Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Каждый «фестивальщик» мечтает стать режиссером»

Координаторы DOCUDAYS.UA — о «кухне» своего дела
6 июня, 2013 - 17:30
Коллаж / Голос Столицы/ с сайта newsradio.com.ua

«Профессии «фестивальщик» в Украине нигде не учат. А если вы хотите научиться этому, идите «в поле». Но эта работа лишь на первый взгляд кажется беззаботной и веселой», — говорит студентам Института журналистики Киевского национального университета им. Т. Шевченко программный координатор фестиваля документального кино о правах человека DOCUDAYS.UA Ксения ХАРЧЕНКО. Ее пригласили рассказать о своей работе в рамках мероприятия «Журналистская весна», который традиционно проходит в конце мая. Вместе с Ксенией поделились опытом ее коллеги — Дарья Бассель и Виктория Лещенко.

«В представлении большинства людей фестиваль — развлечение, которое продолжается с утра до утра, — утверждает Ксения Харченко. — На самом же деле, для организаторов это место, где они напряженно работают, ведь нужно выполнять много заданий одновременно. Поэтому эту работу нужно любить. Но назвать это профессией мне сложно, скорее, это стиль жизни. Если ты хочешь провести мероприятие для себя и своего друга, потом это станет более глубоким явлением».

«Фактически ты — спонсор своей работы, — замечает программный координатор и координатор гостевого сервиса Виктория Лещенко. — Но для меня это не работа. Возможно, это прозвучит пафосно, но для меня это долг, который ты отдаешь людям, которые рядом. Однако рабочий день в дни фестиваля может продолжаться более 20 часов».

ТРИ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО ИНТЕРЕСУЮТ ЗРИТЕЛЕЙ

В первую очередь, аудиторию в Институте журналистики интересовало, как соединить тему прав человека с искусством так, чтобы это было интересно.

«Мы воспитываем свою аудиторию, — говорит Ксения ХАРЧЕНКО. — Из года в год к нам приходят одни и те же люди, поэтому мы уже знаем их интересы и пытаемся их удовлетворять. Несколько лет назад мы начали проводить образовательные программы — DOCUCLASS. Но пока еще не можем заинтересовать тем, что к нам приедет Михаэль Главоггер, потому что это имя в Украине не несет смысловой нагрузки, которое поможет привлечь аудиторию. Зато мы апеллируем к тем темам, которые людей больше всего интересуют: политика, футбол и секс. Поэтому вместо того, чтобы сказать, что придет мировая звезда австрийского документального кино, мы говорим, что будет эксклюзивная премьера фильма «Слава блудницы». Мы одновременно апеллируем и к основным инстинктам, и к проблеме проституции в Украине».

Документальный фильм о политике и футболе — «Другой Челси»   — неожиданно для самого режиссера стал наиболее обсуждаемым после показа и вызвал значительный резонанс в обществе. После политических лент зрители больше интересуются будущим своей страны. А больше всего людей приходит именно на те фильмы, в рекламе которых использовали слова «премьера» и «эксклюзив».

ОТ КОПИРОВАНИЯ К МАСТЕРСТВУ

Интересный подход к созданию документального кино продемонстрировали российские режиссеры Павел Костомаров и Александр Расторгуев. Они дали камеры обычным людям, чтобы те снимали свою жизнь, решив этим проблему невмешательства в мир героев. Так были созданы «документальные новости» с Болотной площади.

В аудитории началась дискуссия, сможет ли молодой режиссер снять хорошую ленту, если использует чужой подход. Например, режиссер документального кино Марина Разбежкина утверждает, что обязательно следует снимать под своим углом зрения. Однако Ксения думает иначе: «Копируя кого-то, вы можете применить чужой метод, но подход режиссера, который будет монтировать, будет отличаться. Есть правило 10 тысячи часов — это время, за которое вы становитесь профессионалом. Приблизительно 5 лет без отпусков. Чем больше растягиваешь это время, тем дольше оттягиваешь момент, когда достигнешь мастерства в деле. Создавая студенческие работы, копировать даже нужно. Но когда вы это делаете, пытайтесь копировать по-своему».

После отснятых часов молодой режиссер понимает, что он достиг определенного уровня. Например, Михаэль Главоггер только после показа своего третьего фильма «Мегаполисы» сказал, что почувствовал особенный стиль того, как подает информацию.

КАЖДЫЙ, КТО РАБОТАЕТ НА ФЕСТИВАЛЕ, ХОЧЕТ СТАТЬ РЕЖИССЕРОМ

О том, возникало ли желание у организаторов или зрителей мероприятия самому снимать фильмы, рассказала программный координатор и менеджер по производству Дарья Бассель. От начала фестиваль делали для того, чтобы друзьям было где показывать фильмы, а не снимать «в стол». Это была площадка для обсуждения фильмов, куда приходили «свои». В команде DOCUDAYS.UA тоже есть режиссер — Роман Бондарчук. Он в этом году представлял ленту «Ромская мечта». Каждому, кто приходит работать на фестиваль, по словам Дарьи, близко кинопроизводство. Даже больше — каждый, кто приходит работать на фестиваль, хочет стать режиссером.

Елена СКИРТА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ