Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Классика – как стандарт

Галина БАБИЙ: «Наша программа ребрендинга художественных историй — это необходимые обществу культурные «мини-инъекции»
18 марта, 2016 - 12:30

В одном из своих последних материалов главный редактор «Дня» Лариса Ившина, говоря об инициативе переименования Донецкого национального университета, о Василе Стусе и о том, как во время большого нового информационного нашествия сохранить «живые токи», заметила: «На смену настоящим героям, настоящим поэтам, настоящей культуре пришел агрессивный китч. И Россия как страна тоталитарная, имевшая захватнические планы, стала суперпоставщиком «попсы», производителем массового антиукраинского субпродукта. Она разрушала там даже этот хрупкий ландшафт, отчуждала украинцев от знания своего, делала его маргинальным объектом для насмешек и пренебрежения».

Как вернуть себе украинскую культуру в полном объеме? Почему в украинских медиа, в частности на ТВ, сегодня не встретишь качественный контент о культуре? И чем угрожает бескультурье в головах украинцев? Об этом «День» поговорил с музыковедом, журналистом, ведущей программ Украинского радио Галиной Бабий. Кстати, в 2015 году концертная программа «Нова пісенна Шевченкіана» из проекта «Мистецькі історії», автором сценария и ведущей которой была Галина Бабий, получила Гран-при Всеукраинского фестиваля телевизионных и радиопрограмм «Кобзар єднає Україну». В то же время журналистка инициировала нашумевший радиопроект «Омріяний край» по одноименной книге британской писательницы Лили Хайд в украинском переводе Лукии Зурнаджи. 12 радионовелл проекта начитали на украинском языке известные представители крымскотатарского народа: деятели искусства, бизнесмены, общественные деятели, студенты, ученики. Знаковым для  проекта стало участие в нем лидеров крымскотатарского народа Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, а также самой писательницы Лили Хайд. «Омріяний край» получил  самый широкий  медиа-резонанс  среди программ Украинского радио.

— Пани Галина, почему в украинских СМИ нет приоритета культуры?

— Должны констатировать, что за качественное представление культуры в широком понимании этого слова медиа никто не платит. А для них, как оказалось, это главный принцип. От многих, даже серьезных людей — политиков, бизнесменов, медиа-менеджеров... часто в качестве определения культурного явления слышу словосочетание «культур-мультур». И понимаю, насколько все запущено. Сегодня культуре отводят сервильное место, она должна обслуживать — не более. Логика у «больших людей» такая: сначала мы «порешаем» свои важные дела, а затем вы поиграете нам на скрипке, когда за бокалом дорогого вина будем праздновать успешность очередной «схемы».

В Украине к культуре традиционно отношение как к элементу, без которого можно обойтись...

— Во время общественных потрясений, которые сегодня переживает наша страна, наоборот, культуре должна отводиться особая роль. Не так ли?

— В цивилизованном обществе, безусловно, да. Если бы культура имела место на уровне с социальными, экономическими и политическими вопросами, и на равных была представлена в нашем информационном пространстве, украинцы сегодня жили бы в качественно другой стране. Мы бы как нация, очевидно, быстро эволюционировали. Во всех смыслах. А не выходили периодически каждые десять лет на революции и не жгли шины. Однако нужно четко понимать, что в настоящее время влиятельные политические круги, которые принято называть политической элитой, вообще не придают значения культуре. Это можно было бы как-то нивелировать, если бы медиа в вопросе качественного представления культурного контента занимали принципиальную позицию.

Но СМИ, в частности ТВ, этого не делают. Хватает ли вам сегодня культурного контента на украинских телеканалах?

— Конечно, нет. Телеканалы даже не пытаются реагировать на эти вызовы. Как зритель, я понимаю, что того культурологического контента, который присутствует, полностью не хватает. Почему так происходит? Понимаете, низкая культура украинского политикума приводит к тому, что они — политиканы — подчиняют себе абсолютно все — любое внимание потребителя информации они пытаются привлечь к своим личностям — собственным диалогам, дрязгам, каким-то бессмысленным заявлениям... чтобы не распылялось внимание электората... Кроме них, больше ничего нет.

Сегодня ведь, нужно понимать, у многих людей нет ни материальной, ни физической возможности пойти в театр или филармонию. И понимание культуры у многих украинцев ограничивается тем, что показывает ТВ. Поэтому, если наш «ящик» понимает свою общественную функцию, по нему должно демонстрироваться больше хороших, осмысленных и глубоких культурных передач — о литературе, музыке, выставках, фестивалях...

— Мне часто телеменеджеры на такие вопросы отвечают, что культура — не рейтинговая...

— На самом деле, были интересные культурные телепроекты, которые подтверждали, что их смотрят миллионы. И не нужно вообще забывать об общественной функции, которую должно было бы по крайней мере частично выполнять ТВ. В конечном итоге, зрителя нужно воспитывать, ставить какую-то «планку» и к ней стремиться, а не наоборот — второсортными сериалами притуплять мозги людей. Да, часто у руководителей каналов «безапелляционная» позиция — мол, это не будут смотреть. Я в таком случае говорю: а вы сначала попробуйте, сделайте... Конечно, намного легче ничего не делать и подменять культуру низкопробными талант-шоу. Потому что при таких условиях не нужно вкладывать большие деньги, проводить качественные кастинги профессиональных ведущих, выращивать своих журналистов, не нужно заказывать интересные телевизионные форматы. Можно просто переснимать то, что было апробировано в мире большими рейтингами.

Кажется, из украинских медиа только радио традиционно культивирует культуру в своих эфирах...

— Национальное радио не так коммерциализировано, как каналы. Радио всегда имело свои традиции. Журналисты на радио понимают, что премьеры в театрах, филармониях нужно записывать. Что открытие театральных сезонов, премьеры интересных спектаклей, старт известных фестивалей — это информационный повод, о котором мы просто обязаны рассказать. На ТВ этого понимания нет.

В некоторой степени такое же мнение культивируют современные политики, и мы об этом уже говорили. Я бываю постоянно на выставках, в филармонии, в оперном театре... Одним словом, на всех художественных событиях, которые физически успеваю охватить. И почти нигде и никогда не вижу политиков. Им это не неинтересно и не нужно. Они без культуры комфортно себя чувствуют. За исключением — единиц. Да, доводится встречать представителей Министерства культуры, но лишь потому, что им в силу рабочих обязанностей такие мероприятия нужно посещать. И здесь — не без грустных курьезов. Как-то была свидетелем, как представитель Минкульта на концерте камерной музыки Мирослава Скорика сказал, что для него большая честь здесь быть, потому что песни, которые будут звучать, обогащают нашу душу. Какие песни?! То есть они даже не понимали, куда пришли. Нынешнее поколение политиков — это не те люди, которые имеют культурный сентимент и широкий кругозор. Для них главное — быстрые деньги. А под словом «культура» они, в основном, понимают танцы на майдане с пивом.

Есть, правда, положительные примеры. Когда я вижу, что первая леди государства поддерживает Всеукраинский открытый музыкальный конкурс имени Мирослава Скорика — это очень правильно. И в начале концерта выходит играть сын Президента... Пусть это будет пропагандистская вещь, кто-то скажет — что сыграл для пиара Порошенко... Но есть пример — художественная составляющая в семье главы государства присутствует. И это важно — безотносительно к тому, какой у нас Президент.

Скажите, вы за последние годы почувствовали позитивные сдвиги в вопросе качественного представления нашей культуры в мире?

— Я не вижу единой стратегии культурного развития страны и ее промоции в мире. Есть единичные инициативы, известные люди самостоятельно проталкивают «українську барву» в мир, как-то учатся по-новому позиционировать свое культурное наследие здесь, в Украине, но это не стало на государственнические рельсы. К примеру, «Мистецький Арсенал» взялся за Марию Примаченко — на днях закончилась экспозиция ее работ. Успех был феноменальный! Именно в такой стилистике нужно показывать нашу культуру. Сегодня же люди-»факелы» — наши самоотверженные факелы, первыми «загораются» и пытаются огнем своего таланта и энергии зажечь всех. Однако я остаюсь оптимистом. Люблю, ценю, понимаю и пропагандирую нашу культуру. У меня на Первом канале была много лет программа «Добридень», посвященная культурному пространству Украины. С апреля — год как она не выходит. Однако сейчас по инициативе Дарьи Юровской мы положили начало программе ребрендинга художественных историй, которые хранились в доме звукозаписи. Мы делаем сейчас небольшую 12-минутку из имеющегося архива, а также из архива Национальной телекомпании Украины. Между собой программы называем «мини-инъекцией» классической музыки. Уже сняли шесть выпусков, начинаем промоцию этой программы в эфире «UA: Первого». Думаю, что именно так, маленькими усилиями, удастся актуализировать академическую музыку, культуру и обратить на нее внимание власти.

Относительно медиа, в частности ТВ, где говорят, что культура не демонстрирует рейтинги, моя позиция такова: СМИ смогли подготовить людей, которые покупают эту зубную пасту, а не покупают другую (хотя еще 10 лет назад чистили зубы зубным порошком и жили спокойно); СМИ смогли подготовить людей, которые понимают, что необходимо покупать именно этот стиральный порошок, а не другой... Почему же не популяризируем культуру? Ответ очевиден — это невыгодно конкретным людям, которые ее не знают и не понимают.

Вадим ЛУБЧАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ