Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Книги «Дня» учат не бояться правды»

Читатели наших редакционных новинок продолжают делиться своими впечатлениями
11 марта, 2016 - 13:19
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Прошлогодняя книжная наработка «Дня» стала рекордной не только по количеству изданий — мир увидели публицистический триптих («Котел, або Справа без терміну давності», «Я — свідок. Записки з окупованого Луганська», «Катастрофа і Тріумф. Історії українських Героїв») и исторический фолиант «Повернення в Царгород». Рекордным также оказалось время, на протяжении которого  тираж всех новинок разошелся, — всего полгода! В настоящее время редакция активно ищет партнеров для переиздания книг, ведь жизнь подтверждает: запрос на знания правдивой истории, а особенно истории новейшей — огромный. Особенно важно, чтобы книги, где анализируются глубинные причины нашего хронически кризисного и военного настоящего, дошли до украинского политикума и всех, кто называет себя политическими экспертами. Ведь после многочисленных презентаций нашего триптиха при участии авторов в разных городах страны «эксперты» до сих пор демонстрируют кричащее непонимание (или нежелание понимать?) того, когда, кем и как была заложенная «мина» под украинскую государственность. Может, пора уже проводить открытые публичные конференции по книгам из Библиотеки «Дня»?

Мы продолжаем предоставлять слово читателям наших редакционных новинок.

«РЕКОМЕНДУЮ «КОТЕЛ» ВСЕМ, КТО ЕЩЕ СПОСОБЕН ДУМАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ»

Вера ЧЕПКО, научный сотрудник Затурцевского мемориального музея Вячеслава Липинского на Волыни:

— Книгу «Котел, или Дело без срока давности» взяла по совету нашего затурцевского библиотекаря Любови Владимировны Левчик. Библиотека наша отличается от других тем, что в ней есть книги, изданные газетой «День». Об этом заботится библиотекарь, которая каждому изданию находит своего читателя. Большинство событий, описанных на страницах книги «Котел», я помню из выпусков новостей. Когда Леонида Кучму избрали на второй президентский срок, большинству граждан было понятно, что этого достигли путем тотальных фальсификаций и подкупа избирателей. На время убийства Георгия Гонгадзе мне было 17 лет, мое поколение росло и взрослело в осознании того, что в нашей стране все дозволено тому, у кого есть деньги. Большинство детей не пытались даже получать знания, ведь не считали это необходимым для дальнейшей жизни. 10 января 2001 года тогдашних студентов Волынского государственного университета категорично «пригласили» на митинг на Театральную площадь в Луцке, даже перенесли все экзамены того дня на другой. Это воспринималось очень странно, особенно когда стало известно о цели мероприятия. Но необходимая картинка для новостей была готова: «Волынская молодежь поддерживает президента!». Хотя мнения молодежи никто не спрашивал, все решил, наверное, даже не ректорат. Такие митинги организовывали во многих областных центрах, чтобы показать, как все поддерживают Кучму — в противовес акциям «Украина без Кучмы», на которые люди шли по собственным убеждениям, чтобы добиться верховенства права, а не силы, чтобы заставить действующую власть работать в законном поле и ответить за свои преступления.

ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

За нерешительность в 1990-ых, 2000-ом, 2005-ом и 2014-ом мы будем расплачиваться очень долго еще не одной жизнью военных и мирных жителей на востоке государства. От многих можно услышать, что пусть лучше был бы Янукович, чтобы не было войны. К сожалению, люди не понимают, что во всех событиях, происходящих в нашем государстве, виноваты мы все. Бороться против системы трудно, возможно, не по силам каждому, но очень нужно. Нельзя жаловаться на кого-то, а самому брать и давать взятки и думать, что виноваты в этом другие. У нас лучшая в Европе Конституция, однако существует одна проблема: ее никто не выполняет. После Евромайдана стали говорить, что у нас очень сознательное общество, но это не так, потому что сознательное общество контролирует власть ежедневно и у него нет необходимости выходить на площади каждое десятилетие. Возможно, украинцев ставят в такие условия, чтобы мы думали только, как выжить и прокормить семью, и не пытались задавать неудобные вопросы представителям власти разных уровней, но каждая дамба прорывается во время наводнения.

Те материалы, которые печатаются в ежедневной газете «День», а потом становятся книгами современной публицистики, нужны каждому, кто интересуется положением вещей в стране. Большинство из нас узнают новости через телевидение, и часто бывает, что телеканалы освещают новости однобоко, в соответствии с мнением владельца телеканала. Кто ленится еще где-то искать информацию, тот считает Л. Кучму самым большим миротворцем в Украине, не понимая, что благодаря ему и компании имеем эту систему власти со всеми ее недостатками.

Книги читать люди разучились, однако «Котел» я перечитала с интересом, вспоминая уже известные данные, сравнивая их с новыми. Рекомендую книгу всем, кто еще способен думать и анализировать.

«НЕ БОЯТЬСЯ ПРАВДЫ И ТЯЖЕЛОГО ПУТИ ЕЕ ПОИСКА»

Александр ВЕШЕЛЕНИ, преподаватель Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского, программный директор Международного фестиваля рассказа Intermezzo:

— Для меня появление триптиха книг от газеты «День» является действительно знаковым событием, потому что современная эпоха диктует очень стремительные запросы на аналитику и репортажи. Важно понять, что картинка из новостей редко дает возможность углубиться в суть проблем и перемен в государстве — а вот работа авторов и составителей книг Библиотеки «Дня» тщательно расставляет акценты вокруг событий, которые переживают украинцы. Меня одинаково впечатляют книги, повествующие о временах «кучмизма», когда я еще был школьником, и те, где речь идет о войне последних двух лет — в обоих случаях становится понятно, что история и повороты в ней привязаны к конкретным людям и их судьбам, к испытаниям, которые невозможно представить во времена относительного спокойствия. Чем больше будет накапливаться вакуум между реальными событиями в государстве и их медийным освещением, тем глубже станут те «котлы», в которых будем вариться мы все, — и это очень важный месседж, о котором говорит, в частности, Иван Капсамун. Не бояться правды и тяжелого пути ее поиска — это тот пример, который ставят украинские журналисты перед каждым из нас. Мне кажется, что на уровне печатных репортажей часто ситуация лучше, чем в телевизионных или онлайн-расследованиях, особенно в плане «ревизии» подзабытых преступлений и дел (а наше общество оказалось в ситуации, когда количество таких пятен новейшей истории растет в геометрической прогрессии). Хотелось бы, чтобы книги-расследования действительно становились трендами современного книжного рынка, ведь без них трудно опираться на мощные аргументы в борьбе за спасение и развитие страны.

«ПОВЕРНЕННЯ В ЦАРГОРОД» — КНИГА НА ВЫРОСТ

Наталия ГАТАЛЬСКАЯ, ведущий научный сотрудник Затурцевского мемориального музея Вячеслава Липинского, с. Затурцы Локачинского района на Волыни:

— С детства помню в родительском доме пять икон: подвенечные мамы и папы, святой Надежды (со дня крещения мамы, которая родилась 4 сентября 1911 года) и святых Ольги и Владимира. Три последних названных иконы были небольшими (как четверть листа А4): на картонке светло-коричневого цвета была приклеена цветная бумажная открытка.

Как-то я спросила маму об этих семейных реликвиях (ведь их берегли как большую ценность, потому что из горящего дома во время Второй мировой войны (к слову, тогда родительский дом горел дважды) первыми выносили детей, иконы, семейный альбом, а уже потом подушки, перину, одежду и другие бытовые вещи). О свадебных иконах, а также иконе святой Надежды мне уже было известно, а вот кто изображен на других — не знала. Как сейчас помню мамины слова в ответ на мой вопрос: «Это крестители Украины — Ольга и Владимир». Конечно, семи- или восьмилетняя девочка тогда ничего не знала ни о крещении Руси, ни о добродетелях или преступлениях этих исторических лиц. Ведь моральное насилие (а насилие относительно религиозных убеждений особенное), как и физическое, недопустимо для людей, которых позже признают святыми. В церковь тогда запрещали ходить учителя, а родители не были религиозными фанатиками (мама не раз в шутку говорила, что папа ходит в церковь только тогда, когда нужно нести пасхальную корзину). По этим причинам, а еще из-за моей пассивности в этом вопросе я не вспоминала об этом разговоре долго.

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

И тут, абитуриенткой киевского вуза, я попала на Владимирскую горку, увидела величественный памятник святому Владимиру и услышала от экскурсовода о том, что никто не может увидеть лицо святого вблизи. (Кстати, об этом вспомнилось, как и о других событиях моей жизни, связанных с личностью Владимира Великого, только по прочтению книги «Повернення в Царгород».) Это было мое, так сказать, очное знакомство со святым Владимиром Великим. А учеба в стенах университета имени Т. Г. Шевченко (бывшем университете святого Владимира) усилила желание больше узнать об этой знаковой исторической фигуре. Потом были нелегальные посещения (это же 1970-е годы!) Владимирского собора (перед сессией нужно было поставить свечку для успеха) и еще много чего, что, возможно, уже стерлось из памяти.

А теперь — по поводу книги «Повернення в Царгород». Действительно, это книга на вырост. Не считаю себя абсолютным дилетантом в вопросах истории Украины — и все же это вещь, которую нужно читать вдумчиво, раз за разом возвращаясь к прочитанному и открывая неизвестные ранее имена и события, анализируя, сравнивая официальную оценку исторического явления, личности с собственным их восприятием и пониманием.

Поэтому статья доктора исторических наук Владимира Рычки «Тысячелетний Владимир. Великий креститель Украины-Руси и его след в истории», кроме информационной ценности, у вдумчивого читателя вызывает много вопросов.

Приятно, что в статье известного ученого есть упоминание и о Загоровском монастыре на Волыни, всего в 25 километрах от Затурцов, где составлен рукописный сборник в начале ХVII века, в котором прославляется Владимир как духовный просветитель Руси.

Правда, личность Владимира Великого используется, к сожалению, и сегодня идеологами русского православия и политиками, пытающимися присвоить и этот кусок украинской истории. Но, думаю, мы сумеем отстоять не только нашу территорию, а и наши национальные духовные ценности.

P.S. Впечатлили книги из серии Библиотеки «Дня», и вам не терпится поделиться впечатлениями с другими читателями? Пишите нам на почту [email protected], и лучшие отзывы будут опубликованы на сайте «Дня» и в газете.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк; Олеся ШУТКЕВИЧ, Винница
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ