Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как будем жить без российских чайников?

Обзор последних «атак» пророссийских СМИ на украинский выбор. Выдержим ли медиа-осаду?
10 октября, 2013 - 15:39
ФОТО NEWS.RU.MSN.COM

Антиукраинская истерия со стороны российских чиновников и СМИ — явление не новое. Украинцев традиционно обвиняли в кражах газа, в чрезмерном заострении внимания на истории, прежде всего Голодомора, притеснениях мифических «17 млн соотечественников», продуцировании «неправильных» масла, сыра, вина, конфет, мяса и т. п. СМИ соседней страны не раз пытались насмехаться над украинским руководством («как ошпаренным» Януковичем не в последнюю очередь), нашим языком, песнями, культурой, «рубили салат, как украинских крестьян» и даже сравнивали Тараса Шевченко с Гитлером. Все это наблюдалось, возможно, и в других масштабах, и в контексте других народов – грузин, молдаван, стран Балтии. Впрочем, если присмотреться внимательнее, то именно «битва за Украину» для Путина и его информационной армии теперь получает новые формы проявления.

Формальным поводом к «осеннему заострению» стала декларация Виктора Януковича относительно решительности в деле подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и соответствующих шагах украинского парламента. Теперь за хутором Михайловским взялись о нас «заботиться».  Наиболее знаковым с этой точки зрения  стал сюжет телеканала «Россия» под названием «Эвтаназия по-украински», который описал «полный» крах нашего государства в случае более тесного сотрудничества с Евросоюзом. Дмитрий Киселев пугал украинцев тем, что их чернозем повезут в вагонах в Германию, а сами они радостно будут падать в бездну под звуки немецкого гимна ЕС.

«МЕЧТА» ПОД УГРОЗОЙ

Это на фоне того, что едва ли не ежедневно какие-то высокопоставленные лица России занимаются тем же – по их оценкам, Украина «перестанет быть субъектом международного права» (Сергей Глазьев), для нее закончится «особый партнерский режим» (Дмитрий Медведев) и вообще она уже точно останется без российских  чайников (Андрей Слепнев). Глеб Павловский, которому российский политикум знаком не по слухам, считает, что таким образом режим Путина пытается воплотить свою политическую мечту: «Для Путина, да и для Ельцина последних лет существовала мечта широкого воссоединения, создания Советского Союза без Советского Союза – то есть без идеологии и тоталитарных чрезмерностей». Теперь Россия видит, что реализация этой «мечты» под угрозой.

По мнению украинского политолога Александра Палия, российская пропаганда хотя и сильна своей массовостью, ее крайняя простота и примитивность оборачиваются ее слабостью: «Как только массовость недостаточна, а в обществе существенна роль интеллектуальной элиты, российская пропаганда теряет львиную долю своей действенности. Серьезность и весомость аргументов до сих пор не была сильной стороной российской пропаганды, напротив, она была ориентирована преимущественно на социальные слои, слабо способные к критическому мышлению». В большой мере антиукраинская информационная кампания направлена на внутрироссийское потребление. Львовский обозреватель Антон Борковский оценивает эту ситуацию так: «"Украинский вопрос" для рядового россиянина мировоззренчески является слишком важным. Это даже не вопрос геополитики, это, скорее, метафизика. В то же время Путин нуждается в эдакой политической апологии, ведь Янукович был много лет пророссийским политиком, поэтому отход Януковича с пророссийских позиций является свидетельством бессмысленной и нечестной политики, которую проводил Кремль. Следовательно, для Кремля важен поиск "виноватого"».

С другой стороны, массовый информационный штурм в сторону Украины сразу лучше замечается на Западе. Как отмечает корреспондент «Украинской недели» в Лондоне Богдан Цюпин, для британского обывателя новости о такого рода «войне» на Востоке Европы, конечно, «как сообщение о погоде на Марсе». Зато политики, должностные лица и обозреватели, занимающиеся международными делами, об этом знают. Он цитирует аналитика Джеймса Шерра, который сказал на обсуждении данной тематики в Королевском институте международных отношений (Chatham House): «Своей резко негативной реакцией на желание Украины сближаться с Европой и фактическими угрозами и запугиваниями в адрес Киева в последние несколько недель Россия поставила нас перед геополитическим выбором, которого мы не хотим делать, но который Евросоюз не может позволить себе игнорировать. То, какое давление оказывается на Украину, а также Армению и Молдову, очень отличается от того, что было шесть месяцев назад».

В Украине те СМИ, которые традиционно считались пророссийскими, но находились в орбите Партии регионов, после жесткой встречи Януковича с однопартийцами в кинотеатре «Звездный» сразу изменили риторику. Например, газета «Сегодня» на титульной странице 10 сентября извещала: «ЕС снизит нам цены», а 23 сентября опубликовала в качестве  интервью номера беседу с министром-изгнанником из правительства Юлии Тимошенко Богданом Данилишиным. Однако на то она и «битва», чтобы находить для нее новые силы и ресурсы.

Как отмечает Александр Палий, «у нас где-то 7-8 % населения воспринимает информацию исключительно в российском ключе, и где-то еще до 10-15% воспринимает ее с весьма существенным учетом российских СМИ. То есть российская пропаганда способна повлиять на часть второй категории. Однако обе эти категории постепенно уменьшаются». Палий подчеркивает, что большим испытанием для пророссийской пропаганды сегодня стал интернет. Так как эта пропаганда «веками жила тем, что называла белое черным, серое салатным и т.  д.  Сегодня перед экраном даже некритический потребитель информации имеет возможность «соскочить» с пропаганды, один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Украинский адресат упомянутого сюжета канала «Россия» все же находится в несколько другом информационном поле, нежели житель Самары или Тамбова. Евгений Копатько, основатель группы компаний Research & Branding Group, констатирует: «Агрессивная риторика российских СМИ - это давление с позиции силы, и оно не может привести к позитивному результату – сегодня это вызывало только сопротивление».

«АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ» ПОДГОТОВКА

Антон Борковский прогнозирует, что в действительности настоящий шквал грязи против Украины ожидается после подписания Соглашения об ассоциации в Вильнюсе: «Может начаться своеобразная экономическая война с мощным информационным сопровождением. Основная цель – заметное (для избирателя) снижение украинского экономического уровня, объяснением которому может стать «ссора с Россией». Теперь Киев информационно проигрывает». Эксперт отмечает, что на самом деле главным вопросом для Кремля является «правильный» кандидат на выборах президента Украины в 2015 году, поэтому теперь эту информационную кампанию можно расценивать как «артиллерийскую» подготовку.

Радует одно. Все больше обозревателей считают, как, например, экономист Александр Пасхавер, что сама эта кампания свидетельствует –  движение к ЕС и является наиболее правильным, ведь – по мнению эксперта, если Украине так плохо в ее «особом статусе» тесных связей с Россией, то действительно нужно что-то кардинально менять. Писательница украинского происхождения из Беларуси Наталья Бабина, вернувшись в приподнятом настроении из Львовского Форума издателей, написала на своей странице в Фейсбуке:  «Украина сегодня точку невозвращения прошла». Если выдержать осаду идеологических и экономических атак, удастся сохранить достигнутое и его развить.

Роман КАБАЧИЙ, медиа-эксперт Института массовой информации
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ