Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как разблокировать ТВ для талантов

23 февраля, 2007 - 00:00
«ТЕЛЕВИДЕНИЕ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ РЕКЛАМОНОСИТЕЛЕМ. ИСПОЛНИТЕЛЬ, КАК БЫ ДОСАДНО НИ БЫЛО ЭТО ПРИЗНАВАТЬ, — ТАКОЙ ЖЕ ТОВАР» / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День» ИСПОЛНИТЕЛИ НЕ БРЕЗГУЮТ ЛЮБЫМИ ПОВОДАМИ ПОЯВИТЬСЯ НА ТВ — БУДЬ ТО ТАНЦЫ, ПЕСНИ ИЛИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО. НАТАЛЬЯ МОГИЛЕВСКАЯ — ОДНОЗНАЧНЫЙ ЛИДЕР СРЕДИ НИХ ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕЛЕКАНАЛА «Iнтер»

В отличие от стран Европы и США, появление исполнителя на телевидении в Украине становится обязательным условием для его популяризации независимо от качества самой музыки. Большинство разговоров о современных исполнителях на уровне среднестатистического слушателя сводятся к оценкам, скажем так, весьма отдаленным от музыкальных. Сами же исполнители, как правило, демонстрируют какие угодно таланты, кроме певческих. Это не попытка дискредитации кого-то или чего-то. Просто возникает логический вопрос: к чему во всем этом музыка, и где искать эстетическую и творческую ценность в песенной культуре, построенной на рифмах из серии «любил-забыл» или «любовь-кровь»? В то же время есть и вполне логический ответ: это, уважаемые, шоу-бизнес. Музыка и искусство здесь и в самом деле ни при чем, зато телевидение всегда очень кстати — в качестве, так сказать, лобби. С вопросами о роли, стоимости и уместности «раскрутки» на телевидении современных исполнителей «День» обратился к украинским продюсерам, исполнителям и музыкальным критикам.

Тарас ГРЫМАЛЮК , креативный директор творческого агентства «Арт Велес»:

— Думаю, что ТВ сегодня является важным и даже необходимым для «раскрутки» именно начинающего исполнителя. Дорога к своему слушателю может пролегать и через концерты, но это достаточно длинный и нелегкий путь. Его часто выбирают группы, исполняющие «непопсовую» музыку. Радио-«раскрутка» подходит только для тех, кто абсолютно в формате легкой развлекательной музыки, ведь, как известно, наши ФМ неформат не берут. Создание определенного образа в прессе может подогреть интерес к исполнителю даже еще до того, как слушатель услышит его музыку, разнообразные PR-акции и скандалы также приносят пользу... Начинают играть определенную роль и интернет-ресурсы, где можно скачать музыку нового исполнителя, послушать и отправить другу. Однако все же ближайший и наиболее эффективный путь к популярности — через ТВ. Во-первых, тебя сразу видит огромная аудитория, во-вторых, кроме восприятия на слух работает еще и визуальная память, и втретьих, львиная доля аудитории, кроме ТВ, не пользуется другими источниками музыки. «Раскрутка» без ТВ возможна, но для этого должно быть то, что называется хитом. Песня, которая моментально захлестывает души людей и распространяется со скоростью света, может обойтись и без телевизионной «раскрутки». Сколько времени и денег нужно для этого в каждом отдельном случае — это по-разному. Все зависит от качества музыки и от харизмы самого исполнителя. Иногда я вижу проекты, на которые просто сыпят деньги, но знаю точно, что они никогда суперпопулярными не станут. С другой стороны — масса примеров, когда полная бездарность, благодаря нахальной и настойчивой «раскрутке», получает статус звезды. Правда, звезды не музыкальной, а «бумажной», современного медийного типа. Это когда звезда существует в желтой прессе, на обложках, в фоторепортажах с презентаций — вечеринок, но музыку этой «звезды» никто не слушает.

Эдуард КЛИМ , генеральный директор Lavina Music:

— В Украине телевидение во время «раскрутки» имеет первоочередной смысл, потому что именно телевидение в нашей стране в музыкальном бизнесе занимает первое место по своему значению. Что не совсем правильно по сравнению со стандартами Европы и Америки, где основной акцент делается на радио. Но для того, чтобы стать популярным в Украине, артисту необходимо обязательно появляться на телевидении, причем регулярно. Телевидение — это фактически обязательное условие для популяризации, потому что если нет персонализации артиста при помощи телевидения, то есть потребитель не представляет себе, как выглядит та или иная «звезда», то в нашей стране продавать такого артиста фактически невозможно. В течение года в эфире должно быть не менее трех клипов, артист безусловно должен постоянно «светиться» в эфирах телеканалов с перерывом не более чем один—два месяца. «Раскрутка» же «с нуля» может стоить от 250 до 500 тысяч условных единиц.

Юрий ЗЕЛЕНЫЙ , музыкальный обозреватель, критик:

— Телевидение в процессе «раскрутки» играет роль номер один. Самая оптимальная частота появления — это выход клипа один раз в час. Кроме того, есть еще такие программы по выходным дням наподобие «Утренней почты» образца Советского Союза. Исполнители могут, например, появляться на телевидении в качестве ведущих. Это также «раскрутка», но я бы сказал, что это «раскрутка» от нехватки. Я — за искусство в чистом виде, поэтому считаю, что для искусства все эти «раскрутки» делают очень плохую услугу, они не способствую тому, чтобы самые лучшие становились как можно более известными. Кто за что «забашлял»... Сейчас некоторых исполнителей называют не группами, а проектами, более того, процентов 90 всех групп в мире — искусственно созданные. То есть зарабатывание денег — бизнес-проект, который разрабатывается на один сезон, на год. И если бы не было этой искусственной «раскрутки» и поддержки на слуху, то они как исполнители просто не существовали бы. Работали бы кто в шахтах, кто асфальт бы укладывал, кто художником стал бы... И, поскольку у нас на сегодняшний день на первом месте стоят не певческие данные человека — голос, талант от Бога, музыкальная образованность, а харизматичность, то сейчас мы имеем такое понятие, как группа и ее лидер, например, ВВ и Олег Скрипка. Мы говорим «Скрябин» — представляем Кузьму, говорим «Океан Ельзи» — имеем ввиду Вакарчука. Соответственно, когда лидер группы создает свой образ какими-то немузыкальными способами, это играет только на его «раскрутку», в его пользу. А к музыке, к пению это не имеет никакого отношения.

«Раскрутка» попсовых исполнителей без телевидения вряд ли возможна. Но у нас есть целый пласт независимых групп, играющих по большей части рок, и имеющих достаточно стойкий и хороший рынок сбыта. Он охватывает не миллионы, а десятки тысяч сторонников, и все это делается без лишнего шума, даже, скажем так, при минимальной поддержке со стороны радио. Понятно, что это — музыка не массового слушателя. Они пробивают себе дорогу к слушателю, в первую очередь, через живые выступления, через интернет — безотказное оружие молодых исполнителей, то, что мы называем «цыганской почтой». Это более длинный путь, но он более определенный, более твердый. Тому, кто его прошел, не страшно, если он вдруг вынырнет на телевидении, а потом исчезнет. А сам статус «попсни» значит, что это дешевый продукт, лишенный всякого художественного веса и рассчитанный на как можно более широкого покупателя, чтоб сработала пирамида: «С мира по гривне — продюсеру на «Крайслер» или на «Бентли». Что касается финансовой стороны теле-«раскрутки», то на сегодняшний день снять видео стоит от 50 тысяч долларов. Чтобы это видео потом еще нормально «прокрутилось», нужно еще 10—15 тысяч. Следовательно, можем вложиться в 60—100 тысяч для начала. Это украинские расценки, в России, например, все значительно дороже.

Николай БАГРАЕВ , почетный президент международного фестиваля «Таврійські ігри»:

— Понятно, что «раскрутка» — это популяризация исполнителя, реклама. Можно согласиться, что телевидение сегодня является основным рекламоносителем. Исполнитель или носитель с его произведениями, как не печально это сознавать, — такой же товар. Причем, как и в отношении любого товара, чем уникальнее исполнитель, тем больше шансов, что на его рекламу потратится меньше средств. А если исполнитель находится в конкурентной среде, то, соответственно, на его рекламу нужно потратить больше денег. Важно понимать, на чем строится популярность: на песенном материале, или на внешности. Вопрос регулярности — также из теории рекламы, ведь поддержка популярности, а следовательно, и интереса публики, тоже является важной. Большинство считает, что чем чаще появляется потенциальная звезда в эфире — тем лучше. Я не уверен, что это действительно так, ведь таким образом можно надоесть быстрее, нежели заработать какие-то деньги. С другой стороны, есть много исполнителей, которые практически не появляются в эфире, а собирают полные залы и продают много дисков. Важно не раскручивать «ноль» — здесь никакие усилия не помогут. Правда, даже в отношении ярких и талантливых исполнителей также сложно дать стопроцентную гарантию успеха. Но так или иначе, «с нуля» «ненулевой» исполнитель может добраться до второго эшелона популярных исполнителей после инвестирования более миллиона гривен. Складывается эта сумма из стоимости записи альбома (а иногда и из стоимости купленных песен), съемок двух—трех видеоклипов, создания концертного шоу, медиа- кампании. Причем сама медиа- кампания едва ли требует четверть от названной суммы.

Мила КРАВЧУК , главный редактор сайта music.com.ua:

— Конечно, ТВ очень важно для «раскрутки» исполнителя. Как у нас говорят, нет на телевидении — нет нигде. Следовательно, исполнитель «широкого потребления» должен регулярно «светиться» на телевидении, чтобы его запомнили, потом не забыли. Другое дело, что телевидение у нас форматное, то есть не каждый исполнитель может попасть в эфир. В принципе, популяризация без телевидения возможна. «Неформатный» исполнитель только так и может попасть к слушателю — посредством, например, специализированного радио, прессы, интернета. Но даже и для «форматного» начинающего не обязательно тратиться на телевизионный эфир для первой «раскрутки». Скажем, «Крихітка Цахес» стала популярной благодаря проведению концертов по клубам и в интернете. На Западе вообще звездой можно стать исключительно благодаря интернету — как Лили Аллен или Arctic Monkeys. В прошлом году они отличнейшим образом «засветились» на MySpace, у них появилось много поклонников, и шоу- бизнес уже не мог их игнорировать. Вряд ли им пришлось тратиться на прокрутку клипов в теле-эфире — клипы часто заказывались фанами, поэтому и в «ящике» также бывали часто. А популярность пришла благодаря многочисленной интернет-комьюнити. Но у нас еще, к сожалению, интернет не так широко распространен. То есть, если артист хочет достичь наивысшего уровня популярности — ему не обойтись без ТВ, специализированных музыкальных каналов. Он может периодически «светиться» на разнообразных теле-шоу, может вести какую-то программу. Но и много — не всегда хорошо. «Тяжелая ротация» клипа — это, считаю, бессмыслица. У зрителя вызывает негативное отношение постоянное присутствие одного и того же клипа в эфире.

Светлана ЛОБОДА , певица:

— Телевидение имеет первоочередное влияние на деятельность исполнителя, ведь артист 50 процентов своей деятельности строит на визуализации. И общение с аудиторией должно происходить не только через музыку. Многие программы позволяют зрителю проанализировать человеческие качества исполнителя. В этом плане важным является не количество, а качество. Можно заполнить весь эфир собой, но при этом не сделать никакого вклада, не оставить о себе чего-то, что могло бы стать действительно уместным и полезным. Это может быть развлекательный аспект или поучительный, все равно, он просто должен быть, чтобы запомниться зрителю. Только тогда можно быть уверенным, что тебя запомнят. Качество должно быть везде — и в творчестве, и в менеджменте. Тогда ты сам собой доволен. Вкладывание денег в ТВ пока что в нашей стране не отменили. К сожалению, средства необходимы для ротаций своих видео. А уже в зависимости от того, как твои работы восприняла аудитория, тебя и приглашают на бесплатные эфиры. Исполнители не платят за участие в шоу-проектах, но и не получают за это гонорары. Поэтому и невозможно артистам избежать коммерческой деятельности.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

загрузка...