Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Киев. Телевидение. Ольге Герасимьюк»Неоднозначные позиции «Без Табу»

13 июля, 2001 - 00:00

Говорить о том, что украинская ментальность иллюстрируется поговоркой «моя хата с краю», было бы, по меньшей мере, несправедливо. Пожившие в Америке «наши» утверждают, что больших индивидуалистов и недотрог, чем там, не сыскать: пусть все что угодно творится в доме соседа — лишь бы меня это не касалось. Эта позиция отражается даже в американском юморе. Впрочем, сейчас не о нем и не о юморе в частности.

Программа Ольги Герасимьюк «Без Табу» на канале «1+1» не раз опровергала устоявшийся стереотип — соотечественники современности черствы и бессердечны. Дело даже не в бесчисленных посылках и переводах, которые обрушиваются на героев программы, переживающих трудности, разочарования да и просто настоящие трагедии. Важно другое: реципиенты «Без Табу» не остаются равнодушными. Даже тогда, когда особой помощи от них и не требуют.

Среди выпусков «Без Табу» с Ольгой Герасимьюк есть истории, отношение к которым у зрителей программы весьма полярно. Восхищение и хула идут рука об руку, а сама ведущая балансирует на лезвии бритвы. После одной такой противоречивой истории на нее обрушился поток писем от рьяных верующих. Цитируя Библию и взывая к морали, авторы посылали в адрес героев программы и ведущей проклятия. Весьма красноречивый индикатор нашего общества.

Сама же Ольга признается, что подобные истории учат ее относиться к жизни лояльнее. Периоды бурных, порывистых обвинений остались в молодости. С годами пришли мудрость и понимание неоднозначности этой жизни. Возможно, то же произошло и с героем одного из «Без Табу», осознавшим свою инаковость в 40-летнем возрасте.

История мужской любви. Одна из самых противоречивых тем — гомосексуализм — нашла свое отражение и в «Без Табу». Семьянин, отец двоих детей пришел к жене с повинной и попросил, что называется, отступную. В его жизни появился другой объект любви. Жена все поняла, приняла, простила. Их отношения вообще сложно осознать людям ортодоксального мышления. Но удивительно, что как никто иной поняли своего отца дети. Они рвались выступить на телевидении и сказать, как сильно они его любят и уважают. Они не боялись «позора», косых взглядов, насмешек одноклассников и враждебности нашего нетолерантного общества. Они оказались много смелее представителей сексуальных меньшинств, сидевших в студии на съемках программы.

Ольга Герасимьюк: «Мы переживали их возвращение в родной город. Но вы знаете, поразительный эффект: у мальчика учительница впервые собрала класс и провела беседу о любви, о том, что она бывает и такая, и такая, и что нужно к этому относиться с умом. Вопрос о том, следует ли детям рассказывать о половых отношениях, уже решен. Но следует ли им знать об однополой любви — это вопрос будущего. И мне рассказывали, что мальчик сейчас пользуется огромным авторитетом и уважением именно потому, что он не побоялся сказать, что у него вот так в семье. То же и у дочери героя. Здесь получился обратный эффект. Наверное, потому, что мы говорили не о грязи, а совершенно о другом. И еще мне рассказали, сама эта мужская пара, что их на работе очень хорошо встретили, даже, по-моему, устроили вечеринку и поздравили.

Но, например, после съемки этого сюжета ко мне подошел молодой человек и спросил: «Почему ВЫ об этом заговорили?». Я ответила, что считаю долгом выслушать каждого. Мы долго с ним пререкались, его резюме было жестким: Сибирь для таких есть. Ему было лет 17, но я рассчитываю, что он повзрослеет и, может быть, измениться его отношение. Здесь не обязательно любить, важно понимать, что у каждого есть право быть иным».

Людям сложно смириться, что у кого-то не так, как у всех. Виновато ли в нашем случае советское воспитание или это в природе человеческой, но еще одна «неоднозначная» пара так же заставила зрителей дискутировать с пеной у рта.

История о неравном браке. Необычная пара. 70-летний муж и 15-летняя девочка. История из мексиканского сериала. Потрясающая зацепка для бульварной прессы, каковым этот случай и был описан российскими журналистами. Но «Без Табу» несет совершенно иную интонацию. Бывший сельский Казанова взял на себя заботу о девчушке из неблагополучной семьи. Мать-алкоголичка сдала ее в интернат. Он забирал на выходные девочку к себе. Когда она в 13 лет забеременела, запретил делать аборт и решил на ней жениться. В дело вмешалась прокуратура. Ветерану войны, заслуженному человеку дали срок, но по амнистии вскоре выпустили. Село, в котором они живут, разделилось на два фронта: одни считают ситуацию положительной, была, мол, беспутная девчонка, а стала хозяйкой. Муж переписал на нее все нажитое добро, после чего с ним поссорились взрослые дети. А первая жена — глубокая старушка — взяла на себя ответственность воспитывать и девочку, и ребенка в случае смерти мужа.

О.Г. : «Уникальная история с позиции этих женщин! Хотя большее внимание, конечно, было уделено самой паре. Их история вызвала массу негативных и позитивных эмоций. Одна зрительница в пример привела сериал «Королек — птичка певчая», где человек помог, но не преступал пределов дозволенного, сберег для будущей любви. Это была одна из немногих историй, в которой зрители дискутировали. В только что открытую душу не всегда деликатно впускать мнение присутствующих зрителей. Например, пожилые мужчины считают, что это очень хорошо. Молодые — что плохо, женщины в негодовании. Но это один из тех сюжетов, где мы не предлагаем взять жизненный пример, а обсуждаем реальную ситуацию, для которой у каждого найдутся аргументы и за, и против».

Вероника ФРАНКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ