Взгляд зарубежных знатоков на украинское телевидение
полезен не только как «информация для сравнения». Для разговора с Кеном
Московицем готовились вопросы, охватывающие круг актуальных для масс-медиа
в целом макро-проблем. Пресс-атташе посольства США в Украине, в послужном
списке которого не только степень магистра философии, но и работа в американских
изданиях, в пресс-службах США в Венгрии и Японии, ответил на них накануне
годовщины своего пребывания в Киеве.
— Господин Кен, что вы смотрите в украинском эфире ежедневно, какие
каналы, передачи, ведущие вам нравятся?
— Собираясь сюда на работу, я изучал только украинский, а не русский
язык. Естественно, что смотрю только украиноязычные программы. Это является
частью моей работы, смотреть TV в том объеме, в котором мне позволяет занятость,
и формировать свое мнение о нем. Конечно, в первую очередь я смотрю выпуски
новостей — это УТН, ТСН, «Окна» — еженедельник на СТБ. Также обязательно
смотрю «Лицо мира» с Александром Ткаченко и «7 дней» с Вадимом Долгановым.
Должен признать, что среди программ, не подпадающих под категорию новостей,
есть очень много импортированных. Я не смотрю их: догадываюсь, что это
следствие нынешней экономической ситуации, когда не хватает ресурсов для
собственных шоу.
Кроме выпусков новостей, смотрю документальные фильмы, однако стараюсь
не тратить время на просмотр импортированных сериалов. Знаю, что в Украине
есть традиция показа серьезных художественных фильмов. Но, например, «Приятель
покойника», завоевавший популярность на Западе, почему-то не очень популярен
на Родине.
— Как подают наши программы новостей информацию о США?
— Должен признать, что сообщения о Соединенных Штатах достаточно сбалансированы.
Однако есть две проблемы. Поскольку, преимущественно, украинские СМИ не
могут позволить себе послать постоянного корреспондента в США или подписать
выпуски новостей американских агентств, в основном информация, получаемая
украинскими зрителями, вторична. Вообще, большинство украинцев из-за финансовых
проблем не бывали в США и не понимают глубоко, как там работают различные
учреждения. Мне кажется, что фактических ошибок в репортажах об американском
правительстве, политике, обществе больше, нежели это принято по американским
стандартам. В Америке очень важным считается точность информации, и одной
из обязанностей журналистов является проверка фактов.
— Как вы считаете, влияет ли на это уровень среднего зрителя — в Штатах
и в Украине?
— Да, влияет. Но следует иметь в виду, во всяком случае — говоря о Штатах,
что там аудитория весьма разнообразна, с различным уровнем культуры, образования,
имущественного благосостояния, запросов. Если вести речь о трех традиционных
телесетях, появившихся в США в конце 40-х, Си-Би-Эс, Ай-Би-Си и Эн-Би-Си,
то для них были установлены определенные правила: насколько далеко они
могут заходить в своих комментариях, выражать свои мысли, придерживаться
умеренности. Вечерние выпуски новостей этих сетей имели чрезвычайно большое
влияние на формирование общественного мнения в Штатах. Но сейчас их влияние
и охват ими аудитории уменьшились. Это — результат новых технологий, спутникового
и кабельного телевидения и Internet. Около 60 процентов американских домов
имеют кабельное телевидение.
— Имеют ли в Америке влияние на ТV рейтинги популярности и социологические
опросы?
— Существует просто океан информации о ТV-аудитории. В первую очередь
ею пользуются рекламодатели: от этого зависит судьба программ, повтор или
продолжение сериала. Популярность программы влияет на то, сколько менеджеры
могут требовать денег от рекламодателей за минуту эфира.
— Как в этом контексте вы можете оценить рекламу на нашем ТV?
— Я слышал, что значительная часть украинской аудитории довольно цинично
и неблагосклонно относится к рекламе на ТV. Во-первых, благодаря рекламе
ТV может оставаться свободным, независимым. Во-вторых — реклама является
формой творчества. В США существует специальная награда за лучшую рекламу.
И смотреть на эти образцы — просто приятно. На коммерческих каналах США
реклама просто прерывает передачу, без малейшего предупреждения, и к этому
привыкли. В Украине реклама идет блоком, анонсируемым специальной заставкой,
и ее показывают до или после программы, что ближе к западноевропейскому
образцу.
— Как вы считаете, телевидение является искусством или интеллектуальным
творчеством?
— Над своим собственным мнением я должен был бы еще подумать. Но в США
телевидение называют демократическим искусством, или искусством демократии.