Конфликтные ситуации очень ярко высвечивают характер СМИ участвующих в них обществ. В этом контексте очередная газовая война Кремля против Украины еще раз продемонстрировала особенности медий соседних стран.
Российские журналисты, судя по тому, что показывают телеканалы РФ, окончательно отказались от иногда бытующей в их среде игры в объективность и непредвзятость. Они снова идеологические солдаты, «революцией мобилизованные и призванные», выполняющие жестко поставленные пропагандистские задачи. Впрочем, тут ощущаются не столько личные убеждения фигурантов телеэкрана, радиоэфира и газетных полос, сколько мощный политический импульс со стороны Кремля и «Газпрома», хотя, как по другому поводу выражался В.И. Ленин, «не надо двух слов, это одно и то же».
Рассказывая о газовом противостоянии с Украиной, российские СМИ дают исключительно российскую точку зрения на происходящее, не предоставляя слова украинской стороне, лишь иногда вольно пересказывая мнение представителей «Нафтогазу України».
Все это до боли напоминает «блаженные» советские времена и брежневское ТВ, когда о «подлых происках мирового империализма» можно было узнать только от московских дикторов и обозревателей — самим «буржуазным мерзавцам» раскрывать рот на советском ТВ было не положено. Любимая тема, горячо обсуждаемая соседями, — это несогласие Украины на «среднеевропейские» цены (по утверждениям шефа «Газпрома» А. Миллера) в 418 и 450 долларов за 1000 кубометров газа. При этом среднеевропейские цены на транзит — четыре доллара в Чехии и Словакии, четыре евро в Германии — по отношению к Украине принципиально не рассматриваются.
Об этом (в частности и о том, что за услуги, аналогичные чешским, словацким и немецким, Украина получает аж 1 доллар 60 центов) стабильно умалчивают. Зато чрезвычайно эмоционально рассказывают о том, что Польша, Чехия, Венгрия платят России за газ больше, чем Украина. Еще более эмоционально (и столь же голословно) обвиняют Украину в кражах российского газа, иногда даже устами президента Д. Медведева, старательно копирующего «изысканные» манеры своего премьер-министра. Настоящий град угроз, обещаний засудить Украину во всех возможных судах, раз и навсегда разобраться с непослушной соседкой.
Наша страна все эти дни пребывала на российских телеканалах в роли «великого немого», лишенного возможности артикулировать свою позицию, обосновать и защитить ее. И это убедительно засвидетельствовало, что в Российской Федерации выстроена не только политическая, но и информационная вертикаль...
Эта ситуация обсуждалась 9 января в эфире российской редакции «Радио «Свобода». Некоторые еще не расставшиеся со здравым смыслом и объективностью люди звонили в редакцию и выражали свое недоумение по поводу феноменальной односторонности российских СМИ в освещении газового конфликта с Украиной.
В частности, бывший председатель правительства Автономной республики Крым (во времена Ю. Мешкова) Евгений Сабуров поинтересовался, почему журналисты представляют ему только одну точку зрения, тогда как хотелось бы услышать все мнения. Звучали предложения сделать ситуацию в информационном пространстве более прозрачной, например, организовать дискуссию в прямом эфире между шефом «Газпрома» Алексеем Миллером и шефом «Нафтогаза» Олегом Дубиной, между пресс-секретарем «Газпрома» Куприяновым и пресс-секретарем «Нафтогаза» Землянским. Но эти разумные призывы, вероятнее всего, не будут услышаны: нынешняя российская власть панически боится открытых, честных дискуссий лицом к лицу, тем более — равных условий для их участников. Это ведь не знаменитые «разговоры» В. Путина со страной, когда ни один неудобный вопрос не имеет шансов попасть в эфир. Тут сразу же вспоминается вопрос Президенту Украины на одной из его последних пресс-конференций: «Сколько украинцы должны заплатить вам, премьер-министру, депутатам ВР, чтобы все вы покинули страну и не мешали Украине нормально развиваться?». Вопрос вызвал раздражение (естественное и понятное в подобной ситуации) В. Ющенко, но ведь это прозвучало в эфире... Хотя, учитывая, что общение лидера страны с массами происходило в интернет-режиме, то таких неприятных обращений вполне можно было избежать. Но избегать не стали, более того, Президент принялся отвечать, не прибегая к эмоциональным и резким фразам. Даже в страшном сне невозможно себе представить, чтобы лица, организующие пиар-акции В. Путина, пропустили столь неудобное для патрона обращение. Да и реакция В. Путина была бы нетерпимой, жесткой, скорее всего, просто издевательской, если смоделировать такую фантастическую сцену, которой по определению не может быть в реальности.
Разумеется, на всех российских каналах, в том числе и тех, которые пытаются сохранить репутацию независимых и неподконтрольных Кремлю, не могли обойтись без уже обычного антиукраинского хамства.
Канал RTVI, который очень любит рекламировать свое «свободомыслие», время от времени заявляя в бегущей строке, что их новости «не подлежат цензуре Кремля», тем не менее, устроил целую демонстрацию записных украинофобов, доказывавших, что более жуткого государства, чем Украина, в мире нет. Один из них, заместитель главного редактора журнала «Эксперт», некто Привалов, высокомерный и самодовольный субъект, явно склонный к нарциссизму, объявил Украине и украинскому народу приговор: Украина — это несостоявшееся государство, а украинской нации вообще не существует. Если в России информировать власть и формировать ее мнения будут подобные «эксперты», то ничего доброго эту страну не ожидает.
«Лицо» 1-го национального телеканала России, Максим Шевченко, блистал «познаниями» в украинском вопросе, назвав нас «сельской страной» (при том, что 70% населения современной Украины составляют горожане), и заявил, что за газовым конфликтом стоят США: это, мол, их очередная антироссийская провокация руками Украины.
На эту же тему на RTVI разглагольствовал известный «соловей генштаба», как его называли еще во времена «перестройки», Александр Проханов. По его мнению, само существование Украины как государства лишает Россию перспектив полноценного развития, – это препятствие, которое следует устранить.
А на «Радио «Свобода» представитель Организации украинцев России г-н Семененко рассказал, что ОУР приняла обращение к руководству Российской Федерации с требованием прекратить использование газового конфликта в целях раздувания антиукраинской истерии в стране.
Что таковая имеет место и уже дает свои результаты, подтвердил звонок в студию пожилой россиянки, которая со слезой в голосе вопросила: «Сколько можно издеваться над Россией?». То есть она имела в виду, что это Украина издевается над Россией. Очевидно, самим фактом своего существования...
Еще один россиянин заявил, что цены на газ для Украины можно уменьшить, если «Украина откажется от своего бешеного национализма». Сложно сказать, что он понимает под «национализмом», но стоило бы напомнить гражданину РФ фразу В. Путина, публично произнесенную во время представления кандидатуры Медведева на должность президента российского государства: «Дмитрий Анатольевич Медведев, как и я, русский националист в хорошем смысле этого слова». Не знаю, насколько это «бешеный» национализм...
Украинские каналы последовательно представляли возможность высказаться как украинской, так и российской стороне. А канал «1+1» — даже явно делая крен в пользу «Газпрома». Другие же демонстрировали не столько объективность, сколько объективизм, что выражалось в постоянном отстранении от своей страны, ее нужд, бед и проблем. Они демонстрировали «равноудаленность» от Украины и России, чем грешил даже «5-й канал». В этом контексте хочется напомнить, что в период Фолклендской войны между Британией и Аргентиной корпорации ВВС было сделано замечание, когда журналист этой телерадиокомпании позволил себе выразиться так: «Британские войска сдержали натиск противника», — ему тактично напомнили, что в такой ситуации следует говорить «наши войска»...
Часто ли в эфире телеканалов Украины, радиостанций, на страницах газет встречается это выражение — «наше»: наша страна, наша армия, наше государство? Так что, если российские СМИ демонстрировали тотальную заангажированность и необъективность, украинские в свою очередь показали отстраненность, невовлеченность в дела своей страны. Разумеется, речь идет, скорее, о тенденции, чем о манифестации, об общем впечатлении. Но и этого достаточно, чтобы задуматься о том, какие процессы идут в украинской телевизионной сфере. Некоторые телеканалы Украины, кажется, еще не выбрали себе страну... Но это тема для отдельного рассмотрения. Украинское телепространство на фоне российского — другая крайность, и еще далеко не норма.