Известный украинский журналист, политический обозреватель, автор и ведущий политической программы «Прямым текстом» и хард-ток-шоу Drozdov на телеканале ZIK Остап Дроздов написал дебютную книгу «№1. Роман-вибух». Ожидается, что книга выйдет в «Видавництві Анетти Антоненко» уже накануне Львовского форума издателей. Предварительная продажа романа уже стартовал на сайте издательства. «День» расспросил Остапа, что вдохновило его на написание книги, в чем сюжетная особенность и, наконец, почему украинцы должны ее прочесть.
«У журналистов есть профессиональная болезнь — они слепо считают, будто кому-то интересна их публицистика. В моем архиве за последние 15 лет собралось текстов, блогов и эссе где-то на пять книг, но меня не интересует их издание. Я не считаю достойным для себя просто собрать в одну книгу свои уже опубликованные блоги, издать их и утешить свое самолюбие. Поэтому моя дебютная книга станет в некотором роде сенсацией для тех людей, которые знают меня как журналиста. Теперь им придется увидеть во мне писателя, — рассказал «Дню» Остап Дроздов. — Полная обложка звучит так: «№1. Роман-вибух». Когда мой издатель Анетта Антоненко прочла текст, то первым ее вопросом было: «Вы не боитесь раскрываться аж настолько?» Писать нужно либо искренне, либо не писать вообще. На какую аудиторию ориентировались? На вдумчивую. На ту, которая любит вкусные, харизматичные тексты. Я третий год являюсь членом жюри на литературном конкурсе, и должен сказать, что графоманство бьет фонтаном у нас. Очень много слабых, конъюнктурных текстов, бездарных. Я претендую на качественного читателя, который видит глубокую коннотацию во всем, что читает. Моя аудитория — это люди, которые любят не просто читать, а обогащаться чтением, втягиваться в чтение. Они будут очень удивлены увидеть меня в неожиданном амплуа.
Мой «№1» — это исповедь нескольких поколений, объединенных сквозной идеей — отстоять свою идентичность. От одного из критиков я услышал, что это семейная драматичная сага. Там есть сразу несколько биографий на фоне разных эпох, все это прошито автобиографичностью, где моя откровенность как автора иногда граничит с публичным обнажением. Для меня это тоже своего рода вызов».
Фабулу раскрывать не буду. Скажу лишь, что все сюжетные линии тесно переплетены и разгоняют друг друга. Многие ожидали бы от меня политически ориентированного текста — но я сознательно отложил это до своего следующего, второго романа, половина которого уже написана. В романе «№1» меня не интересует народ—нация—государство, вся эта идентичность всегда является вторичной. Меня интересует человек, его судьба, его страх, его нонконформизм. Дух бунтарства, движение против мейнстрима, борьба за себя — это моя тема.
— Автобиографична ли книга?
— Очень. Я сознательно пошел на такое значительное присутствие самого себя в романе. Я рискую этим. Потому что любая книга, дневник или другая публичная писанина — это душевный эксгибиционизм. Вот отрывочек из романа: «Это возможность молча сказать то, что может быть использовано против тебя, и будет использовано. Ты словно собственноручно вручаешь кому-то оружие против себя. Каждая исповедь — это действие против себя. Послевкусием каждой исповеди является не очищение, нет, не очищение. А беспощадность. Беспощадность к себе. Выворачивание всего сокровенного, а прежде всего — собственных страхов и просчетов. Каждая исповедь (если она искренна) выпускает наружу всех твоих подкожных демонов, с копытами, рогами, хвостами, багровыми зрачками, клыкастой пастью. И эти материализованные испарения твоего дна будут дышать в твой затылок, и ты будешь бояться оглянуться во тьму сзади себя, и твоя тень будет расчетвертовываться даже в вакууме. Не каждый к этому готов. А я этим бредил».
— Почему украинцы должны прочесть «№1»?
— Если верить авторитетному рецензенту Игорю Бондарь-Терещенко, разве можно пропустить главное литературное событие года? Глупого я не напишу, а тем более не посоветую. Мне важно оправдать позиционирование роману «№1» как роман-взрыв. Мне кажется, что украинцам нужно начинать смотреть и на историю, и на свою современную страну лишь сквозь призму персональной судьбы. Мы очень советские, когда выкрикиваем: «Герои не умирают!». В романе есть разные сюжетные линии в диапазоне от довоенного Львова до событий АТО. Я на дух не переношу ура-патриотический нарратив, поэтому каждое слово, сходящее со страниц книги, является свежей рефлексией, иногда парадоксальной. Я рассчитываю, что читатель оценит именно это.