На днях в Киеве на Контрактовой площади стартовала Международная выставка политической карикатуры. Проект создан словацкой международной организацией Euphorion. Сначала выставка состояла из работ двух словацких карикатуристов и выставлялась лишь в Словакии, а впоследствии посетила Чехию, Польшу, Венгрию и Грузию. В каждой стране организаторы пытались подобрать лучшие работы местных мастеров, которые могли бы заинтересовать аудиторию во всем мире.
«С идеей провести эту выставку к нам обратились представители словацкой общественной организации Euphorion, — рассказывает соорганизатор выставки в Украине, первый заместитель директора Института мировой политики Сергей Солодкий. — Они узнали о нашей уличной выставке карикатуры 2013 года, посвященной идее европейской интеграции Украины. Тогда о ней много писали медиа Чехии, Македонии, Польши. Таким образом словаки вышли на нас и предложили приобщиться к выставке политической карикатуры, которая будет посвящена более глобальным вызовам, которые встают сейчас перед всем миром. Донесение этих вопросов до широкой аудитории — одна из миссий нашего института. Поэтому мы согласились на сотрудничество. Прошлая выставка имела целью побудить украинский народ к контролю власти. Эта выставка имеет значительно более широкие горизонты. Она побуждает людей всей планеты стать более ответственными, разоблачает изъяны, которые существуют на сегодняшний день в международных отношениях. На рисунках мы видим слабого Барака Обаму, который не хочет никуда вмешиваться и ничего решать, агрессию России против Украины, непонимание внутри Европейского Союза».
РАБОТА ПОЛЯКА АНДЖЕЯ МЛЕЧКО «МИРУ НУЖЕН РЕМОНТ» ПРЕДСТАВЛЕНА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ / ФОТОРЕПРОДУКЦИЯ АРТЕМА СЛИПАЧУКА, «День»
Украинская школа политической карикатуры не разочаровала западных коллег. Они отметили, что работы наших мастеров достаточно качественные и могут быть интересны не только внутренней публике, но и людям во всем мире. Однако развитие карикатурного жанра в средствах массовой информации часто блокируется... самими медиа, несмотря на то, что именно он дополнительно приносит изданиям популярность среди широкой аудитории. Это своеобразный украинский феномен, делится председатель организации Euphorion Томаш Лукачка: «Как мы видим, карикатуры в украинских СМИ не слишком популярны, но ситуация может полностью измениться. У вас есть замечательные художники, а вместе с ними и возможности для того, чтобы карикатура в дальнейшем заинтересовывала людей. В прошлом году мы побывали в Грузии, там политическая карикатура только зарождается, такой жанр совсем новый для этой страны. Но в Украине ситуация другая. У вас есть люди, которые работали в этом жанре. Однако для того, чтобы карикатура развивалась и в дальнейшем, стоит дать художникам больше пространства для работы. СМИ должны понимать, что карикатуры говорят больше, чем текст. Благодаря одной работе вы сможете привлечь внимание тысяч людей, далеко не все из которых прочитали бы текстовый материал. Поэтому политическая карикатура должна существовать».
Зарубежные эксперты отмечали, что в украинской школе карикатуры заметны многолетние традиции, что повлияло не только на технику мастеров, но и на специфику освещения острых тем. Свой вклад в развитие карикатуры сделала и газета «День». Ведь именно здесь, начиная с 1996 года и до конца своей жизни, работал Анатолий Казанский, по словам современников «Лучший карикатурист Украины». Именно от него и Киевского клуба «Архигум» и ведет свою историю украинская карикатурная традиция.
Тем не менее, карикатура в украинских СМИ постепенно вырождается. Как отмечают сами карикатуристы, лишь единицы изданий, в частности газета «День», сохранили интерес к этому жанру и готовы с ним работать.
«Украинская карикатура, как и мировая в целом, развивается в фарватере средств массовой информации, и тренд этого развития, к сожалению, нисходящий. Бумажная пресса стремительно вытесняется интернетом, а требовательность интернет-изданий к иллюстрированию (карикатура почти всегда применялась как иллюстрация к тексту) на порядок ниже, чем у бумажных газет и журналов. Издания, которые используют карикатуру, также можно посчитать на пальцах одной руки. И это противоестественно, потому что жанр карикатуры всегда был максимально востребован во времена войн, революций и социальных катаклизмов, — рассказывает украинский художник, автор «Дня» Игорь Лукьянченко. — И не только в качестве зеркала событий, но и в форме идеологического оружия. Газета «День» принадлежит к изданиям, которые сохранили карикатурный жанр. С дня основания изданию очень повезло с карикатуристом — Анатолий Казанский был лицом газеты и задавал ее неповторимый стиль. И после трагической смерти он продолжает жить в своих рисунках на страницах «Дня», а его карикатуры не теряют остроты и актуальности».
Развитие карикатуры напрямую зависит от запросов общества, рассказывает Дэрил Кейгл, один из самых известных политических карикатуристов США. По его наблюдениям, лишь в отдельных странах карикатурам придается значение, которое можно сравнить с их влиянием.
«Я заметил, что в Америке, да и в Украине карикатуры имеют не такое влияние на общество, как во Франции. В большинстве стран мира они занимают очень незначительную часть медийного пространства. И это меня немного разочаровывает. Для меня Франция — своеобразный центр политической карикатуры. Прекрасно, когда мастера чувствуют людей, для которых они работают. Это понимание зависит от самой культуры, от того, ценен ли для нее такой вклад. Мне бы очень хотелось, чтобы карикатуры получали большее признание как в США, так и в Украине».
По словам Дэрила Кейгла, о значительном эмоциональном влиянии карикатур говорит и тот факт, что карикатуристы сейчас значительно чаще сталкиваются с угрозами, чем другие работники медийного пространства:
«В настоящее время карикатуристом быть опасно во всем мире из-за террористической угрозы. Еще до ситуации с Charlie Hebdo наш сайт получал в десять тысяч раз больше атак, чем было за несколько лет до этого. Бороться с такими проблемами дорого и сложно. Это новый мир для нас. Сейчас опасность подстерегает всех. Мы не можем обеспечить себе персональную охрану, поэтому должны мириться со всеми угрозами как с элементами профессии. В Америке я не сталкивался с такими проблемами, как мои французские коллеги. Моя страна не настолько разнообразна в культурном плане, поэтому в наших карикатурах больше внимания уделяется вопросам другого характера. В частности, частая проблема наркотиков. Она в настоящее время действительно тревожит население. Но в своих карикатурах я более сдержанно выражаю мысли, поскольку наши читатели более сдержанны в эмоциях. Французы более резкие, поэтому карикатуры отвечают запросам аудитории. К тому же тема религии для них очень болезненна».
Несмотря на давние традиции, карикатура в Украине постепенно приходит в упадок. Некоторые отказываются от нее из-за цены, другие — из-за страха непонимания от аудитории. Тем не менее события, которые происходят сейчас в нашей стране, — широкое поле для творчества и экспериментов. Можно лишь надеяться, что эти тенденции увлекут как художников, так и тех, кто сможет донести эти работы до массовой аудитории.