В статье «Генеральная уборка» на ТВ» я обещал читателям рассказать о сюжетах времен Второй мировой войны, которые можно было бы хоть сегодня класть в основу украинских телесериалов и которые не запятнаны телепропагандистами Кремля. Важность создания таких лент заключается прежде всего в том, что «последний советский миф» о самостоятельно выигранной войне с нацистами и о преимуществах сталинского тоталитаризма и над гитлеровской военной машиной, и над «прогнившим Западом» — это то, что лежит в основе путинизма. Все «колорады», стрелковы-гиркины, бесы, моторолы... родом оттуда.Начну с персонажа, о котором уже упоминал в нескольких статьях прошлых лет, но — более подробно. Один из трех генералов армии, которому первым в 1940 году присвоили это звание, — Иосиф Апанасенко — командовал Дальневосточным фронтом в 1941—1943 гг. Фронт этот был развернут против Японии и не воевал, но находился в постоянной готовности отбить весьма возможное нападение гитлеровских союзников. Как вспоминал известный диссидент советских времен, генерал (тогда — подполковник) Петр Григоренко, который служил в штабе этого фронта, с июня 1941-го по июнь 1942 года с Дальнего Востока на советско-германский фронт были переброшены 22 полностью укомплектованные и вооруженные дивизии. Сталин фактически бросил на произвол судьбы этот регион СССР, оставив там из кадровых войск одну дивизию. Отправленные дивизии командующий фронтом самочинно компенсировал формированием новых соединений из призывников старшего возраста (до 55 лет), из молодежи из «неблагонадежных» семей «предателей родины» и из выдернутых из ГУЛАГа зеков (подчинить себе НКВД в регионе — это было неслыханным нахальством, и именно его совершил генерал Апанасенко). Оружие для этих формирований (кроме танков) производили преимущественно на месте. Поэтому когда закончились кадровые дивизии, Сталин начал забирать на фронт и «апанасенковцев». Вообще, к маю 1945 года из Дальнего Востока на Запад были переброшены полностью оснащенные 25 стрелковых, пять танковых, три кавалерийские и одна моторизированная дивизии, 19 отдельных бригад и восемь отдельных полков, в целом почти 350 тысяч личного состава. Именно эти дивизии, бригады и полки, почему-то называемые в советской историографии «сибирскими», стали решающей силой в битве за Москву в ноябре-декабре 1941 года. Именно они (их вторая волна) сыграли весомую роль под Сталинградом. А новые военные соединения сдерживали японцев от нападения на СССР. И как бы не относиться критически к тоталитарному большевистскому строю, но надо признать: решительные действия генерала Апанасенко сократили длительность мировой войны и количество ее жертв. Ведь, скажем, в случае захвата Японией советского Дальнего Востока властные круги этого государства получили бы богатейшие природные ресурсы, которые дали бы ему возможность вести войну на Тихом океане по меньшей мере до 1947 года. Затем Апанасенко погиб во время Курской битвы в 1943 году от «случайного осколка» (мавр сделал свое дело, мавр стал опасным?).
СВОИ ГЕРОИ
Если перенестись с Дальнего Востока на украинские земли, то и здесь были генералы Красной армии, за которых и сегодня не стыдно. Скажем, генерал-лейтенант Василий Герасименко, который стал в марте 1944 году первым и единственным наркомом обороны УССР. Он серьезно отнесся к своим обязанностям и разработал проект создания Красной армии УССР, которая должна была иметь все основные роды войск и виды оружия. Было запланировано создать Генеральный штаб Красной армии УССР, должны были быть назначены украинские командующие пехотой, артиллерией, противовоздушной обороной, авиацией, танковыми силами, кавалерией. В проекте говорилось и о политуправлении Красной армии УССР, своей контрразведке и военной прокуратуре, об особой форме украинских военнослужащих — она была тогда же разработана. На нынешнем Майдане Независимости должно было быть построено здание этого наркомата. Одним словом — шла речь фактически об армии суверенного государства. Но Москва не разрешила реализацию проектов Василия Герасименко. Ему дали санкцию только на создание... роты почетного караула. И по завершении войны героя Сталинграда Герасименко не только отстраняют от должности, но и запрещают упоминать о самом существовании наркомата обороны УССР — вплоть до 1990 года.
Другой генерал-украинец, который достойно воевал и за которого сегодня не стыдно, — танкист Николай Попель. Я писал в статье «Война. Украина. История. Сюжеты для небезразличных телевизионщиков», что его воспоминания — это практически готовый сценарий военного сериала. Ведь первый вражеский танк генерал подбил 25 июня 1941 года, последний — в апреле 1945 года. А еще генерал задолго до Виктора Суворова рассказал, к какой войне в 1941 году готовилась Красная армия: «В апреле 1941 года в Ровно, в штабе армии мы, как говорят штабники, «проигрывали» на картах начало войны. Восходящим пунктом игры была вероятность, что враг не помешает нам отмобилизоваться, сосредоточиться и развернуться для боевых действий. Не предусматривали мы и оборонного варианта пограничных боев, не говоря уже об отходе. Только вперед, только на чужой земле! У нас не было плана взаимодействия с пограничными войсками, плана взрыва мостов, минирования бродов и т. п. У нас не было даже нормальных карт своей территории, только карты района к западу от границы...». Этот фрагмент воспоминаний Попеля после 1968 года был изъят.
«Если мыслить действительно стратегически, то телесериалы «о войне» должны делаться не только для украинцев. И даже не только для «своих» россиян, то есть людей более или менее демократических взглядов (хотя их — несколько миллионов). Можно и нужно приучить тех «нейтралов» и даже «путинистов», которые будут смотреть в России украинские ленты по Интернету, к нашим актерам, режиссерам, стилистике. И к нашему ракурсу виденья Второй мировой войны
Это то, что касается нескольких советских генералов-украинцев, жизненный путь которых был весьма неординарным и которые могли бы стать героями телесериалов. А были же и генералы, которые служили в других армиях. Например, генерал Павел Шандрук. Штабс-капитан армии Российской империи, генерал-хорунжий армии УНР, подполковник армии Речи Посполитой, в 1939 году — командир 29-ой польской бригады, которая героически воевала с нацистами. Год в немецком плену, четыре года — директор кинотеатра в оккупированной Польше, в 1945 году — командующий Украинской национальной армии, основу которой составила дивизия «Галичина». Попал в американский плен, освобожден по требованию главнокомандующего Войска Польского в эмиграции Владислава Андерса. Жил в США, где выпустил ряд трудов по военной истории, был членом НТШ. В 1965 году стал кавалером наивысшей военной награды Польши — ордена Virtuti Militari за героизм во время военных действий в 1939 году.
СЕМЕЙНАЯ ТЕЛЕСАГА С 1939 ПО 1956 ГОДЫ
Но кто сказал, что сериалы надо снимать только о реальных генералах, пусть и с непростыми судьбами? Возможны и вымышленные (но полностью соответствующие реалиям) герои. Скажем, можно «закрутить» телесериал на несколько сезонов. В начале его живут в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск) в конце 1930-х три брата-галичанина. Некая национал-либеральная семья. И все они в силу своих убеждений не любят нацистов и вообще сторонников тоталитарных идеологий. Старший воюет с самого начала — с 1 сентября 1939 года в польской армии; даже в Донбассе охотно будут смотреть, как он стреляет в гитлеровцев, сочувственно будут наблюдать его военные приключения; но тут — 17 сентября. И опять-таки есть вещи, которые даже в Донбассе понятны: когда детям запрещают ходить в церковь, когда их учат доносить на родителей, как Павлик Морозов. Дальше — показать скитания старшего брата в Сибири, куда он попал как «поляк», потому что не хотел предавать боевых друзей (сделаем его сержантом, не офицером, потому что иначе — Катынь, где в действительности среди убитых НКВД офицеров были украинцы...). Есть и сюжетный поворот для их дяди или друга — Франция, 1940 год, польские части или Иностранный легион. Дальше — эвакуация в Британию или побег к воинам де Голля в Африке. А тот, что в Сибири, идет потом как «поляк» в войско генерала Андерса, формуемое на территории СССР, воюет в Италии в 1943—1944 гг. (славная битва за Монте-Кассино) — и так далее. Второй брат мобилизован 23 июня 1941 года в Красную армию — и с ней отступает через всю Украину, раненый попадает в Среднюю Азию, потом — на финский фронт, потом — в Восточную Пруссию. Ну а младший брат становится активным участником националистического подполья, попадает в лапы гестапо, убегает, его товарищей вешают, он идет в лес в УПА. В общем контексте даже «антибандеровский» массовый зритель сочувственно или по меньшей мере нейтрально воспримет и этот поворот сюжета — ну, занесло парня, бывает. Ну а затем — советский плен, ГУЛАГ, расправа в лагерях «ребят из леса» с «социально близким» к вертухаям криминалом (что опять-таки вызовет симпатии практически у всех зрителей), Норильское или Кенгирское восстания. И ХХ партсъезд. Вот такая может получиться семейная телесага с 1939 до 1956 года — понятная не только на Галичине или Киевщине, но и на Одещине, Донбассе и даже в Крыму. Более того, и части российских телезрителей.
КАЧЕСТВЕННЫЕ СЕРИАЛЫ БУДУТ СМОТРЕТЬ И В РОССИИ
С моей точки зрения, возможен и совместный с поляками многосерийный телепроект — где есть трагическое противостояние УПА и АК в 1943—1944 гг., а затем главные герои, украинец и поляк, знакомые с детства, которые стали непримиримыми врагами во времена войны, встречаются в ГУЛАГе, «притираются», а потом активно участвуют в уничтожении уголовников и стукачей и восстании заключенных, где оба погибают, пытаясь спасти друг друга. А в восстании принимают участие еще и литовцы, россияне, чеченцы — эдакий антисталинский боевой интернационал. Могла бы получиться неплохая «оптимистичная трагедия», которую опять-таки охотно будут смотреть во всех регионах Украины и даже за ее пределами.
Иными словами, с одной стороны, это словно и знакомые в известной мере сюжеты из советско-российского кино, с другой — более широкая панорама, много нового, но лейтмотив тот же — борьба с нацизмом. В конце концов, в такой борьбе фальши нет, если она на личностном (а не «особистском») уровне: режим Гитлера был одним из самых ужасных режимов ХХ века. Ну а то, что Гитлера и Сталина стоило повесить на одном столбе, говорят даже некоторые позитивные персонажи современных российских фильмов, поэтому к борьбе с нацизмом закономерно добавляется и вплетается в нее борьба со сталинизмом, с имперской машиной Кремля.
Как по мне, такие сериалы будут смотреть и в России — с помощью Интернета и спутникового телевидения. Тем более если хорошо продумать языковой режим — пусть тот, кто в реальности говорил на русском, и на телеэкране говорит на русском, а если говорят на польском или английском — наложить украиноязычный голосовой перевод и русскоязычные субтитры. Да, официальный российский рынок для украинской продукции «о войне», если она появится, будет закрыт. И сегодня закрыт, и завтра. А послезавтра, когда «русский мир» имени Путина потерпит неминуемую катастрофу?
Иначе говоря, если мыслить действительно стратегически, то телесериалы «о войне» должны делаться не только для украинцев. И даже не только для «своих» россиян, то есть людей более или менее демократических взглядов (хотя их — несколько миллионов). Можно и нужно приучить тех «нейтралов» и даже «путинистов», которые будут смотреть в России украинские ленты по Интернету, к нашим актерам, режиссерам, стилистике. И к нашему ракурсу виденья Второй мировой войны.
Кроме того, надо забрать себе тематические сегменты, которые при режиме Путина не будет использовать российское кино и телевидение или будет использовать их в кастрированном виде. Прежде всего — о власовцах. В России честных фильмов о них не будет — а между тем феномен Власова и Русской освободительной армии (РОА) — это очень и очень неоднозначная вещь. Не случайно в первой половине апреля 1945 года, когда Красная армия уже стояла на Одере и готовилась идти на Берлин, несколько сотен красноармейцев перебежали на немецкую сторону — чтобы, как говорили они, умереть с оружием в руках, воюя против Сталина. А 20 (по другим данным — 40) тысяч «хиви», российские добровольцы Вермахта, которые погибли под Сталинградом? А Локотская республика? Есть и власовско-украинская линия: кубанские казаки, которые воевали в РОА... Их было немало, и постигла их страшная трагедия: вместе с семьями их в 1945 году американцы и британцы выдали Сталину — на гарантированную смерть. Есть даже сценарий соответствующий, одним из авторов которого является Вадим Скуративский, написанный еще в начале 1990-х. Об этом снять некому, кроме украинских художников. И о реальных действиях советской разведки, о ее провалах из-за идиотизма руководства, и о «грачах», они же «черносвиточники», они же «серые пиджаки».
Поэтому надо забрать у российского официоза историю Второй мировой войны и делать кино— и телефильмы не только о сугубо украинских героях, а военное антиимперское кино. С тем, чтобы освободить наше телепространство от путинизма и идеологически наступать на путинский режим на территории самой России, тем самым приближая время, когда этот режим упадет. То есть вести не глухую оборону, а активную, динамичную, с переходом в контрнаступление. Да, это все будет стоить достаточно больших денег и усилий — но Украина, по-настоящему свободная от «последнего мифа», на котором основывается могущество Кремля, стоит того.