После т.н. первого Майдана Кремль понял, что потерпел в Украине поражение. Ведущие российские политтехнологи — вместе со спецслужбами — получили задание: вернуть влияние на украинскую власть, а точнее — вернуть власть в Киеве под контроль Москвы.
Были разработаны, утверждены, профинансированы и начаты множество специальных операций. Одним из направлений работы российских специалистов в политико-гуманитарной сфере стало объединение и мобилизация людей вокруг общей мифологемы о победе над фашизмом.
Но под понятие «фашистского врага», от которого нужно было защищаться, по замыслу, должны были попасть не только гитлеровская Германия и ее сателлиты, которых победили объединенные силы СССР и союзников, и не только и не столько классические современные неонацисты. К стану фашистов прежде всего причислялись все национально ориентированные, антисоветские и антироссийские движения и отдельные активисты в Украине.
Технологически все происходило следующим образом: современная Россия «привязывалась» к победе СССР в 1945 году, а идеологически «чужие» России «элементы» — к «фашистскому врагу». То есть максимальное упрощение, которое, как знают все эксперты по коммуникациям, является «приемом, который работает»: ты или за Россию и за Путина — или ты фашист.
«Знаменем» «украинского фашизма», по политтехнологическому замыслу Кремля, был избран Бандера: его «фашистский имидж» был создан и разрекламирован еще в конце 1940-х тогдашними специалистами по советской пропаганде, и в середине 2000-х оставалось лишь реанимировать и рекламировать уже знакомые образы, а это всегда легче и быстрее. «Лепить» проводника «современного украинского фашизма» из тогдашнего проукраинского Ющенко пытались (вспомним биллборды во время президентских выборов в Донецке), но отбросили эту идею как менее эффективную. Потом стороны вообще достигли взаимопонимания, но это другая история.
Можно еще долго описывать все идеологические принципы и технологические приемы продвижения «российского антифашизма» и «украинского фашизма», но на этот раз сосредоточимся на коммуникационной составляющей этого явления.
Визуальной составляющей бренда и стиля «антифашизма» была избрана «георгиевская лента».
Идея с полосатыми лентами была скопирована с помаранчевых лент и других отличий, которые во времена первого Майдана стали свидетельством принадлежности человека к сторонникам одной общей идеи.
Зеркальное отражение этого майдановского символа, георгиевские ленты, должны были сыграть аналогичную функцию — конечно, с другим наполнением.
Коричнево-черные полоски побуждали людей непременно «избрать свою сторону», публично заявить о своих взглядах, активно участвовать в распространении поддержанной ими идеологии. Опыт грамотного вирусного маркетинга, который на первом Майдане возник как спонтанный и волонтерский, был использован кремлевскими политтехнологами для манипулятивного управления массами. Они хотели полностью скопировать опыт «помаранчевых», даже включили (весной 2005 года) в перечень инициаторов акции «Георгиевская лента» молодежную общественную организацию «Студенческое общество» (копируя «Пору»). Но на первой же стадии проекта его поддержало информационное агентство РИА «Новости», которое входит в состав ведущей государственной пропагандистской структуры «Россия сегодня». (Снова уместно вспомнить о фантомном существовании в России настоящей журналистики.) Сейчас даже в «Википедии» написано, что с 2005 года акция «Георгиевская лента» «стала традиционной и проводится ежегодно на средства предприятий и государственного бюджета».
«Я помню! Я горжусь!», «Спасибо деду за Победу!», что является официальными лозунгами акции с самого начала, «Можем повторить» — лозунг, который появился недавно, — все они являются общими мифологемами для всего комплекса работ по промыванию мозгов на почве раздувания истерии псевдоантифашизма. Например, акции «Бессмертый полк», которая была основана в 2007 году и приобрела нынешний «мировой масштаб» в 2015 году.
Вся остальная деятельность в рамках проекта продвижения России как единого потомка «страны-победителя» фашизма в Великой Отечественной войне (именно так, а не во Второй мировой) и России в качестве олицетворения современного антифашизма, тоже осуществляется в идеологических рамках «георгиевской ленты» и «бессмертного полка». Это, прежде всего, — исторические исследования, а также кинопроизводство, книгоиздание, эстрада и, конечно, средства массовой информации.
Пропаганда «российского современного антифашизма» является не нечем иным, как трансляцией и продвижением в общественном мнении сугубо советской версии Второй мировой войны и использованием советских исторических мифов для решения прикладных задач современной политики Кремля.
Ведущие из этих задач: мобилизация населения внутри России и за ее пределами на борьбу с «фашизмом». Олицетворением «фашизма», за советским клише времен борьбы с УПА, в Украине выступают все украинские национальные идеи, а олицетворением фашистов — «украинские патриоты».
В Украине успешно работает телеканал, который является важным винтиком российской пропагандистской машины. Да, это «Интер».
Если вы просматривали эфир этого канала накануне и в День Победы, то имели возможность убедиться: «Интер» добросовестно отрабатывает кремлевские тезисы.
Если вы проигнорировали просмотр передач, которые созданы по современным российским или по старым советским темниками, то вот вам несколько цитат с сайта «Интера»:
«72 года назад завершилась самая кровопролитная и жестокая война в истории — война, которая для нас была и остается Великий Отечественной».
«В течение нескольких лет команда «Интера» делает все возможное для сохранения памяти о Великой Отечественной войне».
«Зрители... увидят эксклюзивные сюжеты и специальные репортажи из европейских столиц, освобожденных Советской армией».
Еще канал показал своим поклонникам российский сериал «Сильнее огня» — «самый масштабный фильм о Великой Отечественной войне за последние 20 лет», как рекламировали его в 2007 году.
То есть в эфире «Интера» господствует Великая Отечественная война и СССР. Этакий провал во времени почти на три-четыре десятка лет, вплоть до времен «Малой земли» Брежнева, которую политработники должны были обязательно доводить до личного состава Советской армии...
Есть и более свежие технологические приемы: в рамках акции «Бессмертный полк» «Интер» делает проект «Наш полк». Почти все, как заказывали в Кремле.
Остается лишь констатировать, что деятельность телеканала «Интер», как и всех остальных СМИ и политических сил, которые продвигают российские пропагандистские разработки в Украине, не является свидетельством господства в государстве свободы мнений и слова, не является признаком толерантности украинской нации. Это — доказательство успеха гибридной агрессии России против Украины. И события 9 мая в Днипре лишь подтверждают это жуткое предположение.