Телепрограмма «Ключевой момент» стартовала на праздник Покрова — 14 октября.
— «Национальная помощь», — называю я эту программу, ведь спасти чью-то судьбу многого стоит, — говорит Наталья Сумская. — А когда их тысячи — лучшей душевной сатисфакции и не желаю. Да, «Ключевой» празднует первый юбилей! Истории, которые я изучила как ведущая (представьте, сколько их!), — опыт на вес золота, кладезь уникальных знаний. Благодаря им я чувствую себя незаурядным психологом: в моем отношении к близким, коллегам да и к героиням, судьбы которых воплощаю на сцене, все больше превалирует взвешенность.
Все эти годы меня вдохновляют доверие и уважение автора программы — Галины Храпко — и съемочной группы. В первые месяцы мы с Галиной Ивановной работали едва ли не по десять часов в сутки; от репетиций в театре я вынуждена была отказаться: нужно было усвоить, изучить немало нюансов, ведь помочь герою я в состоянии только во время нашего с ним непосредственного общения (репетиций, повторных дублей во время съемок нет).
«Ключевой» часто перемещали по программной сетке (он выходил и вечером, и днем, и утром), однако ряды желающих пережить важный момент своей жизни не редели, наоборот, количество писем, телефонных звонков неуклонно растет. Такая благодарность зрителей — приятная награда. А скоро в одной из программ вы увидите Наталью Сумскую не как ведущую, а как героиню... И я возлагаю надежды на «Ключевой».
В связи с первым серьезным юбилеем программы — небольшое интервью с ее ведущей.
— Рассказывают, что вас нянчили народные артисты Львовского театра имени Марии Заньковецкой...
— Я даже помню руки (буквально) классиков: в частности, Василия Сергеевича Яременко. До сих пор храню гостинцы Александра Гринько, Федора Стригуна. Действительно, меня нянчили мэтры, и я рада, что моей колыбелью был Львовский театр. Помню, длиннющий ковер в коридоре от служебного входа до самой сцены. Он пах гримом! Зеркало, смотрясь в которое, фотографировалась мама.
Родители начали работать, когда телевидение еще не зародилось, и люди боготворили театр. Папа и мама были заняты невероятно (чуть ли не каждый вечер выходили к зрителям). Отец, по существу, еще застал ту эпоху, когда актеров носили на руках. Ему выпало создать немало образов: Невольник, Слепой, герой из «Гайдамак» Тараса Шевченко, Фортинбрас из «Гамлета»... В детстве я видела его в костюмах этих персонажей, а повзрослев начала склоняться к мысли, что он родился для таких ролей. Мама работала как характерная актриса. Никогда не забуду, как они вместе играли в спектакле «Пока солнце взойдет — роса глаза выест» по Марко Кропивницкому: мама — Текля, папа — Борис. Недавно узнала, что на радио есть запись этого спектакля. Думаю, мне позволят сделать его копию для семейного архива, и семья Сумских будет иметь настоящее сокровище.
— Помимо Львовского ваши родители работали в Запорожском, Полтавском театрах.
— Да. Папа был занят и в Киеве: в театрах имени Ивана Франко, «Будьмо». А сколько городов родители объехали с гастролями!
— Во время гастролей они и узнали, что их старшая дочь поступила в театральный, хотя до этого считали: Наталья будет изучать иностранные языки, потому что имеет к ним способности.
— Родители и раньше оставляли меня саму на хозяйстве. А в то лето наша семья взяла квартирантов — актеров, которые приехали на гастроли в наш город (так было принято в актерской среде). Я сдавала экзамены, отрабатывала практику в школе и каждый вечер ходила на спектакли гастролеров. А когда играли актеры Донецкого оперного, даже срывала цветы с клумбы напротив театра — так проявляла восхищение мастерством исполнителей, особенно пана Сорокина, который был занят в спектаклях «Евгений Онегин», «Трубадур», «Травиата»...
В то лето, когда я, закончив школу, однажды вышла из дома, чтобы ехать на улицу Федорова (в Институт иностранных языков), сработала тяга к актерскому делу. Сошла на несколько остановок раньше и пошагала по Ярославову Валу к Театральному...
— Думаете, актерская профессия и педагогика близки?
— Да. Первой учительницей моей мамы была Варвара Семеновна Крылова (жена Александра Довженко). Она советовала своей ученице поступать в педагогический, и она же впоследствии настояла на том, чтобы девушка испытала себя в театральном. Поэтому какое-то время в маминой душе педагогическое начало боролось с актерским. Были времена, когда и я видела себя педагогом. В частности, физической культуры. Счастлива, что в моем сердце победило актерство, потому что когда зритель в актере признает еще и учителя, можно вести речь о наивысшем уровне педагогики.
— Вы увлекались и рок-исполнением: Андрей Демиденко, Роман Суржа, Кузьма Скрябин писали для вас песни. Сегодня ваш голос радует зрителей не только в «Задунайце...»: в «Кайдашевой семье» вы поете за сценой.
— Не могу не петь в этом спектакле! «Кайдашева семья» — пример для тех, кто придет смотреть, как складывается совместная жизнь родителей и их женатых сыновей. «Ставте хату пополовині!» — заявляет Карп, после женитьбы. Так решали проблему несовместимости характеров раньше, признайте, ведь конструктивное решение вопроса! В конце концов, Кайдаши разделили усадьбу, землю, хотя дошли до этого перессорившись. Эстрадное творчество я оставила: меня нашло телевидение. Но украинское сегодня, как в творчестве, так и в жизни, — на первом месте. Главное! Я и одеждой пытаюсь это передать: недавно пошила бархатную юбку с изысканными нашивками, характерными для украинского наряда. Наше — прекрасно!
— Как вы чувствуете себя, работая на одной сцене с мужем — народным артистом Украины Анатолием Хостикоевым?
— Чувствую себя ответственной. Пытаюсь не перегружать мужа проблемами, заботиться об общем отдыхе, избегать возможных неприятностей, связанных со здоровьем семьи. Вообще, это даже интересно! Между тем, об отдыхе семьи больше заботится Анатолий: он частенько устраивает поездки за город. Женщина, как наседка, постоянно думает о гнезде: еще то нужно сделать, и то... Мудрый муж помогает ей остановиться, отвлечься, «зарядиться» новыми силами. А отдохнуть сегодня можно только за пределами мегаполиса. Люблю места под Борисполем, лес. В детстве мы с бабушкой часто ходили за ягодами (женщины не покупали чернику — собирали). Обожаю ароматы степи, работу на земле. Одним словом, не люблю бездельничать! Героиня «Бесталанной» учит: «Хоч пір’я дери, а даром не сиди!»