Визуальная составляющая играет важную роль в оформлении печатных изданий. По-особенному подчеркнуть текст может удачно подобранная карикатура, которая расширяет пределы статьи и дополняет ее или делает определенный акцент. «День» активно обращается к этому жанру с самого начала своего существования, в частности в издании работал признанный мастер Анатолий Казанский. В настоящее время газета сотрудничает с талантливым российским карикатуристом Виктором БОГОРАДОМ, с работами которого читатели издания неоднократно имели возможность познакомиться. Во время скайп-беседы с летнешкольниками художник поделился опытом работы в этой сфере. Он рассказал о своем творческом становлении, периоде развития и упадка карикатуры в России, отношениях внутри международного союза карикатуристов, работе над проектом «Je suis dog, je suis cat» («Я — собака, я — кот»).
«ЕСЛИ КАРИКАТУРИСТ НЕ ПОДНИМАЕТСЯ НАД СИТУАЦИЕЙ, ТО ОН СТАНОВИТСЯ ПРОПАГАНДИСТОМ»
Мария ЧАДЮК, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Сейчас вы известный карикатурист. Что стало импульсом к тому, чтобы вы занимались этим делом? Кто был вашим учителем?
Виктор БОГОРАД:
— Я окончил Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЕТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). На лекциях я рисовал. А товарищ взял мои изображения из конспекта и отнес в редакцию, где их напечатали. Для меня это был сюрприз, с этой первой публикации в 1973 году все и началось. Очень важным вопросом для карикатуриста является информация. Большинство карикатуристов в советское время принимали участие в международных конкурсах и получили каталоги, из которых узнавали, как можно рисовать, какое разнообразие видов существует в мире карикатуры. Понятно, что большинство, в частности из Ленинградского клуба, не ориентировались на журнал «Крокодил», а ориентировались на журнал Szpilki. Только таким образом можно было получить информацию, потому что в Советском Союзе выпускались из иностранных авторов всего два: Жан Эффель (француз) и Херлуф Бидструп, датчанин, который работал в маленькой коммунистической газете. Он рисовал очень много произведений без слов, чтобы все и всем было понятно. Более того, в 1984 году Ленинградский конкурс карикатуристов проводил Всесоюзную выставку. Было 417 работ. Выставка официально считалась свободной, но администрация сделала все, чтобы на нее никто не попал. Там были необыкновенные работы из всех республик СССР. Так вот, самое смешное то, что в 1984 году выставку посетил Бидструп и одобрительно отозвался о ней, а нам об этом никто не сказал.
М. Ч.: — Вы говорили, что карикатурист должен быть философом и подниматься над ситуацией. Это качество должно быть и у журналистов. Можно ли его как-то воспитать, и если можно, то как?
— Если карикатурист не поднимается над ситуацией, то он становится пропагандистом. Он выражает то мнение, которое ему заказывает, например, редакция газеты. Как только у карикатуриста есть свое мнение, он поднимается над ситуацией. Я не знаю, можно ли научить этому. Человек должен просто самостоятельно мыслить.
«РЕДАКЦИИ СТАЛИ ПОБАИВАТЬСЯ КАРИКАТУР»
Кристина СОЛТИС, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Вы работали в разных изданиях. Как часто вы сталкивались с цензурой? Становится ли это препятствием для творческого пути карикатуриста?
— С цензурой карикатурист сталкивается все время. Это может быть цензура в тоталитарном государстве. Художник тогда знает: то, что он нарисовал, не будет напечатано. Человек осознает, что это — невероятная картинка, но она не увидит мир. Так же и в нетоталитарном государстве. Коллектив имеет свое виденье, потому все равно устанавливает некоторые ограничения. Кроме того, у нас есть еще одно жесткое правило: если в карикатуре присутствует какая-то рекламная надпись, например, «Coca-Cola», Макдональдс и так далее, то юридический отдел газеты маркирует это как рекламу и не позволяет печатать. Это можно называть цензурой, а можно и не называть. Все зависит от того, в какой стране это происходит.
— Наблюдали ли вы в России интерес общества к своей деятельности?
— Возможно. В прошлом году во Франции проходил фестиваль редакционных карикатуристов. Там были представлены карикатуры 35 карикатуристов из 17 стран. Это карикатуристы из всех континентов, работающие ежедневно в больших газетах. Знаете, что интересно? Почти все после событий с «Шарли Эбдо» стали считать, что деятельность карикатуриста столкнулась с определенными трудностями. Редакции понимают, что карикатуры несут за собой не только критику или неприятности от власти, но еще и кровь. Редакции стали побаиваться карикатур.
Оксана ВОЙТКО, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— Вы являетесь антипропагандистским карикатуристом России. Кого из ваших коллег можете отметить таким же профессионализмом и стойкой гражданской позицией в пределах СНГ? С кем поддерживаете дружеские и профессиональные отношения?
— У меня в Фейсбуке более четырех тысяч сторонников. Большинство из них — карикатуристы из разных стран. Конечно, мы поддерживаем отношения. Более того, в прошлом году на фестивале во Франции, когда мы все прощались, было основано такое общество «United Sketches». Это союз скетчистов, международная организация, которая призвана во всем мире защищать карикатуристов, столкнувшихся с преследованием у себя на Родине вплоть до заключения, или же вынужденных мигрировать. С украинской стороны представителем является Владимир Казаневский, а в России — я. Учредил эту организацию иранский карикатурист Rianouch Ramezani,, который был вынужден эмигрировать из Ирана.
«СЕГОДНЯ МЕСТА ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРИКАТУРЫ В РОССИИ ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ»
О. В.: — Как вы видите будущее карикатуристов? Станет ли это новым трендом в Интернет-пространстве?
— Расцвет карикатуры в России попал на 1991 год — до прихода Путина. У газет были свои карикатуристы, например, «Коммерсант» имел Бильжо, «Московский комсомолец» — Меринова, который, к счастью, продолжает работать ежедневно. Я работал в газете «Смена» и тоже, можно сказать, был брендом, картинки всегда были на первой странице. Также в Санкт-Петербурге была газета «Час пик», в которой карикатуры тоже печатали на первой странице. Там работали Александр Сергеев и Николай Воронцов. На сегодняшний день можно сказать, что места для политической карикатуры в России практически нет. А так карикатура существует, конечно.
Какое будущее? Не знаю. Я, например, был в Швейцарии (в меньшей степени это касается Германии). Это страна, где безгранично любят и ценят карикатуру. Когда был в Швейцарии, я подошел к витрине одной галереи. Там висели две работы: одна — Шагала, а другая — Раух. Но Шагал стоил две тысячи долларов, а Раух, очень известный немецкий карикатурист, стоил три тысячи долларов. При этом Шагал уже умер, а Раух, слава Богу, был еще жив. Вот такой взгляд на карикатуру. А в целом, будущее карикатуры зависит от отношения общества к юмору.
Анна ГОЛИШЕВСКАЯ, Львовский национальный университет имени И.Франко:
— Сейчас модно писать картины в стиле абстрактного экспрессионизма, абстракционизма, баухауза. Мы наблюдаем кризис вашего жанра в сравнении с 90-ми годами, когда рынок карикатур в России переживал настоящий бум. Почему так случается?
— В российском обществе относятся к карикатуре как к чему-то второстепенному. То есть это не произведение искусства, а так, всего лишь картинка. Хотя карикатура впитала в себя много направлений искусства, начиная от раннего Босха или сюрреализма (но не Дали, а именно Магритта). А дальше она впитала очень жесткий немецкий экспрессионизм. То есть карикатура всегда откликалась на возникновение новых течений и брала у них именно то, что могло понадобиться для передачи визуального текста. Поэтому карикатура действительно очень тесно связана с современным искусством. Пока в обществе присутствует страх карикатуры из-за содержания, которое она может нести. Потому что она многовариантна, и есть опасение того, что ее могут не так понять.
«ИЗДАТЕЛЬСТВА БОЯТСЯ ВЫПУСКАТЬ АЛЬБОМЫ КАРИКАТУР»
Марина СНИЖИНСКАЯ, Национальный университет «Киево-Могилянская академия»:
— Как сейчас развивается ваш проект «Je suis dog, je suis cat» (напомним, «День» писал о нем в №96-97 от 3—4 июня с. г. (2016). — Ред.)?
— Благодарю за вопрос. У нас осталось еще несколько дней. Мы собрали 72% всех средств, которые хотели бы собрать. Фактически, уже можно считать, что проект состоялся. Я надеюсь, что в конце сентября книжка уже будет.
Этот проект станет тестом для многих издательств, потому что в России сборников карикатур практически нет. Издательства боятся выпускать альбомы карикатур, потому что считают, что на них не будет спроса. А наш опыт с этим проектом показывает, что читатель есть, спрос тоже есть. Просто издательство должно решиться на это.
«С ПРОШЛОГО ГОДА Я УЖЕ НЕ РИСУЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
Оксана КОВАЛЬ, Львовский национальный университет имени Ивана Франко:
— В большинстве случаев карикатуристы реализовывают себя в газетах, разбавляя или дополняя текст. В истории карикатуры было немало специализированных журналов. Как вам более интересно работать — в узком кругу специалистов, удовлетворяя, возможно, свой эгоизм, или выходить на широкую аудиторию, проявляя своего рода альтруизм?
— Любой художник удовлетворяет свой эгоизм: можно быть альтруистом, и это также будет эгоистичное решение. Ему важен интерес, реакция. Потому что карикатура — это не вещь сама в себе. Она не существует без читателя. Знаете почему? Неужели я буду рисовать картинку для того, чтобы самому смеяться над ней? Я не знаю, какая работа лучше. Мне очень нравилось работать с Moscow Times каждый день. Сначала не было никаких условий: мне давали карт-бланш, а я рисовал все, что хотел. Потом времена изменились, и мне давали текст, чтобы я придумал карикатуру как иллюстрацию к нему. Ежедневно создавать картинку, а затем видеть ее напечатанной — это огромное удовлетворение. К сожалению, в прошлом году газета ушла, ведь у нас был принят закон, согласно которому иностранцам не разрешается иметь в России газеты и журналы. Они продали все свои активы местным. Тот местный, который купил газету в Москве, сказал: «У нас не будет больше карикатуры». С прошлого года я уже не рисую каждый день. Мне интересно также оформлять книжки. Недавно оформил книгу под названием «Занимательная метрология». Это был своеобразный вызов для меня, но мне понравилось, что я с ним справился.
«БОЛЬШИНСТВО КАРИКАТУРИСТОВ — ПРОТИВ ЭТОЙ ВОЙНЫ»
Дмитрий БАЙДА, Национальный университет «Острожская академия»:
— Вы говорили, что украинско-российские взаимоотношения среди карикатуристов начались раньше. Каково состояние на сегодняшний день? С кем вы поддерживаете связь?
— Директором фестиваля во Франции является руководитель французского общества «Мемориал». Когда я прощался, он сказал мне: «Я очень боялся приглашать карикатуристов из России и Украины. Думал, что вы подеретесь. А вы ходите, обнявшись». Он был очень удивлен. С карикатуристами из Украины я поддерживаю связь, переписываюсь. Эта война, которая продолжается, разделила карикатуристов. Но нужно отдать им должное: большинство карикатуристов из Санкт-Петербурга и больше половины из Москвы — против этой войны. Да, есть карикатуристы, которые занимаются пропагандой, но мне кажется, что сознательные карикатуристы держатся от них на расстоянии. Как я уже говорил, есть вещи, которыми карикатурист не должен заниматься. Он не должен заниматься подливанием бензина в огонь.
О. К.: — Как вы считаете, целесообразно ли использовать свой талант для контрпропаганды?
— Если человек не работает пропагандистом, то все его работы являются контрпропагандой. Здесь важно понимать, в какой стране находится карикатурист: в стране, которая подвергается агрессии или в стране, которая осуществляет агрессию. И для него очень важно осознавать, на чьей он стороне, не только с точки зрения требований Родины, а с точки зрения морали.
Анна ШЕРЕМЕТ:
— Виктор Борисович, что вы можете пожелать нашим летнешкольникам?
— Конечно, я желаю успехов журналистам: чаще печататься, быть известными. И одна маленькая просьба от меня: не забывайте, что еще есть карикатура. Текст можно просто прочитать, но если с ним будет еще и удачная карикатура, человек запомнит не только ее, но и ваши мысли, которые звучали в этой статье. Просто не забывайте. Это такая эгоистичная просьба.
Напомним, в этом году Летняя школа журналистики проходила при поддержке Центра информации и документации НАТО.
Рисунки Виктора БОГОРАДА