Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как понять причины «медиасотрясений»?

Павел КУЖЕЕВ: «Пока кто-то в кабинетах продуцирует информационный шум, наш канал максимально насыщает эфир актуальной информацией об Украине и ее роли в глобальных процессах»
16 декабря, 2016 - 13:56
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕЛЕКАНАЛА 112

Рожденный во время Революции Достоинства, новый канал «112 Украина» очень быстро вышел на уровень общенационального. А его рейтинги — начали демонстрировать лидирующие позиции среди информационных вещателей. Однако достаточно оснащенный технически и в кадровом плане канал каждый раз оказывается в эпицентре информационного внимания. «День» расспросил главного редактора телевизионного канала «112 Украина», известного ведущего Павла КУЖЕЕВА о главных достижениях и просчетах молодого вещателя, конкуренции между информационным ТВ и особенностях работы журналистов в условиях «гибридной войны» РФ против Украины.

Канал «112 Украина» недавно отметил третью годовщину своего существования. Рейтинги свидетельствуют о том, что вы не просто нашли своего зрителя, но и очень быстро стали одним из самых популярных информационных вещателей в стране. Однако, очевидно, были и определенные «провалы» в работе, ведь, как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Что бы вы лично назвали главным достижением и главным уроком «112 Украина» за эти годы?

— Выбирая дату премьерного выхода в эфир, мы искали какое-то значимое событие в историческом календаре, прорабатывали анонсы будущих информационных поводов. И так случилось, что на один день — 28 ноября 2013 года — выпали все наши желания! Вильнюсский саммит Восточного партнерства стал не только поводом для запуска телеканала, но и навсегда изменил Украину и наши предыдущие наработки телеформата.

— Тогда об этом никто еще не догадывался, и мы искренне радовались своим первым эксклюзивным кадрам: приезд во Дворец правителей Великого княжества Литовского президента Януковича. Что произошло дальше — страна и мир видели благодаря и нашим круглосуточным трансляциям.

К физической нагрузке на бессонный коллектив в те дни добавилось и невероятное психологическое давление.

Вспоминаю, ведем трансляцию с Крещатика, а там кто-то кого-то куда-то ведет, припечатывая пинками. После этого переключаемся на локацию в Мариинском парке. Там толпятся спортивные парни, топчутся вокруг пустых бутылок люди с лозунгами и символикой.

Казалось бы, просто показываем жизнь какой она есть. Но и там, и там нашим корреспондентам обещали оторвать ноги, если вдруг еще раз встретят. (Чтобы не снимали прямо в эфир.)

Мы и это пережили и одними из первых приучили страну к стримам задолго до моды на прямые трансляции в соцсетях.

Тогда же через соцсети велись кампании индивидуальной травли работников «112 Украина». Угрожали убийством, побоями... Кто-то не выдерживал и увольнялся, беспокоясь о своих детях, семье. Регулярные эвакуации с рабочих мест по причине «заминирования» мы уже воспринимали как незапланированный «перекур». Такая тогда была политическая погода...

Тем временем лидеры оппозиции регулярно ходили к Януковичу. В аэропортах садились одинокие самолеты с европейскими политиками на борту. Набирали высоту чартеры со здешними VIPами.

Обо всем этом мы сообщали в прямом эфире, устраивая вечерние диспут-студии при участии всех имеющих отношение к событиям на киевском Майдане и Майданах остальных городов. К сожалению, эти разговоры сводились к нулю — никто в том коллапсе не мог дать совет себе и остальным, никто не знал, каким будет завтрашний день.

Шаг за шагом мы вдохновлялись осознанием своей миссии: информировать без купюр, предоставлять слово каждому... Так работаем и в настоящий момент.

Прошло время. И те, кто во время Евромайдана-революции Достоинства, были настроены против «112 Украина», сейчас охотно дают нам интервью и даже обижаются, если их пару недель не приглашают к эфирному слову.

После увековечения Небесной Сотни и самого экспорта Януковича я нашел ответ на вопрос коллег: «Паша, это когда-то закончится?». — «Уже никогда...»

История становления и развития «112 Украина» — это и, без преувеличения, — поминутная летопись событий в стране за последние три года.

Сегодня конкуренция между информационными каналами растет. В Украине их около 10. Эта конкуренция идет на пользу?

— Появление «112 Украина» в телеинформационном пространстве Украины означала, что все в телевизоре уже никогда не будет таким, как раньше.

Мы задали темп. Мы — трендсеттеры. Мы уникальны своим почерком, голосом, лицом. Во время заппинга (переключая каналы), на нашем канале останавливаются дольше остальных. И остаются.

А целесообразность существования такого количества информационных телеканалов на рынке определится уже через два, ну, максимум три года. На их судьбу повлияет прогресс, зритель и политический успех владельцев.

Путин на днях утвердил доктрину информационной безопасности. Чувствуете ли вы, как профессиональный журналист, известный ведущий и редактор на ТВ готовность Украины утвердить доктрину информационного наступления?

— Дежавю. Даже поверхностный обзор этой путинской доктрины переадресовывает меня к контенту уже существующих документов государства Украина.

Совет безопасности Российской Федерации пишет почти теми же словами, что и украинский Закон «Об основах национальной безопасности». Это и «усиление негативного внешнего влияния на отечественное инфопространство», и «угроза размывания культурных и духовных ценностей, национальной идентичности».

Также еще десять лет тому назад в украинских документах был прописан алярм относительно информационно-компьютерных систем, нехватки финансирования программ информатизации и тому подобное. Как будто под копирку все или почти все, о чем говорили последние десять-пятнадцать лет специалисты в отрасли обороны и безопасности Украины, объявил Путин в своей свежей доктрине.

Но о каком информационном наступлении вы спрашиваете, когда в ведущих мировых изданиях не было и нет регулярных публикаций проукраинского содержания?

Где наше информационное лобби? Где интервью в «Тайм» или «Вашингтон пост», или «Файненшл таймс», «Нью-Йорк Таймс», «Атлантике» украинских министров? Молчу даже о гипотетическом участии украинских власть имущих в теле— и радиопередачах зарубежных СМИ...

За 25 исторических лет упоминания об Украине в мировых медиа это: Чернобыльская катастрофа, распад СССР, арест Лазаренко, журналист, Площадь, футболист, боксер, Евро-2012, Майдан, Крым-аннексия, Донбасс-война, оффшоры, коррупция, демографический кризис...

Но мы и сами мало о себе знаем. Вот, недавно едва разместили телебашню на Карачуне. А сколько этому предшествовало скандалов с саботажем на грани государственной измены в концерне РРТ?

«112 Украина» через спутник, интернет смотрят обитатели оккупированных территорий Донбасса, аннексированного Крыма. Более того, мы открыли постоянно действующий корреспондентский пункт в Брюсселе.

Пока кто-то в кабинетах продуцирует информационный шум, наш канал максимально насыщает эфир актуальной информацией об Украине и ее роли в глобальных процессах.

О каких идеологических диверсиях, сети иноязычных агентов влияния, культурологической инвазии, работе с неформальными организациями может идти речь, когда среди наших политиков и чиновников понимание информационной безопасности часто заключается в разве что пин-коде в банкомате, пароле на мобилке или запрете заходить в правительственные учреждения со всяческими гаджетами?

На базе каких расчетов и моделирования определяют объем бюджетирования информационной безопасности государства? Что, в конечном итоге, получает общество в обмен на инвестиции в виде налогов?

Власть как была подотчетна сама себе, так и в дальнейшем сама для себя определяет объемы, лимиты и преференции.

Нас добьет кадровая некомпетентность, тотальный страх принимать решения и нести ответственность. Немногие способны подняться над проблемой и постичь ее масштабы сверху, в комплексе. Не потому ли наша информационная баржа блуждает в кильватерах российской пропаганды?

Вижу, что многим так и хочется по-кремлевски закрутить гайки цензуры под лозунгами наведения порядка и дисциплины в информационном пространстве в качестве залога безопасности. Вот только ростки гражданского общества мешают.

Медиа в условиях гибридной войны: преступный пацифизм или гражданская позиция? Стоит ли, по вашему мнению, развивать тему толерантного отношения и мирной дискуссии с террористами?

— Я тоже обратил внимание на этот оксиморон президента: «преступный пацифизм». Но в контексте вашего вопроса о медиа в гибридной войне достаточно ли нам четких формулировок? Не говорим ли мы на разных языках, когда речь идет о гибридных войнах? Поэтому пока не упорядочим глоссарий, будем топтаться на месте, выдумывая каждый свой эсперанто.

Завершается 2016 год — время для подведения традиционных итогов. Что, по вашему мнению, стало главным событием информационного года? Изменилась ли в целом повестка дня украинских медиа?

— Телеканалу «112 Украина» не стыдно за сделанное на протяжении 2016 года. Доказательством этого является наше первенство среди информационных вещателей страны и присутствие в ТОП-10 общенациональных телеканалов.

А главным информационным событием пусть станет накрытие Аркой четвертого энергоблока ЧАЭС! Относительно повестки дня украинских медиа, то было бы классно, если бы в следующем году мы попробовали понять причины и следствия наших ежедневных сотрясений. Чтобы остановили этот гопак на граблях.

И чтобы не было у нас потом тяжелого «послезавтра» с последствиями, как в том печальном анекдоте: «Пусть следующий, 17-й, год будет лучше этого, 16-й» — говорили тост украинцы сто лет тому назад»... Ну, вы поняли о чем речь. Спасибо за то, что рискуете знать больше вместе с нами!

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ