Выражение «бабушки Черновецкого», благодаря последним событиям в столице, приобрело значение символа, причем символа весьма многозначного. С одной стороны, это весь тот слой преимущественно пенсионного возраста людей, которые и составляют электорат экстравагантного киевского мэра, а с другой стороны — это люди, легко поддающиеся внушениям субъектов с более сильной волей, поскольку не приучены к самостоятельному критическому мышлению.
Один мыслитель сказал: «Некоторые люди подобны мешку: что в них положишь, то они и несут». Именно эта публика в советские времена безгранично доверяла официальным СМИ, их главным аргументом было: «Об этом в газете написано!». Такой аргумент был сигналом к полному отключению собственных мозгов. Эта же публика отличалась особым доверием к вождям, воспринимая все, ими изреченное, как истину в последней инстанции. Теперь она оказалась социально-психологической сиротой, потому что вожди отошли в прошлое. Но остался единственный «луч света в темном царстве», неподражаемый и неповторимый последний авторитет, несравненный Леонид Михайлович. Ну кто еще может так проникновенно с порога мэрии возвестить своей пастве: «Я люблю вас всей душой!» А затем строго вопросить: «А вы любите меня?» Масса ответствует: «Любим!». Но Черновецкий не унимается: «Не слышу!», заставляя массу произносить желанное громче и отчетливей. В общем, никаких пиар-инноваций в этом нет, всего лишь домашние заготовки средней руки пасторов нетрадиционных для Украины конфессий. Но специфический киевский «пипл» проглатывает.
Смотря репортажи телерадиокомпании «Київ», прилежно выполняющей функцию телелетописца свершений Л.М. Черновецкого, можно ощутить, как загадочная блуждающая улыбка на лице мэра приводит толпу в наэлектризованное состояние, блокирующее любые сомнения и внутренние колебания. Ощущение дежавю. Где-то я уже все это видел. В 1990-е годы, будучи депутатом столичного совета и членом комиссии по связям с общественными и религиозными организациями, по долгу службы азъ грешный посетил мероприятие в Октябрьском дворце, где происходило собрание «церкви» Сандея Аделаджи.
Поначалу было даже любопытно: на сцене симпатичные девушки в самых современных ритмах исполняли приятные для уха песни, сам Сандей, хороший ритор, читал проповедь... Все чинно и благородно. Но вскоре публика стала, повинуясь пастырской воле, впадать в экстаз. В разных местах зала, в том числе и недалеко от меня, вполне благопристойные дамы и господа вдруг принялись грохаться на пол и биться о него руками и ногами. Я почувствовал себя человеком с улицы, случайно попавшим в буйное отделение лечебного учреждения. После этих радений на сцену вышли хорошо подстриженные молодые люди, до боли напоминавшие комсомольских работников, которые голосами, не терпящими возражений и неправильных ответов, поинтересовались у присутствовавших: «Говорил ли Господь, что надо платить десятину?» Публика согласилась. Тут же по рядам пустили пластиковые ведра, быстро наполнившиеся. Все действо поражало продуманностью и великолепной режиссурой.
Так что Леониду Михайловичу есть над чем работать, поскольку его действа на Крещатике,36 еще грешат любительством, самодеятельностью. Однако и ему удается охватить своим влиянием не такую уж значительную часть киевлян (хотя для избрания на пост мэра — хватает).
А на все население Украины никаких черновецких не наберешься, для тотального охвата есть телевизор, та телевизионная среда, что воздействует на мозги и эмоции миллионов, увы, не так уж редко превращая достойный народ в избирательное стадо. Если присмотреться внимательнее к той «духовной пище», которой отечественное ТВ «окормляет» украинцев, то можно прийти к ряду печальных выводов.
Во- первых, невозможно не заметить тенденции нашего ТВ к усреднению интеллектуального уровня зрителей. Наше ТВ не любит «слишком умных» и старается ничего для них не делать. Наиболее показательным в этом отношении в последнее время стал канал «1+1». Когда-то (не так уж давно) он изобиловал интересными дискуссиями, содержательными беседами с украинскими интеллектуалами, качественными новостными программами. Теперь это уже все в прошлом. Никакой аналитики (Боже упаси!), никаких умствований, ничего излишне сложного, что могло бы заставить напрячься «одноклеточное существо», способное лишь проглатывать бесконечные сериалы, «шедевры» шоу-бизнеса в виде эстрады, где не отягощенные одеяниями секс-бомбы демонстрируют не столько вокал, сколько дамские прелести.
Кстати, сплошь и рядом этот «вокал» такого уровня, что может рассматриваться лишь как довесок к прелестям, что и породило грубоватую, но точную оценку этих «звезд» — «поющие трусы». Сегодня «1+1» — это уже не телевидение, а в лучшем случае, домашний кинотеатр. Измененный формат «1+1» оставил нас без достаточно симпатичной программы Анны Безулик «Я так думаю». В былые времена автор этих строк нередко на сайте «Телекритики» г-жу Безулик критиковал. Эх, знал бы автор тогда, во что превратится «1+1», не стал бы болтать лишнего и ехидничать...
Мучительные раздумья вызывает и некогда знаменитый «5 канал». Вроде, все как вчера: формально в сетке вещания не произошло фундаментальных изменений по сравнению с теперь уже легендарными временами Майдана, а фактически канал напоминает человека, донашивающего свою старую одежду. Скучно. Малоинтересные гости, малокомпетентные ведущие, не владеющие мастерством интервьюера. Бывает, что гость подходит к тому, чтобы проговориться, сказать нечто нетривиальное, но в этот самый момент ведущий «5-го» обязательно его прервет, чтобы задать свой рутинный вопрос. Поразительная глухота к шансам информационных прорывов, а тут ведь надо обладать тонким чутьем на новые, неожиданные повороты, хорошо понимать своего собеседника. Интервью — это такой жанр журналистики, который требует особой и многосторонней одаренности.
Да и надоедает постоянно наблюдать одних и тех же политиков и депутатов. Надо бы расширить круг участников, а то вон в Партии регионов более 180 «штыков», а на «5-м» если не г-н Чечетов, то г-жа Герман, или г-н Мирошниченко, или г-н Святаш, или г-н Кожара... Маловато на такую огромную фракцию. Очень нудны «5 копеек» Романа Чайки, наверное, следует уже менять формат. Ныне «5 канал» — это жалкое подобие того молодого, энергичного, в хорошем смысле этого слова агрессивного «5-го», который так приковывал к себе наше внимание в его «звездный час». Не выручает и ток-шоу «Майдан» — сплошь рутина и продуцирование скуки. Что-то должно на «5-м» измениться.
ТРК «Київ», пригрев у себя дуэт Джангиров — Корчинский, разрешилась от творческого бремени претендующей на аналитику программой «Вечерний кофе». Разные личности, преимущественно политические, ежедневно в 23.35, флегматично помешивая напиток ложечкой, умничают на разные социально значимые темы. Но делают это как-то так сонно, нудно, нетемпераментно, что смотреть их — сущая мука. Я, конечно, не призываю участников бесед обливать друг друга вечерним кофе в стиле вице-спикера Российской Госдумы Владимира Вольфовича, но ведь 23.35 — это еще не такая глубокая ночь, как, например, с 3-х до 4-х часов — период, который моряки называют «собачьей вахтой», — так что можно было бы и как-то поживей... А то программу придется переименовать в «Спокойной ночи, малыши», поскольку она исправно усыпляет даже весьма великовозрастных «малышей».
Поскольку в самом начале статьи было «во-первых», начавшее печальные выводы о нашем ТВ, то подошло время и для «во-вторых». А во-вторых, отечественное ТВ почему-то не любит формат познавательных телеканалов. Из девяти каналов пакета «Познавательный», предлагаемого кабельными сетями, нет ни одного украинского. У россиян — целая россыпь. Тут тебе и круглосуточный исторический — «365 дней», тут и круглосуточный канал документальных фильмов «24 Док», и «Совершенно секретно» и прочее, прочее, прочее...
А для нас и у нас — только склоки политиков и «поющие трусы». И это в стране, имеющей одну из наиболее интересных и драматических историй в Восточной Европе! Но на экране украинцы свою историю не видят. Зачем? А куда тогда девать нескончаемые российские сериалы? Вместо спекулятивного шоу Шустера «Великие украинцы» не мешало бы рассказать и показать нашему народу его действительно незаурядных представителей, которых в мире часто (к нашему стыду!) знают лучше, чем в Украине. Многим у нас известны поляк Коженевский, прославившийся как писатель Джозеф Конрад, и поляк Костровицкий, он же знаменитый французский поэт Гийом Аполлинер. Но многие ли в Украине знают украинца Василя Ерошенко, ставшего классиком японской литературы? А внука украинских эмигрантов Джереми (Ярему) Бурду, который дослужился из матросов до адмирала и командующего ВМС США? А украинца Петра Берегового, ставшего премьер-министром Франции Пьером Береговуа? А украинца Иринея Феня, американского адмирала и китайского маршала? Мы продолжаем жить в стране с молчащей историей, а ТВ этому затянувшемуся молчанию способствует. Как было бы интересно, если бы наши телеканалы предоставили возможность рассказать о роли Леси Украинки в нашей культуре Вадиму Скуратовскому и Оксане Забужко, если бы уговорили Оксану Пахлевскую вести авторскую программу на ТВ... Да мало ли у нас ярких, содержательных личностей? В Украине — много, на ТВ — почти нет...
Я могу сколько угодно критиковать «Свободы слова», но ведь по большому (гамбургскому!) счету, кроме них на нашем ТВ и анализировать особенно нечего. Остальное — еще хуже...
В последнее время пытается выйти из творческого застоя канал «Первый Национальный», но не все можно сделать на одном энтузиазме, а на нынешний государственный бюджет рассчитывать не приходится. Вот и закрывают из-за безденежья, скажем, «Культурный фронт» Юрия Макарова — передачу далеко не идеальную, но нередко с оправданной претензией на интеллектуальность. Не закрывать, а, напротив, что-то создавать нужно, пока еще нас всех не превратили в «бабушек Черновецкого»...