Всего пять минут эфира, зато пять раз в неделю — такова жизнь
ТЕТовской программы Алексея Зотикова «Дай пять!». На фоне заставки, похожей
на зеленый земной шар и одновременно на огромный киевский каштан, он протягивает
зрителям свою пятерню для дружеского рукопожатия. Потому что посвящена
его программа Киеву и киевлянам и наполнена дорогими для каждого киевлянина
подробностями истории родного города.
Жизнь Алексея, как и многих из тех, кто ставит ее духовную наполненность
выше материального благополучия, сложилась очень непросто. Драмстудия Дворца
пионеров, где он играл вместе с известным ныне актером Сергеем Маковецким,
первая киношная роль в 11 лет на «Киевнаучфильме» сменились всепоглощающим
увлечением историей. В киевской квартире на Печерске ему на голову постоянно
падают папки, набитые тысячами страниц переписанных им от руки рукописей
из уникальных киевских архивов. Обрабатывая за день по десять дел XVII—XVIII
веков, он дошел до того, что однажды заявление на отпуск подписал 1756
годом, зачеркнул и опять поставил ту же дату. Защищать диссертацию ему
пришлось в Москве. Для специалиста по украинскому казачеству не нашлось
иной «диссертабельной» темы, кроме как об ирландцах в США и Канаде. Потом
он несколько лет руководил Трахтемировским историко-культурным заповедником...
Но «закваска» кино, попавшая в кровь в юности, дала рецидив через двадцать
лет, и Алексей вернулся на «Киевнаучфильм», переполненный темами и сценариями.
Он написал проект «Невідома Україна», исторические очерки, из которых произросли
144 фильма. Для реализации этого гигантского плана «Киевнаучфильм» преобразовали
в Национальную кинематеку Украины, что привело в конечном счете к краху
студии из-за несоответствия уровня задач и возможностей финансирования.
А документальные фильмы, снятые по сценариям Зотикова, до сих пор крутят
по разным телеканалам.
Но папки с историческими документами продолжали сыпаться ему на голову,
и Алексей оказывался то на радио, где вел еженедельную передачу по истории,
то на «Студии «1+1», в макаровской «Телемании». Стараясь дополнить видеорядом
свои архивные знания об Украине XVII — XVIII веков, он исколесил всю страну,
отснял многие километры пленки.
И даже в популярной «Телемании» он ощущал некую недореализованность.
Киев, его старина, его дух требовали своего визуального воплощения. Алексей
всегда утверждал, что он по национальности киевлянин, но именно глубинного
киевского звучания ему не хватало на нынешнем телевидении. Не современных
скоропортящихся новостей, а того, что с пылью веков легло на подольские
и печерские мостовые, въелось в поры камней и жителей и создало неповторимую
ауру Города. Предложенный им телекомпании «ТЕТ» проект ежедневной передачи
о Киеве пришелся ко двору, и с 1 января Зотиков вышел в эфир.
«Еще одно последнее сказанье, и летопись окончена моя», — говаривал
неторопливый пушкинский летописец Нестор. Алексей Зотиков — летописец неистовый.
Он снимает «уходящую» киевскую натуру: дома, зияющие уже пустыми окнами,
древние мостовые, поспешно и варварски заливаемые бетоном. Он торопится
запечатлеть подольских стариков, недовымерших от нищеты, недоуехавших на
Троещину, в Израиль или Америку. Он рассказывает о делах давно минувших
дней так, словно сам был их очевидцем. Он избегает легковесной попсовости
в своих рассказах о Киеве, клипового мельтешения в подаче видеоряда, трепетно
и страстно относясь к объектам своей любви.
Выпуски программы «Дай пять!» в разные дни недели выходят под разными
рубриками. В понедельник — это описание уголков Киева
XVIII века, знатоком которого является Алексей. Тогда город состоял
будто из трех городов: Подола, Печерской горы с воинским гарнизоном и Лаврского
монастыря с прилегающими церквушками. По вторникам он выводит на экран
ту самую уходящую киевскую человеческую натуру. Начало этой традиции он
ведет от Куприна, от его антологии «киевских типов». Среда — это «середовище»,
среда обитания, открытый архитектурно-градостроительный дискуссионный клуб.
Благо, поводов для яростных дискуссий в последнее время, в связи с неожиданными
и скоропостижными стройками, появилось предостаточно.
В четверг в эфир выходит телерубрика с характерным названием «В 9.00
— подвиг» (слова из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»). Она посвящена киевским
будничным делам, в которых всегда есть место для героизма.
И, наконец, пятничный выпуск — это телестраничка «Киев — родина нежная»,
«работающая» на давнюю идею Зотикова — создать Всемирный клуб киевлян,
Pax Kieviana, объединить разбросанных по всей планете выходцев из нашего
города.
«Моих материалов хватит на десять лет ежедневных передач!» — говорит
Зотиков.