Генеральный директор НТКУ Зураб Аласания на этой неделе подал в отставку. Свое решение он эксклюзивно прокомментировал «Дню» (см. №198 от 2 ноября с.г.), мол, «власть (руками Минфина) зачла бюджет Евровидения в бюджет НОТУ на 2017 год». Следовательно, по словам Зураба, от 1,2 млрд грн, предусмотренных законом для создания Общественного вещателя в 2017 году, государство отбирает 450 млн грн расходов на Евровидение, 250 млн грн — в виде платы за трансляцию, 149 млн грн отбирает расходами и 46 млн грн коммунальными платежами забирает город. «Еще 112 млн грн априори идут на международную деятельность (олимпиады, чемпионаты мира и тому подобное). В остатке — 193 млн грн, — отмечает Зураб Аласания. — То есть это на перестройку 32-х устаревших морально, физически и технически предприятий? С нулем на производство и средней зарплатой в 2 300 грн. Из этого остатка? И после этого говорить стране и миру, что мы строим Общественное?»
Это решение руководителя канала «UA: Первый», и даже в большей степени его аргументация, — сразу вызвали дискуссию в медиасреде о будущем Общественного вещания в Украине. Напомним, старт этого канала ожидается в начале нового года. А уже весной — выборы нового руководства.
И хотя связывать все позитивные изменения на пути такой непростой реорганизации старого и громоздкого Первого национального сначала в «UA: Первый» (с более современной стилистикой подачи) и в будущем с Общественным ТВ не стоит исключительно с одним Зурабом, он в действительности пришел на работу со своей командой, которой удалось (по крайней мере извне так выглядит) «расшевелить» старую машину Первого национального.
7 АПРЕЛЯ 2015 Г. В «МИСТЕЦЬКОМУ АРСЕНАЛІ» СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ. ТОГДА БЫЛ ПРЕДСТАВЛЕН НОВЫЙ БРЕНД ВЕЩАТЕЛЯ — «UA: ПЕРВЫЙ», В ПРЯМОМ ЭФИРЕ БЫЛ ИЗМЕНЕН ЛОГОТИП ТЕЛЕКАНАЛА И ЗАПУЩЕН НОВЫЙ САЙТ. ОБЩЕСТВО ЗАМЕРЛО В ОЖИДАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТВ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Очевидно, именно поэтому часть медиа-сообщества вместе с общественными деятелями и даже политиками буквально в день увольнения Аласании создали коалицию «За общественное вещание» и выдвинули публичные требования к тем должностным лицам и институциям, которые отвечают за принятие соответствующих решений по созданию канала (как воспринимается такая «коалиция» см. на странице автора «Дня» Натали Ищенко «Об извращении в медиа, или Общественное вещание как фактор политики»).
«Теперь нужна политическая воля. Будем контролировать и давить. Но человека, которому мы имели все основания доверять, человека по ту сторону процесса мы потеряли с увольнением Зураба. И случилось это, к сожалению, по вполне банальным причинам. Зураб Аласания отказывался идти на какие-либо компромиссы с властью в вопросах, связанных с выходом в эфир «UA: Первый» программ расследований каждый раз, когда подобные компромиссы от него требовались. Как следствие, те кого он не слышал, перестали слышать его. Именно поэтому целый ряд вопросов, связанных с созданием Общественного остался нерешенным, — прокомментировал «Дню» член коалиции «За общественное вещание», журналист программы «Схемы» Михаил ТКАЧ. По словам журналиста-расследователя, существуют опасения, что расследования из эфира канала вообще исчезнут. «Из разных источников мы получаем сигналы о том, что может быть попытка помешать выходу программы «Схемы» в эфире «UA: Первый» с нового года путем непереподписания контракта на 2017-й год», — добавляет он.
О перспективах будущего вещателя и вероятном изменении эфирной сетки канала «День» расспросил у председателя Госкомтелерадио Олега НАЛИВАЙКО, который, в соответствии с изменениями в уставе НТКУ, внесенных в сентябре 2015 года, отвечает за увольнение и назначение руководителя НТКУ.
— Увольнение Зураба Аласании — это его частное дело. Действительно, у нас были очень тяжелые два года, и я Зураба в этом понимаю, ведь те вопросы, которые по реформированию канала он решал, проходили трудно. Приковано большое внимание. Однако, заверяю, с первого января общественное будет работать, — заметил Олег Наливайко. — Почему он уволился? Я думаю, что нервы не выдержали. А главное — Евровидение. Сегодня крайне сложно идет согласование необходимых законопроектов, сложная финансовая ситуация в стране. Скажу так: сейчас меня не тревожит вопрос, будет ли без Зураба Общественное или нет, — однозначно будет. Есть кому подхватить и начать инициативы. Меня больше тревожит проведение Евровидения, ведь многие контакты с организаторами были завязаны на нем.
— Вы сказали «есть кому подхватить». Какие кандидатуры вы лично имеете в виду?
— Зураб отработает столько, сколько нужно. Противоречий у нас нет, продолжается здоровый рабочий процесс. Мы уже направили письмо с заявлением Зураба в Кабмин, ведь процедура его увольнения требует правительственного согласования. Фамилии кандидатов сейчас не называем. Есть заместители Зураба, которые хорошо знают свое дело, — кто вопрос региональной политики, кто контентные особенности, технические вызовы или финансовые моменты. В данном случае провалов не должно быть. Хотим на протяжении недели провести переговоры с медиа-сообществом, возможно, выяснить их пожелания.
Моя мысль четкая — мы должны нанимать на работу не генерального директора, а исполняющего обязанности — до выборов. Выборы руководителя Общественного ТВ, по нашим прогнозам, состоятся в марте месяце следующего года. Желательно, чтобы человек, который сейчас подхватит работу, не имел амбиций баллотироваться на должность руководителя, был неким технократом-профи.
Я допускаю, что Зураб сам может претендовать на должность руководителя Общественного. Конечно, ему лучше баллотироваться с позиции общественного активиста, медиаэксперта, чем в статусе руководителя, человека «изнутри». Мы же понимаем, что остается немало проблем, которые нужно успеть разрешить, налаживание работы с профсоюзами, НСЖУ и так далее
— Некоторые журналисты заявляют, что их проекты из эфира «UA: Первый» могут исчезнуть.
— Никаких серьезных изменений в редакционную политику новое руководство НТКУ вносить не будет. Осталось до старта Общественного ТВ два месяца, а до выборов нового правления — 5 месяцев. В действительности, если говорить о работе на пути к реализации Общественного, то председателем комиссии по созданию канала был я, а не Зураб. Это была тяжелая бюрократическая работа, финансовая, организационная. Первый этап ее уже сделан. Ныне продолжается второй этап, который и без Зураба завершится, — есть хорошие юристы, финансисты. Заверяю, нет никаких сомнений. Однако проблемы скрывать не нужно. Учитывая, что идет сложная реформа — 8 тысяч человек, структурные подразделения в каждой области (а это большие компании, их нужно объединить, объяснить новые требования), — нам сегодня как никогда нужна поддержка и украинского общества в целом, и медиасообщества в частности.