Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как в Литве делают общественное телевидение

6 апреля, 2007 - 00:00
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ СХОЖИ ВЕЗДЕ, А ВОТ СУТЬ (НА ЛИТОВСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ТВ)

Продолжая тему медийного опыта других стран, эту публикацию «День» посвятил основным принципам работы СМИ в Литве, в частности, деятельности литовского общественного телевидения. Для наиболее объективного освещения аспектов прибалтийской журналистики мы воспользовались впечатлениями студентки, которая в течение двух недель стажировалась на общественном ТВ, на телеканале «Литовское телевидение и радио».

На литовское телевидение Мария КОМИСАРОВА попала благодаря конкурсу мотивационных писем, который был проведен Институтом журналистики Киевского национального университета в рамках проекта ЖОРНА (Журналистское Образование Развитие Навыков). Вместе с еще несколькими победителями конкурса она работала над десятиминутным выпуском программы «Трембита», специально созданной для литовской группы украинской диаспоры.

— В Украине уже не первый год идет речь о создании украинского общественного телевидения? Возможно, нам стоит брать пример с Литвы? Что такое общественное телевидение по-литовски?

— Общественное телевидение в Литве существует с 1990 года. Оно прошло достаточно долгий и сложный путь становления. Украине вряд ли удастся сразу достичь такого уровня. Общественное телевидение Литвы независимое. Но у этой независимости есть определенные рычаги. Во- первых, телеканалы общественного вещания имеют подкрепленное законодательством право размещать рекламу в своем эфире — не более 12-ти минут в течение часа. Это, а также определенное финансирование со стороны государства, позволяет общественным телеканалам выживать в море конкурентов — коммерческих каналов. Кстати, общенациональных каналов в Литве не так уж и много — всего-навсего пять. Хотя для такой небольшой страны это достаточное количество.

Общественное телевидение Литвы — это два канала. Первый — посвященный общественно-политическим темам, второй — культуре, это, в частности, религиозные программы, передачи для детей, отдельный блок программ создается специально для нацменьшинств. Интересно, что если на первом канале реклама официально разрешена, то на втором ее нет вообще. Таким образом «культурный» канал частично финансируется с прибылей от рекламной деятельности первого. По моему мнению, независимость литовского общественного телевидения защищена именно возможностью вести коммерческую деятельность.

— Какой принцип признается приоритетным на литовском общественном телевидении: сухое информирование и пространство для собственных оценок зрителей или все же формирование конкретных позиций, например, государственнических, у реципиента?

— Однозначно, в самой идее литовского общественного телевидения заложена необходимость воспитания аудитории, это его миссия. При этом, вне сомнений, исповедуется журналистика фактов и объективности. Можно это назвать своеобразным миксом. Вообще, литовскому телевидению присуща уникальная прибалтийская модель. Прибалтика накладывает свой отпечаток, хотя можно даже сказать, что литовское телевидение является уникальным даже для Прибалтики. Оно очень отличается от латвийского и эстонского. Просто потому, что там другой менталитет. Владельцы и администрация СМИ всегда ставит перед журналистом определенные требования: качество работы, профессионализм, способность при любых обстоятельствах контролировать ситуацию, если это, например, ток- шоу. Если журналист не подготовлен, и это отражается непосредственно на программе, его вызывает руководство и указывает на существующие проблемы.

Так, ведущие никогда не высказывают собственное мнение по поводу того или иного вопроса. Их долг — проиллюстрировать позиции всех сторон, а зритель уже решает для себя сам, кто прав в этой ситуации, а кто — нет.

— Какие общие отличия в работе украинского и литовского телевидения ты заметила?

— Если наши телекомпании могут не обращать внимания на рейтинги, то литовское телевидение руководствуется именно ими. Если программа теряет позиции, ее просто снимают, а на это место ставят другую. Ежегодно проходит кастинг сценариев программ на следующий сезон. Сезон продолжается с сентября по июнь. Все лето телевидение работает в повторе, транслируя наилучшие проекты, которые были отсняты за предыдущие девять месяцев. Параллельно идет наработка новых материалов. Кстати, и зарплату тележурналистам летом не платят.

— Отличается ли от нашего литовский подход к журналистике, ее принципам, главным основам деятельности журналиста?

— Бесспорно. Литовцы вообще отрицают мнение, что журналист — это четвертая власть. Они утверждают, что журналист стоит вне власти. Он не может быть властью, поскольку в таком случае он теряет функции информирования, объективности... Он просто начинает владычествовать. Это ошибка. Литовские представители масс-медиа уверены, что журналист не просто вне власти, а даже выше власти. Он определенным образом задает направление общественного движения. Например, директор литовского общественного телевидения Шаронас Калинаускас, с которым мы готовили интервью, говорил, что он никогда не согласится на то, чтобы власть что-либо ему диктовала. Если у них на телеканале хочет выступить президент, он должен это время, как минимум, четко согласовать с руководством канала. Если президент скажет: я хочу сегодня выступить пятнадцать минут, а завтра двадцать, просто так этого сделать ему никто не даст. Литовское ТВ работает по жесткой системе. Они начали использовать ее не так давно, а пришли к этому потому, что иначе их работа не будет такой успешной.

Еще одно отличие от наших принципов работы редакций в том, что в нашей стране фактически все делает журналист. Он пишет текст, снимает, начитывает, монтирует. У них финальные кадры очень часто монтирует режиссер, кроме того есть дополнительные рабочие единицы.

— Что бы из литовского опыта общественного телевидения ты бы посоветовала применить в Украине?

— В общем, практика оказалась весьма интересной, поскольку в Украине так уже не работают, наше ТВ значительно динамичнее. Главное — это то, что литовские телеканалы общественного вещания защищают свою независимость. Медиа должны быть независимыми. Причем в Литве защита этой независимости происходит при помощи законов, а не сомнительных влияний и авторитетов.

КСТАТИ

* В 1996 году в Литве был принят первый закон о СМИ. Большинство принципов этого закона переняли из законодательства Скандинавии. Благодаря этому у журналиста появилось много возможностей по сравнению с предыдущим периодом, но параллельно появилась и значительная ответственность. Например, если раньше сумма штрафа за оскорбление чести и достоинства максимально составляла 10 тыс. литов (около 20 тыс. гривен), то теперь этой планки не существует. Газету могут обязать заплатить даже миллион.

* Согласно отчета международной организации «Репортеры без границ», по уровню свободы слова рейтинг Литвы в 2006 году снизился с 22 места до 26. Это связано с серией громких дел журналистских арестов. Например, с задержанием главного редактора газеты Laisvas Laikrastis Ауримаса Дрижюса сотрудниками Департамента государственной безопасности по подозрению в попытке опубликования секретной информации. Тираж этой газеты был изъят. Конечно, этот показатель нечего и сравнивать с украинским 105-м местом...

* Все литовские СМИ должны ежегодно отчитываться перед Союзом журналистов, кто их акционеры. Эта акция проводится для того, чтобы общественность знала, кто за кем стоит. В одном из своих интервью президент Союза журналистов Литвы Дайнюс Радзявичус говорит: «Если уж сами СМИ посредством публикаций и материалов стремятся к тому, чтобы работа власти была прозрачной, то они сами, в первую очередь, должны быть прозрачны».

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ