Сегодня Закарпатский художественный музей имени Иосифа Бокшая имеет проблемы с помещением, где действующие экспозиции способны вместить лишь 1,5% имеющихся фондов — а это более 11 тысяч единиц — произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства эпохи Возрождения, французского романтизма, итальянского классицизма, раннего нидерландского реализма... Руководство музея заявляет о проблеме, местные медиа по мере своих сил ее озвучивают, а вот центральные телеканалы — упорно молчат. Культурное достояние национального значения не находит должной информационной поддержки в Киеве. Это один из примеров «информационной разорванности» столицы и регионов. Другая проблема — слишком большая зависимость столичных журналистов от политик редакций, а самых известных звезд — от политических влияний.
«Живые силы» журналистики часто можно найти в регионах. Совпадают ли общегосударственные и региональные темы, освещаемые в медиа? Насколько целостна информационная картина нашей страны? Мнения авторитетных в регионах, а главное — принципиальных в убеждениях медийщиков особенно актуально звучат накануне профессионального праздника — Дня журналистики.
«ДАВАТЬ ПЛОЩАДКУ ТЕМ, КТО НИКОГДА НЕ ПРОБЬЕТСЯ БЕЗ ДЕНЕГ»
Сергей НИКИТЕНКО, ведущий программы «Требуйте правды», канал «Твій плюс», Херсон:
— Беда местных медиа даже не в том, что они не имеют технической возможности состязаться с Киевом, а в том, какие темы заведено освещать. Спектр информации, которую вы можете получить из местных СМИ, небольшой. Обычно это репортажи с местных аполитических событий, опубликованные пресс-релизы или сюжеты из официальных пресс-туров и довольно большая часть — политическая и коммерческая джинса. Поэтому трудно сказать, что интересного пропускает Киев. Думаю, что ничего. Прорывом на этом фоне выглядят сюжеты о культурных событиях, однако они настолько одиночные, что не меняют общую картину убогого информационного пространства. Ситуация ухудшилась в связи с боевыми действиями на востоке Украины. Редакции центральных телеканалов и другие СМИ требовали от своих корреспондентов больше сюжетов о том, как волонтеры варят борщ, а дети в школах плетут сетки. Поэтому какие-то важные местные новости о мирной жизни вообще исчезли из общего информационного пространства. Что нужно было бы с этим делать Киеву? Ответ очень простой. Писать не о событиях, а о людях. Давать площадку тем, кто никогда не пробьется на местном уровне из-за скрытой рекламы автосалонов, кредитных союзов и политиков, у которых нет харизмы, но есть много денег, чтобы покупать эфиры. Странно, но, например, почему-то киевские СМИ не интересуются приватизацией прибыльного государственного предприятия Херсонский морской торговый порт. Наши СМИ об этом тоже неохотно пишут — среди выпускников местного журфака и примкнувших к ним блоггеров ни у кого не хватает экспертных знаний, чтобы сделать серьезный материал на эту тему. А я точно знаю, что есть люди, которые могут профессионально объяснить, что происходит.
Что касается Дня журналистики, то он ничем не отличается от, например, дня банкира или медика. И в этом нет ничего плохого — пусть бы журналисты собирались в компании коллег, выпивали, веселились и праздновали так, как это заведено у людей других профессий. А вот что стоит оставить в прошлом, так это традицию государственных премий, званий и надбавок, корзины с алкоголем и шпротами от местных властей и прочие похвальные листы. Когда вижу эти стандартные «обращения» чиновников о четвертой власти и ее силе, которые из года в год их секретарши друг у друга списывают, становится стыдно за то положение, в котором оказалась наша журналистика. Конечно, премия или презент в конверте — это определенный соблазн для журналиста, который часто получает небольшую зарплату, но пусть такие получатели подарков от властей и бизнеса не удивляются потом неуважительному отношению к себе.
«ГОД ВОЙНЫ ПОКАЗАЛ ОТСУТСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ ВО ВСЕХ СФЕРАХ, В ЖУРНАЛИСТИКЕ — В ТОМ ЧИСЛЕ»
Татьяна ВАШАРГЕЛИ, автор и ведущая программы «Частная беседа» на телеканале «Тиса-1», Ужгород:
— По определению многих специалистов: историков, политологов — регионы страны представлены в общеукраинском пространстве набором штампов. В значительной степени в этом виноваты собкоры. К примеру, в 1990-е годы в образе Закарпатья определяющей была «рэкетская» составляющая. Закарпатье ассоциировалось в целом с бандитским регионом. Сейчас этот аспект сменился фестивально-развлекательным. А вот заинтересованность столичных изданий проблематикой региона могла бы показать, что окраина страны находится под пристальным наблюдением столицы и властей в целом. Снова пример — Солотвино. Годами Закарпатье борется с проблемой карстовых пропастей и закрытием аллергологической больницы. Создается впечатление, что борется в одиночку... Еще один пример: закарпатская полиэтническая толерантность — штамп. Однако журналисты с готовностью хватаются за незнание украинского языка в венгерских селах, радикальные высказывания представителей этнических меньшинств. Глубокого же изучения исторических предпосылок, как и показа позитивного опыта сосуществования общин с разными культурными особенностями, поликонфессионного взаимопонимания — нет. Собственно, учитывая события последнего года, поиск общей платформы для жизни крайне необходим. Возьмем последний пример — территориальную реформу. Идея названия для представителя сельской громады в исполнительной власти объединенной территориальной громады — староста. Это слово несвойственно для Закарпатья. Понятно, как его ни назови... Но именно эти не особо значимые в масштабе страны случаи формируют на местах и отношение к власти, и чувство своей непричастности к происходящему в стране. К сожалению...
По поводу Дня журналиста. Не думаю, что термин «праздновать» корректен в сегодняшних украинских реалиях. Предлагаю остановиться на определении «отмечать». Отмечать — да. Я не согласна с тем, что всю ответственность за проблемы, существующие в отечественном социуме и политикуме, следует «навесить» на журналистов. Большинство из них, особенно региональных, честно и самоотверженно делают свое дело: как умеют, как знают, как могут. Соглашусь: этическая составляющая в журналистском труде, как и моральная, общественно значимая — невероятно важны. Но журналист — это не только призвание, но и профессия. И журналисты периферии (не по содержанию, а по географии) до сих пор вынуждены выживать. Бедность быта порождает скудность мыслей. В обществе же, к сожалению, все меньше запроса на тексты, требующие анализа и размышлений. Общество нуждается в информационном фаст-фуде, готовом к употреблению, без «пережевывания».
День журналиста — повод проанализировать медиапространство, общаться, учиться, в конце концов.
Год войны показал отсутствие профессионалов во всех сферах, в журналистике — в том числе. Отсутствие менеджмента, плохое качество журналистского образования. Заигрывание с демократическими ценностями (а не исповедование, воспитание и соблюдение их) лишило журналистику важной идеологической функции. Если советская школа журналистики четко воспитывала пропагандистов, то сейчас информационный фронт оказался беззащитным. Хотя, думаю, кадры, способные адекватно реагировать на информационные вызовы, еще не ушли в лучший мир полным составом. В состоянии войны государство должно четко контролировать информационный фронт, применяя правила, свойственные политпропаганде. Назовем их патриотическими, государственническими — как угодно. Сейчас же имеем: кто первый, кто скандальнее — тот на коне!
«МЫ ВЫРОСЛИ, СТАЛИ СЕРЬЕЗНЕЕ И... ОСТОРОЖНЕЕ»
Юлия ВАСИЛИНА, ведущая львовского радио «Незалежність»:
— В этом году как-то не до праздников. И не только из-за того, что страна в состоянии хаоса. Все время уходит на размышления: кто мы, куда идем, кому нужны, а кто нужен нам — и все это в контексте того, что полезного дать слушателям в эфир? Нынешний профессиональный праздник скорее воспринимаю как день, когда на журналиста смотрят не только как на лицо с блокнотом, микрофоном или диктофоном, а как на человека, который анализирует гигабайты информации, чтобы сказать лишь несколько стоящих предложений. О пышных празднованиях и речи быть не может. Кто из журналистов в этом году думает лишь о том, как бы помпезнее и веселее отпраздновать, тот точно не понимает ситуацию вокруг. Думаю, было бы полезно и интересно в этот день провести тренинги, встречи, дискуссии с экспертами или... оказаться «на кухне» другой редакции.
За этот год мы научились работать тогда, когда над головой свистят бомбы; мы научились среди простых людей находить еще больше тех, о ком должна знать вся Украина; мы учимся на российскую ложь отвечать аргументировано, а не выдумывать выгодную информацию; но самое главное — мы научились взвешивать каждое слово, которое услышит украинец.
У нас на радио выходил цикл программ о связной Романа Шухевича Ольге Илькив. Женщина — история. Более 10 лет она провела в тюрьмах (Владимирский централ — одна из них). Детей забрали в детдом. Когда за ними пришла женщина в бушлате, то сын и дочка очень стыдились мамы. Пани Оля пишет невероятную поэзию. Одно из стихотворений недавно было положено на музыку. Но она жалуется, что никто из журналистов не хочет выслушать историю ее жизни в деталях. Ее аура — это сила и такая стойкость, что можно лишь позавидовать. Таких людей должна знать Украина, потому что это наша «живая» история.
За последний год — год проведения АТО украинская журналистика изменилась. Мы выросли. Стали серьезнее и осторожнее. Журналисты, побывав на Востоке Украины, переоценивают и свою работу, и жизнь. Но самое приятное, что в таких серых условиях украинские медиа не разучились дарить людям надежду, делая сюжеты о том, что важнее всего: семья, друзья, свободная страна, за которую стоит бороться.
«ОСМЫСЛЕННЫЙ ПРОДУКТ ВСЕГДА НАЙДЕТ СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Евгений ЛОПУШИНСКИЙ, генеральный директор Полтавской ОГТРК «Лтава»:
— Местные СМИ более приближены к конечному потребителю информации, ведь мы находимся на расстоянии «вытянутой руки». Соответственно, к нам идет больше обращений, и мы активнее на них реагируем, в отличие от центральных каналов. Несправедливость в судах, бездеятельность властей, другие региональные проблемы — эти местные темы в центре внимания полтавских медиа. Еще одна деталь — региональное ТВ часто выступает «коммуникатором» между местными властями и жителями края. То есть мы максимально приближены и к властям, и к людям. А вообще я не вижу большой тематической разницы между центральными и местными медиа: и одни, и другие стараются отвечать на запросы общества, если, конечно, такая задача стоит перед руководством СМИ. Наш канал, например, пытается следить за событиями на востоке, мы делаем программы о проблемах в реформах страны. Для нас сегодня, когда идет процесс создания Общественного вещания, как раз важно не потерять эту связь с аудиторией, продолжать быть «площадкой» для строительства гражданского общества «снизу». Сегодня множество артистов, ученых, общественных деятелей — постоянные гости наших эфиров. Конечно, если пойти неправильным путем и оставить вместо ОГТРК корреспондентские пункты с ограниченным количеством времени, то сохранить наши наработки не получится.
Вообще украинской медиаотрасли нужно быть более самокритичной, замечать и анализировать невыполненные «домашние задания» — акцент на историю и культуру. Я постоянно всем говорю, начиная с журналистов и заканчивая менеджментом: работайте над собой. Осмысленный продукт всегда найдет своего потребителя. Если мы станем продуцировать качественный и конкурентоспособной контент, то будет неважно, что за вывеска на нашей компании — государственная, общественная, филиал или что-то другое.
А что касается Дня журналистики, то считаю, что завтра не повод для поздравлений и песнопений, когда традиционно представители отрасли поздравляют друг друга. Для меня эта годовщина — прежде всего возможность вместе с коллегами еще раз оценить положение дел в нашей профессии, сделать выводы и попытаться выйти на новые механизмы и стандарты работы. На информационном поле нам, к сожалению, есть куда расти. Завтрашний день — это также повод поговорить о нехватке квалифицированных кадров на рынке медиа, даже среди выпускников наших профессиональных вузов трудно найти достаточное количество специалистов, готовых выполнять сложные задания. И в этом плане то, что «День», несмотря ни на что, делает Летнюю школу журналистики, — очень правильно, я бы сказал, что это задача стратегической важности.