственную премию. Времена изменились, и сегодня мы понимаем, что ценно не то, будет ли отмечен проект Буковского на государственном уровне, а то, что подобное исследование стало возможным — и реализовано с большой ответственностью и максимальной глубиной. И неудивительно, что именно с этого проекта стартовала новая программа «Документ» на «1+1».

— Сергей, как документалист вы обладаете определенным инструментом воздействия на общественное сознание. Каким вы видите наше общество сегодня, в чем оно нуждается и на что в нем, по вашему мнению, нужно воздействовать?

— Мы — страна, как сказал сатирик, с непредсказуемым прошлым. Казалось бы, столько проблем сегодня, что хватит смотреть назад. Но поскольку вся наша история и, в частности, подлинная история войны находилась под грифом «Совершенно секретно», то не поняв себя, какими были мы в прошлом, двигаться вперед и строить нормальное цивилизованное общество бессмысленно. Именно это стало поводом для создания «Войны...». Цели вначале были прагматичными: рассказать, как это было и посадить за один стол тех людей, которые до сих пор являются антагонистами. Конечно, переделать мировоззрение этих людей невозможно. Но есть следующие поколения, которые должны понимать, за что дрались их отцы и деды. Кроме того, в обращении к теме войны немалую роль сыграли режиссерские амбиции. Когда я смотрю сериалы, которые покупают на Би-Би-Си, то у меня возникает вопрос, почему мы сами это не можем сделать — профессионально и качественно.

И наконец, у меня были личные мотивы. Война коснулась каждого из нас. Отец ушел в 16 лет на фронт. В нашем доме 9 Мая всегда отмечалось не столько как праздник, а как день памяти. Меня тяготило чудовищное несовпадение между тем, что рассказывал о войне отец, и тем, что мы слышали в школе или в институте. И без эмоционального подключения, наверное, это сделать было невозможно.

— В прошлом «копаться» сложно — это с одной стороны. С другой — празднование 85-летия Щербицкого или предстоящий юбилей Переяславской рады — события неоднозначные, их по- разному воспринимают в обществе. «День» на своих страницах сознательно культивирует последовательное и глубокое изучение истории, чтобы понять наше нынешнее состояние и спрогнозировать будущее. Поэтому мы с радостью восприняли появление вашего фильма. И сейчас, когда было заявлено его обсуждение в «Документе», отнеслись к этому с большим интересом. Но во время обсуждения чувствовалось, что оно как бы начато с чистого листа. Это не укор каналу или Макарову, это свойственно нашим СМИ. В обществе наблюдается нарушение коммуникативных связей. Отчего это происходит, по- вашему?

— Надеюсь, что «Документ» не остановится на фильме «Война. Украинский счет». Другое дело, что же там будут обсуждать дальше? Кроме того — нужно ли зрителя готовить к пониманию документального кино, как это было заявлено в анонсах программы? Думаю, что «Война», как и многие современные документальные сериалы, сделана с учетом восприятия массового зрителя. Возможно, это необходимо делать для фильмов, рассчитанных на фестивальные показы. «Документу» предстоит выяснить для себя, что ему обсуждать — сам фильм или проблему, которую он поднимает. Пока могу сказать, что дискуссии не получилось.

— Какая тема лично вам кажется предпочтительной в человеческом и творческом плане?

— Сегодняшняя жизнь. Это сложно снимать, это иногда неприглядно. У нас есть, что снимать сегодня. Масса проблем. Почему бы не сделать сериал, например, о детских колониях?

— А что-то светлое в нашей жизни вы видите?

— Конечно. Да, возможно, мы — перестроечное поколение — привыкли выискивать все плохое. Но об одном могу сказать наверняка — очевидного всплеска документального кино, как это происходит сегодня в России, в Украине в ближайшее время не произойдет. Там практически на всех телеканалах есть редакции документальных фильмов. И выходит довольно много интересного кино... А с другой стороны — по-моему, это верный признак конца ренессанса, признак возрождения советского общества в другом его воплощении. Опять начинается мифотворчество.

— Как этого избежать?

— Это неизбежно. Власть себя таким образом страхует и защищает. Ведь неслучайно документальное кино появилось как сфера идеологического обслуживания. Недаром на территории Советского Союза было 40 с лишним документально-хроникальных студий.

— То есть вы не видите возможности для честного документального кино?

— Честного в каком смысле?

— Адекватного реальности.

— А его никто не запустит. Если раньше такие фильмы производили вопреки (сценарий один, а кино «получалось» другое) и клали на полку, то сегодня их просто не запустят в производство. Если, конечно, ты его не снимешь за свой счет. Финансовая цензура — порой более мощный фактор, чем идеологическая.

— Сегодня может появиться фильм «Завтра праздник»?

— Думаю, что нет. Да и нужно ли такое кино сегодня? Ведь ничего не изменилось по сути. Вы приедете на ту же фабрику сегодня — увидите все то же, что было в моем фильме. И когда понимаешь это — задумываешься о целесообразности своей деятельности.

— В чем же вы находите почву для оптимизма?

— В августе, если все сложится благополучно, начну делать сериал с Михаилом Тарковским. Он биолог и писатель, живет в Красноярском крае среди охотников. Это будет фильм о таежной деревне. Это я буду делать с удовольствием. Личности — вот что интересно, а не только проблемы.

— У россиян появилось много фильмов об их новейшей истории. Понятно, что это некий заказ, к этому можно по-разному относиться...

— ... заказ имперского толка.

— Но верно отмечено, что новому обществу нужна новая мифология. Россияне под это выделяют деньги и делают хорошие фильмы. У нас нет практически фильмов о новейшей истории. В чем причина?

— Это не нужно нашей стране. Потому что в стране нет идеологии, люди не понимают, что строим и куда идем. Хотя я хочу думать, что Украина движется в европейском направлении. Провел неделю в России (я там очень давно не был) — ощущение совершенно иное. Мы все-таки другие, и наша страна — другая. Медленно, но она идет в Европу. Кстати, показал этот сериал о войне друзьям в России. После просмотра они пожалели меня как душевнобольного: «Ты хочешь, чтобы это показали в России?» — «Да». Они никогда не будут этого делать.

— Почему?

— Потому что даже на бытовом уровне любая независимость отдельной личности — всегда раздражает. А тут еще бандеровцы сидят перед камерой и рассказывают о том, что было.

— В России вы стали еще большим патриотом?

— Украины? Да. Хотя всегда буду чувствовать себя более космополитом, чем патриотом, если угодно...

— А что такое патриотизм для нормального современного и в меру ироничного человека?

— Желание работать в родной стране. И жить здесь. Насколько помню, в студенческие годы я любил ездить в Москву, там все было близко. Может, я давно там не был, но пока та действительность ничего кроме негативной реакции не вызывает. Сейчас по Курской губернии проехали: на четыре села — ни одного магазина, ни одного кафе. Тогда как у нас каждые сто метров — коммерческий магазин, кафе. Во всяком случае, люди у нас хотят что-то делать, их жизнь меняется.

— А почему все-таки вы едете работать в Россию?

— Потому что хочу работать. У нас работы нет. Я шесть месяцев не снимал. Предлагал проекты — но, в общем, не нашел работодателя... Хотя в России принято много законов, которые поддерживают свою рабочую силу и блокируют чужестранцев. Ходишь по Москве, как Деточкин в «Берегись автомобиля». Тебя могут схватить и спросить, где твои документы. Очень дискомфортно. Однако человек ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ и, если повезет, по своей профессии. Я ничего другого не умею, разве что рыбу удить...

СПРАВКА «Дня»

Сергей БУКОВСКИЙ — кинорежиссер, заслуженный деятель искусств Украины (1996). Родился 18 сентября 1960 года в семье кинематографистов: отец — режиссер, мать — актриса. В 1982 г. закончил режиссерскую мастерскую В. Неберы в КГИТИ имени Карпенко-Карого. Фильмы: «Дом детства» (1982), «Марш-бросок» (1985) — приз Международного кинофестиваля «Молодость», «Неповторимость» (1986), «Завтра праздник» (1987) — Гран При Международного кинофестиваля «Молодость», «Сон» (1987), «Крыша» (1990) — Гран При «Золотой голубь» 33-го Лейпцигского кинофестиваля, «Дислокация» (1992), «Знак тире» (1992), «Пейзаж, портрет, натюрморт» (1993), «Карапыши. Осенние заботы» (1994), «На Берлин!» (1995), «10 лет отчуждения» (1996), «Вилен Калюта. Реальный свет» (2000) «Terra Vermelha (Красная Земля)» (2001) и многие другие. Среди проектов — съемки для российского телеканала «Культура» сериала «Мудрецы века».

Анна ШЕРЕМЕТ, Михаил МАЗУРИН, Диана БАЗЫЛЯК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ