На этой неделе законопроект №4303 относительно ограничения медиа-контента страны-агрессора поставлен на повестку дня текущей сессии украинского парламента. Инициатором законопроекта является антиоккупационное объединение «Наступ», автором которого выступил народный депутат Николай Княжицкий. Интересно, что еще до рассмотрения проекта закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения использования медийной продукции государства-агрессора» он обрел достаточно большую огласку в медиа и блогосфере, ведь предусматривает запрещение гастролей тем артистам, связанных с агрессором, которые не предоставили письменное заявление об осуждении политики Кремля и войны против Украины. Предусматривается, что члены творческих коллективов, персонал театров, отдельные артисты, которые являются резидентами РФ, не смогут принимать участие в выступлениях на территории Украины без этого письменного заявления. Только после этого труппа получает свидетельство о проведении гастрольного мероприятия. Также проект предусматривает изменение «правил игры» для российских телеканалов, которые продолжают вещание в Украине.
«Латентная пропаганда враждебных для Украины идей и дальше продолжает звучать в теле- и радиоэфирах, на концертных площадках и театральных сценах из уст лиц-резидентов государства-агрессора, чем создает угрозу информационной безопасности, — идет речь в объяснительной записке к проекту закона. — Очевидно, что лица, которые активно поддерживают оккупацию территории Украины и политику Российской Федерации относительно Украины, не должны получать доходы в Украине, налоги из которых идут на финансирование вооруженной агрессии против Украины. Безразличие государства к такому факту только способствует враждебной пропаганде и провалу Украины в информационной войне».
— Мне бы хотелось быть оптимистично настроенным относительно судьбы этого законопроекта, — комментирует «Дню» Николай Княжицкий. — Хотя я понимаю, какое количество людей в парламентском зале до сих пор воспринимает Украину как территорию, а не как страну. Когда об этом задумываешься, погружаешься в пессимистические мысли. Хотелось бы верить, что патриотов у нас больше. Действенными ли будут предложенные мной инструменты? Я человек либеральных взглядов и сам выступаю против любых ограничений в мирной ситуации. Но, когда у нас фактически война с Россией, с агрессором, который дальше продолжает политику колонизации нашей культуры, нужны решительные действия. Мы пытаемся прописать механизмы того, как это можно остановить. Когда мы говорим о гастрольной деятельности, то российским исполнителям нужно будет получать лицензию на свою деятельность. И одним из условий получения лицензии является обязательство людей, которые приезжают сюда, признавать территориальную целостность нашего государства. Если мы говорим о телевизионных каналах страны-агрессора, то, к сожалению, до сих пор имеем их сигналы в Украине. Хотя некоторые каналы запрещены, но немало вещателей РФ присутствуют в наших кабельных сетях. Законопроект предусматривает их лицензирование. И руководитель такого СМИ также должен гарантировать, что его медиа и он сам уважают территориальную целостность нашей страны. Эти аспекты смогут ограничить присутствие российской пропаганды в украинском телеэфире в условиях войны. С другой стороны, тех людей, кто готов публично поддерживать территориальную целостность Украины, это поощрит к более активной работе. Нужно откровенно говорить, что против активной информационной пропаганды страны-агрессора мы сегодня почти беззащитны. Наши медиа должны быть более наступательные, открытые. Украинская культура, невзирая на временные запрещения, может развиваться. Взять, к примеру, развитие телесериального производства. После запрещения российских сериалов, которые популяризировали силовые ведомства России, в нашей стране значительно увеличилось производство сериалов. Если бы страна поддержала и этот процесс, результат был бы еще лучшим. Это касается и театральной, книгоиздательской, телевизионной сфер деятельности.
По словам Николая Княжицкого, на следующей неделе не будет пленарного заседания, однако уже в июне он будет настаивать на рассмотрении законопроекта.