Ежегодно, раньше весной, а теперь осенью, когда Прага утопает в золоте осенних красок, в этом вечно прекрасном городе проходит Международный телефестиваль «Злата Прага», основанный Чешским телевидением — ЧТ-1.
На этом фестивале господствует Ее величество Музыка. Здесь к зрителю относятся с любовью, а к фильмам — с восторгом. Потому что здесь кино культивирует красоту, эстетику, духовность. И потому «Злата Прага» — праздник высокого искусства, благородных зрителей, изысканного вкуса.
Фестиваль «Злата Прага» имеет лишь две категории. К первой — «Художественное исполнение» — принадлежат фильмы, которые фиксируют или адаптируют для телевизионного показа оперные или балетные спектакли, мюзиклы, уникальные цирковые программы или музыкальные постановки, созданные специально для телевидения. Вторая номинация — «Документальные фильмы о музыке и балете». Обе категории представлены лучшими достижениями в мировом музыкальном искусстве, которое превращается в киноискусство. В фестивальных фильмах ежегодно отражается срез международного музыкального процесса, сфокусированы самые заметные явления и персоналии. Именно поэтому участие в этом фестивале для многих кинематографистов западных стран считается чрезвычайно престижным.
Мне не впервые посчастливилось посетить фестиваль «Злата Прага». В середине 1990-х имела возможность наблюдать за фестивальной программой как журналистка. И именно тогда очень захотелось снять фильм, которым можно было бы достойно представить Украину. В этом году мечта сбылась. Вместе с режиссером Василием Витром мне снова посчастливилось посетить «Злату Прагу». В конкурсной программе принимал участие наш документально-постановочный фильм «Любовь, подаренная звездами» о Ференце Листе, о его украинском периоде жизни и творчества. Фильм был создан на студии «ВІАТЕЛ» при содействии Международного благотворительного фонда «Відродження».
Фестиваль «Злата Прага» проводится уже 49-й год подряд. В этот раз он проходил в замечательном дворце «Жофин», расположенном на острове посреди Влтавы. Когда-то в этом дворце бывал Иван Франко. Мемориальная доска свидетельствует о том, что он выступал здесь в 1891 году на Съезде славянской прогрессивной молодежи.
Участие в фестивале — это всегда опыт, обмен впечатлениями, настрой на профессиональный камертон и выводы: как дальше работать, куда двигаться. Несколько дней на «Златой Праге» обогащают такими впечатлениями, которые в условиях украинских реалий просто немыслимы. Ведь украинское телевидение практически не дает возможности зрителям знакомиться с лучшими постановками музыкальных театров Украины (оперными, балетными), а с зарубежными музыкальными проектами — и подавно. Телеканалы этим не интересуются, соответственно и документальное кино о серьезной музыке кажется им ненужным. Украинскому зрителю остается довольствоваться разве что «попсовыми» шоу-программами. Танцы и песни с блеклыми звездами, или конкурсы самодеятельных талантов — вот и вся культура.
На фестивале «Злата Прага» очередной раз убеждаешься, настолько многогранен музыкальный кинематограф, насколько ярко раскрываются в документальном кино музыканты: художники, мыслители, философы, те, кто ищет гармонию в современном мире. А какими драматургически напряженными, интригующими бывают сюжеты документальных фильмов, которые рассказывают о перипетиях постановки выдающегося музыкального проекта! Не буду голословной. Помню один документальный фильм, который я посмотрела на фестивале «Злата Прага» в 1996 году. Это был фильм-наблюдение о том, как проходила длительная подготовка, а затем были съемки игрового фильма режиссера Жерара Корбио «Фаринелли-кастрат» о выдающемся итальянском певце XVII века Карло Броски, любимце публики, человеке большого таланта и трагической судьбы. В исторических исследованиях упоминается, что его голос был невероятной красоты и высокого тембра. Но как воспроизвести пение, если в то время не было никаких записывающих устройств? Именно о том, как воспроизводили этот голос, идет речь в документальном фильме. Кастинги поиска исполнителей проходили по всему миру. Остановились на двух: женский альт Эвы Маллас Годлевской из Польши и контр-тенор темнокожего певца Дерека Ли Реджина из США. Они оба записывали одни и те же партии отдельно, а после этого их голоса соединяли вместе по новым компьютерным технологиям — и таким образом искусственно создали голос, который по описаниям был близок к голосу Фаринелли.
В этом году на фестивале «Злата Прага» мы были в восторге от документального фильма «Сон Вагнера», снятого немецкими документалистами о постановке вагнеровских опер в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. Этот фильм снимался пять лет! Сначала замысел, подготовка сцены, потом репетиции и, наконец, премьеры тетралогии Р.Вагнера «Кольцо Нибелунгов»: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Смерть богов». Чрезвычайно сложная декорация, сделанная в стиле High Tech, была спланирована универсальной для всех четырех спектаклей. Она трансформировалась так, чтобы с изменением освещения и цвета могла приобретать новые формы и плоскости для исполнителей. Документальный фильм об этом проекте длится два часа — оторваться невозможно! А потом, когда на премьере зрители в вечерних нарядах заполняют до аншлага один из самых больших театров мира, поражают не декольте и бриллианты дам — поражает публика около театра. Ведь вся площадь перед театром заставлена стульями, на фасаде смонтирован большой экран — и почитатели оперы, которые не имеют толстых кошельков, наслаждаются премьерой под открытым небом. Чтобы реализовать такие грандиозные проекты с приглашением лучших исполнителей со всего мира, нужно быть обществом высокой культуры, которое заботится обо всех, кто пришел послушать любимую музыку, независимо от достатка.
Также в этом году можно было увидеть прекрасную современную постановку детского балета «Алиса в стране чудес» по Льюису Керроллу в Королевском балете в Англии. Два фильма были посвящены уникальному барочному театру, восстановленному в городе Чешский Крумлов, который занесен в список ЮНЕСКО: документальный фильм немецкого производства и фильм Чешского телевидения. Это ленты о возрождении архитектуры и сцены театра ХVIII века и о реконструкции в нем оперы Джузеппе Скарлатти «Где любовь — там и ревность». Оба фильма отдают должное музыкальной культуре времени барокко и оба сняты в лучших традициях современной документалистики. Самой большой неожиданностью на нынешнем фестивале стал мюзикл «Площадь коробки». Он поразил высоким исполнительским мастерством актеров-певцов и неожиданным суперсовременным сюжетом о... сложной жизни при капитализме. Главный герой — известная шведская фирма ИКЕА. «Мебельная сага» — так иронически определили жанр этого мюзикла авторы. Шведская постановка — это смелый эксперимент в драматургическом и музыкальном плане о шведском национализме и социализме по-шведски одновременно, где особенно гордятся шведским продуктом, известным во всем мире. Но все это представлено через самоиронию, и поэтому воспринимается очень легко, с улыбкой. Обо всех фильмах рассказать, конечно, невозможно, потому что на «Златой Праге» в этом году было представлено 96 конкурсных кинолент из 24 стран.
А что же украинские кинематографисты? Занимаем ли мы хоть какое-то место на этом роскошном празднике музыки? К счастью, мы еще не совсем выпали из этого процесса. На самом деле, что касается именно кинопродукции, то эти жанры знакомы нашим кинохудожникам давно, особенно старшему поколению, потому что в 1970 — 1980-е годы существовала студия «Укртелефильм», на которой было музыкальное объединение, где снимались фильмы-оперы, балеты, концерты и документалистика о музыкальных явлениях и исполнителях. Была такая редакция и на Украинском ТВ. Правда, на фестивалях «светились» представители московских редакций. Хотя такие фильмы, как «Борис Годунов» режиссера Бориса Небиеридзе с Анатолием Кочергой в главной роли и «Лючия ди Ламмермур» Олега Биймы с Евгенией Мирошниченко, полностью могли бы тогда рассчитывать на престижные награды «Златой Праги».
В нынешнем же году, кроме упоминавшегося уже фильма студии «ВІАТЕЛ», Первый Национальный представил документальную ленту «Богодар Которович. Отблески». Не будем забывать, что даже участие в конкурсной программе фестиваля — это уже победа для нашего нищего малобюджетного кинематографа. Но для того, чтобы рассказать о наших гениях, нужно соответственно и профинансировать эти киноленты.
Однако речь здесь не о деньгах. Путь в Европу прокладывается не только политиками. Путь проторяют отдельные люди, в частности художники. В 2009 году Первый Национальный вместе с Посольством Украины в Чешской Республике провели «Вечер встречи с НТКУ» в рамках «Златой Праги». Участникам фестиваля это запомнилось, в том числе и ретроспективные видеоматериалы из программы «Классик-премьер» за период с 1996 по 2007 годы. Но сегодня на Первом Национальном, к сожалению, исчез этот многолетний цикл, у которого был свой зритель. Может, эти программы и не дают «заоблачные рейтинги», но зритель с такими вкусами не исчез и имеет право на соответствующий экранный продукт.
Наверное, украинский телеканал «Культура», который отметил в этом году первый юбилей — 10-летие, также может представить свои музыкальные программы на «Златой Праге», по крайней мере, предварительные договоренности уже есть. Но самое важное все-таки, чтобы прежде всего украинский зритель имел возможность видеть на своих экранах высокие образцы музыкального искусства. И если обещания о надлежащем финансировании телеканала «Культура» не окажутся рекламой в канун выборов, я убеждена, что на будущих фестивалях в Златой Праге Златоверхий Киев также сможет показать свои лучшие фильмы о музыкальном искусстве Украины.
Участие в МТФ «Злата Прага» студии «ВІАТЕЛ» состоялось при содействии Фонда «Відкрий Україну»